Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Почему ребенку бывает сложно воспринимать речь

Кто такой детский речевой невролог, чем он отличается от обычного невролога? Что лечит врач этой специальности? Когда и кому он нужен
Почему ребенку бывает сложно воспринимать речь
Источник изображения: Alamy.com
Евгений Гороховский
Евгений Гороховский
Абилитолог, невролог. Специализируется на диагностике и лечении заболеваний и функциональных нарушений нервной системы у детей дошкольного, школьного и подростков.

Занимается проведением комплексной диагностики и лечением следующих заболеваний и нарушений: задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, аутизм, РАС, СДВГ

Подробнее про эксперта

Статистические данные по распространению детей с задержкой психического, психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра, аутизмом — неоднозначны. По разным данным, от 25 до 50% юных пациентов имеют ту или иную степень нарушения развития. Количество «особенных» детей растет в геометрической прогрессии. Кто такой детский речевой невролог, чем он отличается от обычного невролога? Что лечит врач этой специальности? Когда и кому он нужен? Для чего задействуются другие специалисты? В этом материале мы предлагаем материал с ответами на эти важные вопросы, подготовленный с нашим экспертом, неврологом, нейрохирургом Евгением Гроховским.

Обратите внимание, как говорит ваш ребенок

Речь является продуктом высшей психической деятельности, поэтому самые разнообразные нарушения развития ребенка чаще всего связаны с тем или иным нарушением развития речи или ее производной (письмо, трудности в обучении, трудности в понимании, заикание и другие).

Первым специалистом, к кому нужно обращаться при наличии или подозрении на определенные нарушения, является как раз речевой невролог. Речевой невролог, в отличие от обычного невролога, узконаправленно занимается проблемами, связанными с развитием центральной нервной системы. Он понимает закономерности и, что самое главное, может вовремя оценить возможный риск появления нарушений, связанных с развитием ребенка.

И здесь главную роль играют современные авторские методики, индивидуально-комплексный, а не шаблонный подход. Основой этих методик являются диагностика, выявление и коррекция нейрофизиологических причин, вызвавших и/или способствующих появлению нарушений.

С какими нарушениями нужно обращаться к детскому речевому неврологу

Наиболее часто специалистами констатируются: задержка речевого развития (ребенок не говорит, говорит невнятно, «каша во рту»), задержка психического развития (ребенок не такой, как другие дети, не играет с детьми, мешает всем в детском саду, плохо учится), расстройство аутистистического спектра (РАС), аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), дисграфия, дислексия, заикание, логоневроз, тики, плохо учится и другие. Если обобщенно, то любые нарушения, связанные с развитием психики и речи.

В каком возрасте требуется контроль врача

Прежде всего должна быть так называемая речевая настороженность. Она должна развиваться уже с 1,5-2-летнего возраста. С этого момента специалисты могут определить симптомы, требующие вашего пристального внимания к развитию ребенка. К сожалению, базовым понятием у неврологов является то, что речь у ребенка может отсутствовать до 3-летнего возраста. С одной стороны, это соответствует действительности: ребенок может полноценно развиваться до такого возраста без достаточной речевой активности. Но если у него и в 3 года не появляется речь, то после этого рубежа может начаться отставание психического развития, так как для дальнейшего созревания мозга нужна коммуникация с внешней средой, а речь — это высший коммуникативный навык. С другой стороны — речь зависит от того, насколько ребенок развит. И чем раньше становится понятно, есть или нет трудности с развитием, тем раньше будет оказана помощь и тем быстрее и эффективней будет получен результат. А оптимальный результат — это возвращение ребенка к нормотипичному развитию.

Чем отличается индивидуальный комплексный подход в лечении от общепринятого

Основная проблема в том, что привычное лечение, как в России, так и за рубежом, в большинстве случаев основано на лечении отдельного симптома, а не причин, вызвавших нарушения. Нет речи — начинают стимулировать мозг различными ноотропными препаратами плюс, в лучшем случае, отправляют к логопеду. Ребенок эмоционально возбудим — отправляют к психиатру, который назначает препараты, угнетающие мозговую активность (нейролептики). Основная задача — выяснить причину неправильного функционального развития нервной системы. А она комплексная, связанная с иммунологическими, эндокринологическими, гастроэнтерологическими, сосудистыми, генетическими нарушениями. Но даже скомпенсировав все медицинские аспекты с вышеперечисленными нарушениями — не справиться без помощи коррекционных педагогов.

Кто такие коррекционные педагоги и зачем они нужны

Коррекционные педагоги — это специалисты, занимающиеся развитием ребенка. Нейропсихологи, логопеды-дефектологи и нейрореабилитологи. Коррекционные педагоги с помощью разнообразных методик помогают восстанавливать или формируют, там, где они не были сформированы, правильные функциональные связи в головном мозге ребенка. Таким образом, только при коллегиальной работе медиков и педагогов можно получить достойный результат и помочь вырасти человеку здоровым и социально адаптированным.

Основные трудности нормального развития современных детей

Состояние мозга ребенка также во многом зависит от питания. Одним из методов коррекции и профилактики нарушений развития является нейродиетология. В последнее время этой теме уделяют огромное внимание, так как имеется множество исследований по влиянию питания детей на их неврологический статус и психическое состояние.

Нейродиетология — это наука о влиянии питательных веществ на формирование нервной системы. Поэтому, добавляя или исключая из рациона ребенка различные микроэлементы, витамины, аминокислоты и другие вещества, можно в значительной степени помочь потенциалу развития его мозга.

Для наших детей представляет опасность и наш постиндустриальный мир. Даже самые маленькие представители рода человеческого не представляют себя без гаджетов.

Мы, советские дети и дети девяностых, активно ползали по квартире, исследовали ее вдоль и поперек, стукались головой, падали, натыкались на препятствия и снова штурмовали все доступные и недоступные пространства. Именно так выглядит нормальный вариант развития человека. Так в течение всей эволюции маленький человек совершенствовал свое сенсорное познание. Таким образом, мозг насыщался информацией об окружающем мире и проходил через этапы нормального развития.

Наши советские родители, сетуя на вечное «шило в пятой точке», не осознавали, какие мощные природные механизмы стоят за нашей «детской непосредственностью». Сейчас нередки разговоры о том, как вообще мы выжили в экстремальном советском детстве. Как ни парадоксально, оно сделало нас здоровыми людьми, в том числе с точки зрения нейрофизиологии.

У советских детей, так же как у детей, которые родились столетия и тысячелетия назад, развивалось воображение. Именно оно — еще одна основа для здорового развития ребенка в самом широком смысле. Ведь психика, биохимия головного мозга, его развитие и нейрофизиология теснейшим образом связаны друг с другом.

Проще говоря, в нашем генетическом коде есть установка, что изначально должна развиваться моторика, если ее нет, останавливается развитие мозга. Мультик, да, он обеспечивает определенную сенсорику. Но она недостаточна. Детям надо играть, как и их предшественникам, не в виртуале, а в офлайне, как принято сейчас говорить (ползать, бегать, прыгать, хватать, мять пластилин).

Родители знают, что ребенок максимально любопытен и подвижен после года, когда он начинает ходить, везде залезать, может травмироваться и доставляет много хлопот. Именно тогда появляются «спасительные» мультики, гаджеты, которые отвлекают ребенка, а счастливые родители могут заниматься своими делами. Маленький непоседа нейтрализован и, вроде, меньше проблем! Для родителей это хорошо, а с точки зрения развития малыша и его мозга — ужасно. А потом мама с папой получают дивиденды в виде задержки психического развития, и начинается эпопея поисков специалистов, которые помогут. Единственный выход — общаться, играть, гулять вместе с вашими детьми, рассказывать им стихи и сказки, учить скороговорки и пословицы.

Резюме

Только при коллегиальной работе медиков и педагогов можно получить необходимый врачам, педагогам и родителям результат. Оптимальный результат — это возвращение к нормотипичному развитию, социальная и личностная адаптация, что означает счастливое будущее для детей и их родителей. Реальность сегодняшнего дня такова, что многие дети, к сожалению, не станут социально адаптированными без коллегиальной помощи специалистов. Поэтому наша общая миссия — вырастить как можно больше здоровых и полноценных людей.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия