СлужИИть бы рад: как искусственный интеллект помогает госсектору
О том, какие возможности открывает внедрение ИИ в госсекторе, рассказал Евгений Лящук, коммерческий директор ООО «Сбер Бизнес Софт».

Эксперт в B2B/B2G-партнерствах и отраслевой аналитике. Специализация: цифровая трансформация, оценка и анализ рыночных трендов, внедрение ИИ в операционные процессы
Сегодня большая часть работы чиновников состоит из рутинных процессов: заполнение форм, составление официальных писем, регистрация обращений граждан. По данным Сбера, использование ИИ позволяет ускорить выполнение отдельных операций в 5–7 раз, а в ряде задач — в десятки раз.
ИИ автоматизирует документооборот
Уже сейчас ИИ умеет распознавать документы и находить там нужную информацию, анализировать полученные данные и делать выводы. Например, в начале года Сбер Бизнес Софт совместно со Сбером завершили первый этап пилотного проекта с Арбитражным судом Иркутской области. Был внедрен ИИ-сервис для преобразования изображений документов в машиночитаемый текст. Автоматизация работы с документами позволяет увеличивать скорость внутренних процессов за счет автоматизации ручных операций работы с документами, снижать количество ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора.
Внедрение подобных ИИ-инструментов будет способствовать дальнейшему переходу от бумажных архивов к электронным базам данных, оперативному обмену данными между ведомствами и, как результат, — к ускорению процесса получения услуг и оформления документов гражданами. Больше не придется ходить по инстанциям, чтобы собрать несколько бумажных документов или заполнять несколько форм.
ИИ работает с обращениями
Кроме того, искусственный интеллект помогает оперативно отвечать на вопросы граждан, анализировать поступающие обращения, выделять ключевые проблемы и быстро помогать принимать решения по их устранению, что значительно сокращает время ожидания ответа и повышает удовлетворенность качеством сервисов госорганов. То, что раньше занимало недели — сегодня может решиться за минуты.
Дальнейшее развитие таких решений как ИИ-агенты (программы на базе искусственного интеллекта, которые могут самостоятельно принимать решения) поможет не только получить ответы на вопросы, но и подать заявку на получение услуги, оформить и отправить необходимые документы, записаться на прием или вызвать мастера на определенную дату и время. В перспективе такие ИИ-агенты смогут самостоятельно формировать заявления по фотографии паспорта, проверять корректность документов и сопровождать гражданина на всем пути получения услуги.
ИИ применяется в сфере здравоохранения
Внедрение ИИ в сфере здравоохранения существенно повышает качество диагностики. Например, в 2025 году в столичных поликлиниках начал работу ИИ-агент, который экономит время врачей на изучение истории болезни и при этом помогает быстро получить необходимую информацию за счет предоставления ключевой информации о пациенте из его электронной медицинской карты. Это уменьшает нагрузку на врачей в условиях многопоточного приема и позволяет выделить больше времени на каждого пациента, повысить качество диагностики и снизить вероятность ошибок, вызванных переутомлением или недостатком информации.
ИИ видоизменяет городскую среду
Искусственный интеллект помогает сделать городскую среду более комфортной и безопасной. Уже сейчас Российский экологический оператор использует нейросети для автоматического выявления несанкционированных свалок с последующей передачей данных в контролирующие органы.
Аналогичные технологии внедряются в регионах для мониторинга состояния дорожной инфраструктуры: ИИ-системы фиксируют дефекты дорожного полотна, классифицируют их по степени важности и направляют информацию в надзорные службы. В будущем ИИ сможет не только фиксировать нарушения, но и прогнозировать, где они возникнут, чтобы власти могли устранять проблемы еще до поступления жалоб от граждан, повышая удовлетворенность жителей и снижая издержки на аварийные ремонты.
Планирование новых социальных объектов также становится точнее благодаря ИИ. Например, в Санкт-Петербурге был запущен пилотный проект, где ИИ на основе анализа реальных потребностей жителей, дал рекомендации по расположению необходимых объектов инфраструктуры. Такой подход исключает «слепое» проектирование и делает среду вокруг человека комфортнее. Использование ИИ в городском планировании позволит создать основу для точечной и гибкой стратегии развития городской среды — ориентированной не на среднестатистического жителя, а на реальные запросы населения в каждом конкретном районе.
Что дальше
В перспективе ИИ станет полноценным цифровым помощником госорганов, главный эффект от внедрения которого — не только экономия времени и бюджетов, но и более точное, быстрое и человечное взаимодействие с государством.
Важно подчеркнуть, что ИИ не заменит человека, а усилит его, создавая более устойчивую, технологичную и сервисную модель государственного управления, где услуги населению будут оказываться проактивно, просто и понятно, исходя из жизненной ситуации каждого конкретного человека.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



