Михаил Константинов: «Мы будем двигаться в сторону импортоопережения»
О том, какой путь прошла ЭТП ГПБ, о главных достижениях и планах рассказывает генеральный директор Михаил КонстантиновПервый Вице-Президент Газпромбанка, Генеральный директор ЭТП ГПБ
— Когда 12 лет назад Газпромбанк создал собственную ЭТП, рынок электронных закупок был другим. Значительно отличались и цели, и задачи, которые были поставлены перед новоиспеченной площадкой. Как вы можете охарактеризовать перемены в стратегии ЭТП ГПБ, которые произошли за эти годы? Можно ли сказать, что уже тогда вы предвидели сервисную модель, к которой вы пришли сейчас?
Михаил Константинов: Глобального изменения стратегии ЭТП ГПБ за 12 лет не произошло — площадка изначально создавалась как сервисное бюро, и она остается им до сих пор.
Мы стремимся создавать продукты нашей сервисной линейки совместно с теми, кто будет их использовать. Так клиент превращается в партнера — в партнера по развитию. Он не просто использует то, что мы разработали, а занимает проактивную позицию, предлагая нам создавать новые сервисы, с помощью которых его компания сможет добиться конкурентных преимуществ. Таким образом, мы предлагаем свои цифровые компетенции и одновременно учимся у успешных компаний выстраивать бизнес-модели. Именно к такому партнерству мы всегда стремились.
Еще один тренд, появления которого мы сначала добивались, а теперь его развиваем, — это доверие. Мы рискуем и создаем новый сервис, а наши партнеры его внедряют и тестируют на собственной инфраструктуре, несмотря на все риски, связанные с использованием неапробированного решения.
— В начале работы ЭТП ГПБ ориентировалась преимущественно на нужды целевого заказчика — ПАО «Газпром». Как эволюционировали за прошедшие годы отношения ПАО и площадки?
Михаил Константинов: Мы всегда воспринимали нашего старшего партнера не как отдельную группу компаний, а как институт, потому что именно там мы черпали бизнес-идеи. И это очень важно.
За прошедшие годы наши отношения прошли серьезный эволюционный путь развития, который привел к взаимному доверию и сотрудничеству в самых разных областях — не только в закупках. В наших совместных проектах участвуют чрезвычайно увлеченные люди, которые создают рабочие группы, больше похожие на группы соратников и сподвижников. И мы полностью поддерживаем такой подход. Ведь люди в таких группах нацелены на достижение общего результата, и образ будущего у них четко сформулирован. Все решения всегда соизмеряются с будущим образом, с той пользой, которую они должны принести. Это дает возможность не ввязываться в проекты, результат которых может быть сомнительным.
Благодаря такому подходу растет и наш профессиональный уровень. Мы учимся у наших партнеров.
Конечно, мы учимся не только у ПАО «Газпром», но и у всех крупных клиентов площадки. У любого успешного бизнеса надо учиться — не бывает одинаковых компаний, у каждой есть собственный уникальный рецепт успеха, собственная гениальная идея, которая сделала ее великой.
— За годы работы ЭТП ГПБ показала кратный рост, упрочив свои позиции на рынке. Так, начав с работы по 223-ФЗ, площадка затем прошла отбор для размещения процедур в рамках 44-ФЗ, а позже стала одним из трех спецоператоров для осуществления закрытых закупок. Какие задачи стоят перед ЭТП ГПБ сегодня?
Михаил Константинов: Более того, ЭТП ГПБ создала собственную компанию по разработке, собственный удостоверяющий центр, компанию, которая эксплуатирует сложные биллинговые решения, серьезно занялась вопросами сервисов и внешнеэкономической деятельности с точки зрения таможенной карты, возврата НДС физическим лицам, туристам и так далее. Мы создали множество цифровых сервисов в ответ на вызовы, которые ставит рынок.
Сейчас процессы во внешнеэкономической деятельности полностью изменились. Изменились технологии, которые считались незыблемыми десятилетия, а значит, нужны новые сервисы. И наше цифровое бюро должно быстро создать и отработать их с нашими партнерами с учетом отраслевой специфики.
— Какие из достижений площадки вы считаете самыми значимыми для компании, Газпромбанка, клиентов и российской экономики в целом?
Михаил Константинов: Наше первое достижение — это то, что еще на этапе создания площадки мы решили, что в ближайшие 25 лет она будет развиваться в направлении сервисного бюро, разработки сервисов, создания партнерств, выстраивания доверительных отношений.
Второе достижение — в нас поверили, и мы сумели оправдать доверие. Учредитель не просто смотрит, как мы работаем, поддерживает и ждет дивидендов, но и активно участвует в развитии нашего бизнеса, интегрируя его в свой. Степень интеграции ЭТП в транзакционное направление бизнеса банка максимальная. И синергетический эффект с интеллектуальной и коммерческой точек зрения огромный.
Но нет предела совершенству. И у банка, и у нас огромное количество продуктов, постоянно появляются новые. Самое главное — тщательно проанализировать на основе модели применимости то, что мы собираемся создать.
Количество сервисов, которые мы можем создать совместно с банками, нашими партнерами, трудно себе представить: мы отвечаем на вызовы рынка, и реальность такова, что санкционный режим будет только ужесточаться.
Кроме того, мы будем двигаться в сторону импортоопережения. Сквозные технологии, которые должны пронизывать всю экономику страны, определены. Нашими партнерами являются крупные промышленные холдинги, которые дают работу тысячам людей. Они не могут развиваться без инженерной кооперации, а значит, мы будем разрабатывать для них сервисы по созданию уже не сложных, а сверхсложных идей, изделий. Сервисы, связанные с кооперацией инжиниринговых, научных процессов, проектировщиков, конструкторов, которые находятся в разных регионах нашей страны и за рубежом и стремятся объединить усилия.
Единая цифровая среда необходима и инвестору, который хочет видеть, как расходуются его деньги. Не секрет, что сегодня инвесторы живут с ощущением наступившего, но не озвученного риска. Это может спровоцировать их на выход из проекта. Но, обеспечив абсолютную прозрачность, можно избежать паники.
12 лет для компании в сфере ИТ — это по нынешним временам очень много. Кто-то из наших «ровесников» уже прекратили свое существование. За прошедшие годы нам удалось собрать творческую команду, объединенную общими ценностями, и сохранить творческую атмосферу, несмотря на рост. И впереди у ЭТП ГПБ множество интересных задач и огромный потенциал развития, который послужит не только благу партнеров, но и экономике нашей страны в целом.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети