РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как автоматизировать склад стройматериалов с помощью WMS

Александр Павлов, генеральный директор «Технологии учета» поделился практическими методами повышения эффективности складской логистики в сфере строительства
Как автоматизировать склад стройматериалов с помощью WMS
Источник изображения: Freepik.com
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Современный рынок хранения и продаж строительных материалов характеризуется высокой конкуренцией и постоянным ростом требований к качеству поставок и скорости обслуживания клиентов как в секторе b2b, так и b2c. Поэтому вопрос автоматизации актуален как для официальных дилеров и дистрибьюторов известных марок строительных и отделочных материалов в России, так и компаний в сфере розничной торговли, продающей разные товары общего пользования (стройматериалы, ручной электрический и бензоинструменты, инженерные системы, кровельные и отделочные материалы, крепеж). В этой статье рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются владельцы складов из отрасли строительства и ремонта и поговорим о том, как автоматизация операционной деятельности позволяет повысить эффективность работы, сократить затраты и оптимизировать логистические процессы.

Какие решения помогают улучшить деятельность склада стройматериалов

В качестве практически применимых инструментов, которые показывают хорошие результаты в этой отрасли, можно привести следующие:

Использование систем хранения: организация складских помещений должна быть направлена не только на минимизацию времени, которое требуется для поиска и выбора необходимых материалов, но и на соблюдение специальных условий хранения, важно изначально предусмотреть зонирование.

Например, строительные смеси и растворы должны храниться отдельно от газобетонных блоков и кирпичей, чтобы избежать негативного воздействия и повреждений. Легковоспламеняющиеся жидкости (пропитки, лаки, растворители) требуют соблюдения температурного режима, такие материалы как гипс, алебастр и цементные смеси ограничены по срокам годности и чувствительны к сезонности, поэтому при организации хранения в штабелях нижний ярус предварительно застилается материалом, который исключает контакт с водой.

Уличное хранение (для негабарита) на открытых площадках должно предполагать установку навесов и контейнеров, которые минимизируют порчу материалов. Под навесом хранят материалы, которые чувствительны к влажности (брус, бревна, балки, доски, элементы стен из ячеистого бетона, поризованные керамические блоки, битумную черепицу, рубероид, пароизоляционные пленки и т.д.).

Строительные материалы, такие как трубы, профили, брусья и доски, относятся к категории длинномерных грузов и требуют не только особого хранения, но и подхода к обращению на складе, поэтому при проектировании системы хранения длинномеров необходимо учитывать и габариты материала, и допустимые нагрузки на полки стеллажей. Для таких материалов используются специальные стеллажи и конструкции:

  • вертикальные стеллажи с консольными полками, которые можно регулировать по высоте, чтобы адаптировать под различные типы и размеры материалов.
  • горизонтальные стеллажи, которые для повышения производительности можно оборудовать роликами для эффективной транспортировки грузов.

Для укладки, транспортировки и хранения кабеля и проводов используют кабельные барабаны, для их оптимального размещения на складе дополнительно устанавливают:

  • стационарные стойки для барабанов: это позволяет разместить барабаны в вертикальном положении, что предотвращает повреждение кабеля и упрощает к нему доступ, стойки можно оборудовать вращающимся механизмом для удобной размотки кабеля.
  • подвесные системы: барабаны подвешиваются на специальных крюках, что экономит использования складского пространства.

Зоны мелкоштучного товара (метизы) также требуют особого внимания при хранении в виду специфики товара. Для организации хранения метизов используются специальные пластиковые контейнеры, поддоны с ящиками, мелкоячеистые стеллажи, полки на верстаках.

Механизированная автоматизация склада: направлена на повышение эффективности и снижение затрат на управление запасами, обработку заказов и доставку, включает в себя использование различных технологий и оборудования для автоматизации ключевых операций.

  • использование транспортеров, которые обеспечивают непрерывный поток материалов по складу, устраняя необходимость ручного перемещения тяжелых и громоздких предметов (конвейерные ленты, роликовые линии, подъемники) и спецтехники (погрузчики, штабелеры).
  • применение станков-фасовщиков/упаковщиков автоматизирует процесс упаковки строительных материалов, повышая точность дозирования и скорость работы, их можно интегрировать с системами нанесения этикеток и маркировки товаров, что упрощает контроль качества и прослеживаемость продукции.
Как автоматизировать склад стройматериалов с помощью WMS

Внедрение систем управления складом WMS

Сложность учета и управления хранением товаров на складе стройматериалов обусловлена спецификой хранимых веществ и материалов, таких как:

  • смеси и растворы, которые требуют точного учета по весу и объему, а также контроля сроков годности.
  • тяжеловесные товары, для перемещения которых необходимо задействовать специальную погрузочно-разгрузочную технику и системы хранения.
  • сыпучие материалы, для них также важно осуществлять контроль за весом и предотвращать потери в виду порчи или хищений.
  • длинномерные товары, для них необходимо иметь на складе специализированные стеллажи и системы хранения, предусмотреть расстояния для оптимального прохода без потерь в пропускной способности склада, учет должен учитывать длину и количество единиц.

Благодаря WMS становится возможным отслеживание наличия товаров и материалов разных типов, осуществлять прогнозирование спроса, включая сезонный, оптимизировать комплектацию заказов. Также легко осуществляется планирование маршрутов, движения материалов, контроль за работой персонала, контроль доступа, управление оборудованием, ведение документации. Важно отметить возможность интеграции системы с CRM (Customer Relationship Management/ Система управления взаимоотношениями с клиентами), системами планирования производства и т.д.

Применение технологии RFID и штрих-кодирования: идентификация и отслеживание товаров в реальном времени, автоматическое считывание данных о наличии нужных позиций на складе, контроль за движением и перемещением, проверка соответствия стандартам и требованиям по безопасности и качеству.

Использование искусственного интеллекта (далее — ИИ): для прогнозирования спроса, оптимизации складских запасов и управления потоками грузов.

Интеграция с IoT-устройствами (Internet of Things/Интернет вещей): для мониторинга состояния грузов, оборудования, погрузочно-разгрузочной техники и условий хранения в реальном времени.

Помимо вышеперечисленного используются системы видеонаблюдения в части контроля за безопасностью склада и работой персонала, системы пожаротушения в части обеспечения безопасности склада, системы контроля доступа в части ограничения доступа к складу для неавторизованного персонала.

Выбор конкретных решений для автоматизации склада строительных материалов зависит от следующих факторов:

  • размер склада (площадь, высота, конфигурация),
  • объем хранимых материалов (количество, размеры, вес),
  • оборачиваемость (скорость поступления на склад и отгрузки потребителю),
  • стоимость задействованного оборудования и его обслуживания,
  • специальные требования к безопасности, необходимость осуществления контроля доступа.
Как автоматизировать склад стройматериалов с помощью WMS

Основные этапы автоматизации склада стройматериалов

Автоматизация любого склада в принципе содержит в себе прохождение нескольких этапов, каждый из которых представляет собой важное звено в цепочке создания ценности:

  1. Первичный оценочный аудит, который представляет собой анализ текущих объемов складских операций, ассортимента, потоков движения грузов, идентификации узких мест и проблемных зон. Благодаря отчету по итогам проверки формируются цели автоматизации конкретного склада и прогнозируются результаты.
  2. Выбор подходящей системы автоматизации, при принятии решении необходимо учитывать специфику склада (размер, тип хранимых материалов, особенности логистики) и провести предварительную оценку различных решений, от WMS-систем до роботизированных комплексов.
  3. Разработка плана внедрения и интеграции с существующей IT-инфраструктурой: необходимо оценить возможности интеграции и будущих обновлений, предусмотреть «пилотный запуск» в реальных условиях, например, на этапе «приемка».
  4. Внедрение системы и обучение персонала: важно запланировать поэтапное внедрение программного обеспечения с тестированием и оценкой знаний после обучения, обеспечить техническую поддержку и сопровождение.
  5. Мониторинг и оптимизация: сбор данных о работе склада и анализ показателей эффективности, внедрение системы непрерывных улучшений деятельности, адаптация системы к изменяющимся условиям работы.

В сфере строительства WMS может стать эффективным инструментом для повышения точности и прозрачности работы склада. При выборе поставщика программного обеспечения следует обратить внимание на текущий и планируемый ассортимент, включая негабаритные и хрупкие грузы, сезонность востребованности товаров, сложность доставки заказов до объекта строительства. Давайте рассмотрим преимущества, которые получает компания после автоматизации склада в строительной отрасли на примере AS WMS.

1. Улучшение точности складского учета:

Программное обеспечение позволяет вести точный учет всех поступающих товаров на склад (включая возвратные) и товаров, направляемых на ремонт и утилизацию, минимизируя риск возникновения ошибок и потерь, отслеживает перемещение каждой единицы товара по складу в режиме реального времени, что обеспечивает полную прозрачность и контроль над запасами. Проблема неполного учета товаров всегда отражается на финансовых показателях компании, недостачи и списания товаров являются, как правило, результатом следующих ошибок:

  • ошибки при приемке товара, такие как неправильное сканирование, ввод данных, пропуск товаров без идентификации, отсутствие системы прослеживаемости по срокам годности.
  • ошибки при отгрузке товара, такие как неправильное сканирование, ввод данных, отправка неверного товара либо заказа с неполной комплектацией конечному потребителю.
  • потери и кражи, намеренные повреждения и порча в виду низкой производственной дисциплины и отсутствия элементов корпоративной культуры, высокой текучести кадров, недостатка квалифицированных сотрудников, работающих на складе.
  • ошибки во время проведения инвентаризаций, такие как отсутствие четкой маркировки, стандартов осуществления контроля качества, не соблюдение условий и принципов хранения товаров, неполное ведение отчетности.

Например, в программе для ТСД (Терминал сбора данных) благодаря AS WMS можно сформировать «Акт расхождений при приемке», в форму ТОРГ-2 можно добавить поле для описания брака, а в форму документа на бумажном носителе внести поле «кладовщики». На стадии приема товаров на склад деятельность можно разделить на две операции, соответственно «прием» (с возможностью вносить данные по срокам годности принимаемых товаров) и «размещение», в итоге при выборе функции «отбор» система будет предлагать к отгрузке товары с наименьшим сроком годности.

2. Оптимизация использования складских площадей:

AS WMS помогает рационально организовать хранение материалов на складе, учитывая их размеры, вес и коэффициенты оборачиваемости (которые рассчитывает в автоматическом режиме), может автоматически определять оптимальное место для хранения каждого товара, сегментируя склад по зонам, что минимизирует пустые пространства и увеличивает пропускную способность помещений.

3. Ускорение процессов обработки заказов:

Система управления складом автоматизирует процессы приема, комплектации и отгрузки заказов, сокращая время выполнения операций и повышая скорость обслуживания клиентов, также может интегрироваться с системами управления продаж и учета, обеспечивает бесшовный обмен данными и минимизирует риск ошибок при обработке заказов. Например, в функцию «инвентаризация» можно добавить формирование отчета по производительности или ведение журнала регистрации ошибок кладовщиков. Снижается процент возникновения пересортицы, которая возникает в виду влияния следующих факторов:

  • влияние человеческого фактора из-за ошибок персонала при маркировке, сканировании, размещении и комплектации товаров, заполнении сопроводительной документации и формировании отчетности.
  • влияние низкоэффективного менеджмента из-за отсутствия четко установленной системы хранения, низкой пропускной способности склада, неэффективных процедур контроля качества и безопасности, отсутствия калибровки и технического обслуживания оборудования и техники. Как итог, на складе присутствуют неисправные сканеры, принтеры, транспортные средства, неверные этикетки, некачественные упаковочные материалы.

4. Стандартизация операций

Благодаря автоматизации рационально выстраивается система приемки, отгрузки, хранения товаров и т.д. в виду внедрения стандартных операционных процедур (Standard Operation Procedure/SOP), что минимизирует возникновение задержек поставок, ошибок и несогласованности действий персонала. Как итог на складе вводится прозрачная система прослеживаемости по партийности по ступающих товаров, риски возникновения дефицита сводятся к «0».

5. Снижение затрат на логистику:

WMS позволяет оптимизировать маршруты движения персонала и техники по складу, минимизируя потери на излишнюю транспортировку и перемещения, также помогает избежать возникновения издержек от перепроизводства и наличия избыточных запасов, что существенно снижает затраты на хранение и управление.

6. Повышение безопасности труда:

Система может быть интегрирована с камерами видеонаблюдения и контроля доступа, что повышает безопасность товаров на складе. Автоматизация процессов минимизирует риск травм, связанных с ручным перемещением тяжелых грузов, потому что регламенты и обязательные стандарты работы становятся легко доступными.

7. Улучшение качества обслуживания клиентов:

Благодаря точности и скорости обработки заказов WMS позволяет гарантировать своевременную доставку заказов клиентам, предоставляет возможность отслеживания статуса в режиме реального времени, что повышает прозрачность отношений и увеличивает рейтинг доверия компании на рынке. Если в компании наблюдается высокая динамика роста количества претензий и возвратов от потребителей по причине несоответствий в комплектации, это является следствием недостаточной квалификации персонала. Отсутствие должного обучения и опыта у сотрудников склада может привести к ошибкам при идентификации товаров, неправильной маркировке и неточному подсчету количества единиц заказов. Недостаточный контроль за остатками, отсутствие своевременного пополнения и несогласованность данных о наличии могут привести к сбоям в работе компании, а отсутствие регулярных проверок и анализа причин ошибок приводит к повторению одних и тех же несоответствий в будущем.

В заключении добавлю, что автоматизация склада для компаний из отрасли продаж и хранения строительных материалов является ключевым фактором повышения конкурентоспособности, потому что значительно повышаются показатели процессов погрузки, хранения, комплектации и отгрузки. Как итог происходит существенное сокращение затрат на персонал, содержание складских площадей (за счет повышения пропускной способности склада), транспортные расходы. Выбор правильных решений позволит оптимизировать текущие процессы, снизить затраты и улучшить качество обслуживания клиентов.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

r_keeper Как открыть вегетарианское кафе

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации09.06.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г.о. город Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН 1116165003008
ИНН / КПП 6165168824 616501001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, оф. 322
Телефон +78632098058

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия