Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

СлужИИть бы рад: как искусственный интеллект помогает госсектору

О том, какие возможности открывает внедрение ИИ в госсекторе, рассказал Евгений Лящук, коммерческий директор ООО «Сбер Бизнес Софт».
СлужИИть бы рад: как искусственный интеллект помогает госсектору
Источник изображения: Личный архив компании
Евгений Лящук
Евгений Лящук
Коммерческий директор ООО «Сбер Бизнес Софт»

Эксперт в B2B/B2G-партнерствах и отраслевой аналитике. Специализация: цифровая трансформация, оценка и анализ рыночных трендов, внедрение ИИ в операционные процессы

Подробнее про эксперта

Сегодня большая часть работы чиновников состоит из рутинных процессов: заполнение форм, составление официальных писем, регистрация обращений граждан. По данным Сбера, использование ИИ позволяет ускорить выполнение отдельных операций в 5–7 раз, а в ряде задач — в десятки раз.

ИИ автоматизирует документооборот

Уже сейчас ИИ умеет распознавать документы и находить там нужную информацию, анализировать полученные данные и делать выводы. Например, в начале года Сбер Бизнес Софт совместно со Сбером завершили первый этап пилотного проекта с Арбитражным судом Иркутской области. Был внедрен ИИ-сервис для преобразования изображений документов в машиночитаемый текст. Автоматизация работы с документами позволяет увеличивать скорость внутренних процессов за счет автоматизации ручных операций работы с документами, снижать количество ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора.

Внедрение подобных ИИ-инструментов будет способствовать дальнейшему переходу от бумажных архивов к электронным базам данных, оперативному обмену данными между ведомствами и, как результат, — к ускорению процесса получения услуг и оформления документов гражданами. Больше не придется ходить по инстанциям, чтобы собрать несколько бумажных документов или  заполнять несколько форм.

ИИ работает с обращениями

Кроме того, искусственный интеллект помогает оперативно отвечать на вопросы граждан, анализировать поступающие обращения, выделять ключевые проблемы и быстро помогать принимать решения по их устранению, что значительно сокращает время ожидания ответа и повышает удовлетворенность качеством сервисов госорганов. То, что раньше занимало недели — сегодня может решиться за минуты.

Дальнейшее развитие таких решений как ИИ-агенты (программы на базе искусственного интеллекта, которые могут самостоятельно принимать решения) поможет не только получить ответы на вопросы, но и подать заявку на получение услуги, оформить и отправить необходимые документы, записаться на прием или вызвать мастера на определенную дату и время. В перспективе такие ИИ-агенты смогут самостоятельно формировать заявления по фотографии паспорта, проверять корректность документов и сопровождать гражданина на всем пути получения услуги.

ИИ применяется в сфере здравоохранения

Внедрение ИИ в сфере здравоохранения существенно повышает качество диагностики. Например, в 2025 году в столичных поликлиниках начал работу ИИ-агент, который экономит время врачей на изучение истории болезни и при этом помогает быстро получить необходимую информацию за счет предоставления ключевой информации о пациенте из его электронной медицинской карты. Это уменьшает нагрузку на врачей в условиях многопоточного приема и позволяет выделить больше времени на каждого пациента, повысить качество диагностики и снизить вероятность ошибок, вызванных переутомлением или недостатком информации.

ИИ видоизменяет городскую среду

Искусственный интеллект помогает сделать городскую среду более комфортной и безопасной. Уже сейчас Российский экологический оператор использует нейросети для автоматического выявления несанкционированных свалок с последующей передачей данных в контролирующие органы.

Аналогичные технологии внедряются в регионах для мониторинга состояния дорожной инфраструктуры: ИИ-системы фиксируют дефекты дорожного полотна, классифицируют их по степени важности и направляют информацию в надзорные службы. В будущем ИИ сможет не только фиксировать нарушения, но и прогнозировать, где они возникнут, чтобы власти могли устранять проблемы еще до поступления жалоб от граждан, повышая удовлетворенность жителей и снижая издержки на аварийные ремонты.

Планирование новых социальных объектов также становится точнее благодаря ИИ. Например, в Санкт-Петербурге был запущен пилотный проект, где ИИ на основе анализа реальных потребностей жителей, дал рекомендации по расположению необходимых объектов инфраструктуры. Такой подход исключает «слепое» проектирование и делает среду вокруг человека комфортнее. Использование ИИ в городском планировании позволит создать основу для точечной и гибкой стратегии развития городской среды — ориентированной не на среднестатистического жителя, а на реальные запросы населения в каждом конкретном районе.

Что дальше

В перспективе ИИ станет полноценным цифровым помощником госорганов, главный эффект от внедрения которого — не только экономия времени и бюджетов, но и более точное, быстрое и человечное взаимодействие с государством.

Важно подчеркнуть, что ИИ не заменит человека, а усилит его, создавая более устойчивую, технологичную и сервисную модель государственного управления, где услуги населению будут оказываться проактивно, просто и понятно, исходя из жизненной ситуации каждого конкретного человека.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
121170, Россия, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 32, к. 1, помещ. 7.с.18
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия