ДРТ о новых требованиях Мосбиржи к отчетности публичных компаний
Новые регуляторные правила могут быть особенно актуальны для недавно вышедших на фондовый рынок эмитентовТимур Турсунов возглавляет группу по оказанию услуг в области устойчивого развития ДРТ. Он принимает активное участие в развитии концепции устойчивого развития и повестки ESG в России.
С 24 сентября 2024 года Московская биржа обязала компании с акциями в первом и втором уровнях листинга публично раскрывать нефинансовую информацию в составе годового отчета или отдельного нефинансового отчета начиная с отчетности за 2024 год. Раскрывать нефинансовую информацию необходимо не позднее 31 августа года, следующего за отчетным.
Что раскрывать
Эмитент самостоятельно определяет объем, формат и форму раскрытия нефинансовой информации. В требованиях не говорится ничего по поводу категорий информации, которая попадает под новые требования. Однако, как правило, под нефинансовой информацией подразумеваются ESG-показатели (Environmental, Social, Governance — результаты деятельности компании с точки зрения воздействия на общество, сотрудников, клиентов, экологию, а также на развитие практик этичного ведения бизнеса и лучшие практики корпоративного управления). В более продвинутом подходе, которого в последнее время придерживаются международные и вдохновленные ими российские методологии, наряду с собственным воздействием на вышеуказанные аспекты ожидается, что компании будут раскрывать и то, как эти аспекты влияют на сам бизнес этих компаний.
Важной частью нефинансового отчета является не только раскрытие непосредственно показателей воздействия компании, но и того, как компания работает с соответствующими факторами с точки зрения управления ими: учитывает ли она их в своей стратегии и бизнес-модели, насколько активно участвует в этом руководство компании и как формализован подход к соответствующим вопросам в ней.
Зачем раскрывать
В мире отчетливо прослеживается тенденция признания того факта, что, действуя не только в собственных интересах, но также в интересах общества, планеты и прислушиваясь к мнению заинтересованных сторон, компания способна достичь долгосрочных преимуществ, как финансовых, так и репутационных. Одним из проявлений этой тенденции являются все большее смещение нефинансовых раскрытий из области добровольных инициатив в область соответствия регуляторным требованиям и «упаковка» этих раскрытий в общепринятый формат. Такой подход призван дать возможность заинтересованным сторонам всесторонне рассматривать деятельность компании и ее перспективы, учитывая не только традиционные бизнес-показатели, но и другие факторы, способные в будущем значительно повлиять как на саму компанию, так и на бизнес-ландшафт в целом.
В контексте Московской биржи введение требований к раскрытию нефинансовой информации можно назвать нормализацией существующей добровольной практики по причине того, что многие компании из котировальных списков эти отчеты уже публикуют. Действия регулятора — это, по сути, выравнивание ситуации на фондовом рынке. Есть «голубые фишки» и известные эмитенты, вышедшие на рынок давно, а есть компании, которые только-только провели IPO. Особенно этот разрыв стал заметен в последние два года, когда в России произошел бум IPO. Чтобы избежать непропорциональности в отношении доступности и открытости информации о деятельности компании, биржа выравнивает эти требования: то, что «старожилы» делают уже многие годы, становится примером для только вышедших на фондовый рынок компаний.
Московская биржа — не первый институт, который продвигает повестку раскрытия нефинансовой информации. ЦБ РФ уже достаточно давно опубликовал соответствующие рекомендации к публичным обществам, а в ближайшее время должен появиться стандарт Минэкономразвития России по подготовке нефинансовой отчетности, где не только формализованы требования к таким раскрытиям с точки зрения того, что именно, как и когда раскрывать, но и указано, что раскрываемая информация будет являться базой специального рейтинга, на основе которого отчитывающаяся компания сможет претендовать на получение тех или иных преференций от государства.
По каким стандартам
В требованиях Московской биржи не зафиксирован определенный стандарт раскрытия, но упоминается, что эмитенты могут использовать общепризнанные международные и российские стандарты. В отношении российских методологий в качестве потенциально применимых указаны рекомендации ЦБ РФ к публичным компаниям, а также проект стандарта Минэкономразвития России о раскрытии нефинансовой информации.
Тем компаниям, которые никогда не раскрывали нефинансовую информацию, необходимо подойти к процедуре стратегически с прицелом на долгосрочную перспективу. Необходимо понимать, зачем биржа ввела это требование: для кого информация будет публиковаться и что заинтересованные стороны надеются увидеть в нефинансовом отчете. Выбор стандарта раскрытия нефинансовой отчетности очень важен.
В условиях присутствия разных стандартов в части раскрытия нефинансовой отчетности требуется понимать их приоритетность. Международный стандарт, к которому все привыкли на российском рынке, — это Global Reporting Initiative (GRI). Его особенностью является широкая адресность предоставляемой информации, что имеет как преимущества, так и недостатки с точки зрения специфических областей интересов той или иной группы заинтересованных сторон и детализации соответствующей информации. В этой связи эксперт предлагает обратить внимание на стандарты, опубликованные в июне 2023 года Советом по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB) под эгидой МСФО, где основной целевой аудиторией указаны инвесторы, а сама информация об устойчивом развитии предполагается к раскрытию в четком контексте ее влияния на бизнес компании. В подобном же ключе построен и подход, предусмотренный проектом стандарта Минэкономразвития России, хотя его можно назвать более компромиссным с точки зрения адресности раскрываемых данных.
Самая распространенная ошибка тех, кто занимается подготовкой нефинансовых отчетов в первый раз, — это отсутствие сбалансированности, желание представить компанию исключительно в лучшем свете и использование подхода к раскрытию информации исключительно как к PR-ходу. Идея Московской биржи заключается в том, чтобы дать возможность эмитентам рассказать о ESG-практиках в контексте бизнеса и его перспектив. Имеет смысл сконцентрироваться на том, как компания будет продвигать новые направления, работать с соответствующими рисками и как это будет влиять на ее стоимость в будущем, а не составлять отчет, перечисляя добрые дела. Отправленные в детский дом игрушки или посаженные деревья — это благородные поступки, но не всегда очевидно, какое отношение они имеют к бизнес-перспективам компании и какое понимание выбранного акционерами пути развития компании они могут дать инвесторам. Более того, рассказ о подобных мероприятиях за пределами бизнес-контекста может иметь и негативное влияние на часть инвесторов, которые могут отнестись к этому как к нецелевому расходованию средств, которые могли бы пойти на выплату дивидендов.
В публикации нефинансовой отчетности важны релевантность раскрываемой информации и взвешенность. В нефинансовой отчетности необходимо показать, какие компания видит риски, как она будет управлять ими, какой финансовый эффект они могут иметь в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Релевантность для разных отраслей заключается, например, в том, что инвесторам не столь важно, как нефтегазовая компания справляется с этическим использованием искусственного интеллекта (ИИ), но для них имеет значение то, как компания работает с рисками потенциального экологического ущерба, который может нанести ее деятельность в регионах присутствия, или как она может повлиять на потери экспортных рынков в связи со снижением спроса на свою продукцию, вызванным энергопереходом — именно этот риск будет иметь значительные финансовые последствия, в отличие от всех остальных, и влиять на экономические результаты. Однако те же риски, связанные с загрязнением окружающей среды, для ИТ-компаний не столь существенны, в отличие от эффекта от использования ИИ.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети