РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Как внедрить зеленые маршруты для пешеходов и велосипедистов в городе

Зеленые маршруты — шаг к экологическому городу. Как пешеходные и велодорожки улучшают жизнь, сокращают выбросы и меняют облик районов
Как внедрить зеленые маршруты для пешеходов и велосипедистов в городе
Источник изображения: Freepik.com
Владислав Алтунин
Владислав Алтунин
Генеральный директор ООО «СИРИУС»

Генеральный директор «ООО Сириус» с экспертизой в строительстве и строительных материалов, а также в участии в тендерах

Подробнее про эксперта

Города будущего создаются уже сегодня — с удобными маршрутами, чистым воздухом и пространствами, которые вдохновляют на движение. Зеленые маршруты — это не просто дорожки, а продуманная инфраструктура, которая разгружает транспорт, улучшает экологию и меняет ритм городской жизни.

В статье рассказываем, как проектируются и реализуются зеленые маршруты, делая города комфортнее и ближе к природе.

Исследование и планирование

Перед началом работы необходимо изучить существующую инфраструктуру и понять, какие транспортные связи уже работают и какие маршруты наиболее популярны среди жителей. Например, в городе может быть много коротких, но несвязанных пешеходных дорожек, которые можно объединить в единую сеть.

Дополнительно собираются данные о том, какие направления востребованы. Проводятся опросы жителей и встречи с общественными организациями для выявления участков, где не хватает деревьев или газонов. Это нужно, чтобы маршруты стали привлекательнее и комфортнее для жителей.

Например, в Москве общая протяженность велодорожек на 2024 год составляет около 250 километров, городские власти активно работают над увеличением этого показателя.

Как внедрить зеленые маршруты для пешеходов и велосипедистов в городе

Разработка проекта

Когда исследование завершено, наступает этап проектирования. Здесь разрабатывается целостная сетка маршрутов, которая будет соединять ключевые точки города — жилые районы, офисные центры, парки и учебные заведения. На этом этапе стоит предусмотреть маршруты, которые ведут от крупных жилых кварталов к ближайшим станциям метро или популярным городским паркам.

Оптимальная ширина велодорожек 2–3 метра, а пешеходных тропинок — 1,5–2 метра. При этом материалы и технологии, которые используются в строительстве, должны быть долговечными и экологически безопасными. Подходящий вариант — пористый асфальт, позволяющий воде проникать в почву и предотвращает затопления.

Озеленение — еще один важный элемент. Планируя посадки, нужно учитывать климатические особенности региона. В южных регионах целесообразно использовать деревья, создающие тень, такие как платаны или липы. Один взрослый платан способен снизить температуру воздуха под его кроной на 2–4 градуса. В то же время в северных городах подойдут кустарники и хвойные растения, устойчивые к морозам.

Вдоль маршрутов предусматриваются зоны отдыха с удобными лавочками, питьевыми фонтанчиками и урнами для мусора. Например, в Санкт-Петербурге в прошлом году было создано более 50 новых озелененных зон вдоль популярных велосипедных маршрутов, что повысило их посещаемость на 25%.

Как внедрить зеленые маршруты для пешеходов и велосипедистов в городе

Согласование и привлечение партнеров

Чтобы зеленые маршруты стали реальностью, нужна поддержка местной администрации. Необходимо обосновать, как проект улучшит город: разгрузит дороги, снизит уровень выбросов и создаст более комфортную среду. В Казани и Екатеринбурге такие маршруты уже привели к росту числа велосипедистов на 18–22% и повысили интерес к городским районам.

Особую роль здесь играют и частные компании. Застройщики все чаще интегрируют зеленые маршруты в проекты жилых комплексов, понимая, что это увеличивает рыночную стоимость недвижимости на 5–10%. В Москве такие решения уже стали стандартом в крупных ЖК, где маршруты связывают жилые кварталы с зелеными зонами и транспортными узлами.

Бизнес также активно участвует в создании инфраструктуры. Ритейлеры размещают точки аренды велосипедов рядом с магазинами, банки финансируют обустройство маршрутов в рамках социальных программ, а девелоперы включают благоустройство в концепцию районов. Это позволяет объединить ресурсы города и бизнеса, чтобы создать экологичную и экономически выгодную среду.

Реализация

Работы по созданию зеленых маршрутов начинаются с подготовки территории. Участки очищают, проводят инженерные коммуникации, выравнивают основания для дорожек. Далее укладывают покрытия с обязательным учетом систем водоотведения, чтобы защитить дорожки от разрушения из-за осадков или таяния снега.

Освещение также требует детального подхода. Сегодня устанавливаются энергоэффективные светильники, которые равномерно освещают маршруты, включая перекрестки и пересечения. Свет должен быть мягким и комфортным для глаз, обеспечивая безопасность движения в темное время суток.

Завершающим этапом становится озеленение. Деревья и кустарники высаживают в периоды, когда они лучше всего приживаются. В российских городах вдоль маршрутов часто высаживают липы, клены и рябины, которые адаптированы к городским условиям и формируют зеленые коридоры. Это позволяет увеличивать долю зеленых зон в городах на 3–5% ежегодно.

Поддержание и улучшение

Чтобы зеленые маршруты оставались удобными, их нужно регулярно поддерживать: чистить дорожки, обновлять покрытия, подрезать деревья и проверять освещение. Зоны отдыха — скамейки, фонтанчики, урны — должны быть в порядке, чтобы люди с удовольствием пользовались этими пространствами.

Развитие сети маршрутов — это логичный шаг вперед. Новые направления соединяют районы и популярные места отдыха с существующими маршрутами, делая их частью общей городской инфраструктуры. Чем больше связей, тем активнее используются маршруты.

Как внедрить зеленые маршруты для пешеходов и велосипедистов в городе

Почему зеленые маршруты важны для всех

Зеленые маршруты меняют ритм города. Они мотивируют больше ходить пешком, пересаживаться на велосипеды и проводить время на улице. Это снижает нагрузку на дороги, делает воздух чище и создает приятную альтернативу поездкам на автомобиле. В Москве, например, внедрение таких маршрутов уменьшило выбросы CO₂ на 15 тысяч тонн в год.

Районы с зелеными маршрутами становятся привлекательнее для жизни. Рядом открываются кафе, велопрокаты, маленькие рынки, а стоимость жилья растет. Туристы тоже выбирают такие зоны для прогулок, что стимулирует экономику.

Для жителей это не просто удобство, а качественно новый городской ритм: безопасные дорожки, чистый воздух и места, где хочется быть каждый день.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.05.2014
Уставной капитал
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ № 7, лн. 22-Я в.о, д. 3, к. 1, помещ. 1н офис 543
ОГРН 1147847170613
ИНН / КПП 7801629900 780101001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия