РБК Компании
Главная Arenza 12 августа 2024

Как оформить лизинг оборудования

Станислав Грабовский рассказал о процессе оформления лизинга оборудования для бизнеса. Что для этого нужно и как избежать типичных ошибок
Как оформить лизинг оборудования
Источник изображения: Freepik.com
Станислав Грабовский
Станислав Грабовский
Руководитель департамента по работе с партнерами лизинговой компании Аренза

Финансовый эксперт

Подробнее про эксперта

Я, Станислав Грабовский, являюсь руководителем партнерского отдела лизинговой компании Аренза. Пошагово расписал информацию о том, как получить финансирование оборудования для вашего бизнеса быстро и выгодно.

Оборудование — одна из самых затратных статей бизнес-расходов. Предпринимателю невыгодно забирать из оборотных средств всю сумму на покупку целиком, да и не всегда она есть, поэтому существуют другие варианты: аренда, кредит и лизинг. Последний путь проще и выгоднее, но зачастую его не рассматривают. Все из-за сложившихся мифов: малое и среднее предпринимательство считает, что лизинг для них недоступен, чересчур сложен в оформлении и скрывает слишком большое количество «подводных камней». А крупные и именитые ЛК не относят оборудование к ликвидным предметам лизинга, из-за чего рассматривается такой «нестандарт» долго. Чаще всего это оборачивается отказом, тратой времени и денег. 

1. Первичная аналитика и выбор поставщика услуг

В самом начале рекомендуем следующий алгоритм действий:

  1. Аналитика. Любое оформление денег «взаймы» — мера, которая должна быть оправдана. Перед обращением в лизинговую компанию рекомендуем внимательно изучить потребности бизнеса и решить, сколько единиц оборудования требуется для достижения поставленных стратегических целей.
  2. Расчеты. Выведите ориентировочную сумму ежемесячных арендных платежей, которые бизнес осилит без серьезных финансовых рисков. В сфере лизинга есть понятие «комфортный платеж», под который вполне возможно подобрать расчеты.  
  3. Подбор лизингодателя. Выбирайте из числа надежных лизинговых компаний, которые на слуху не первый год. Обратите внимание на их профиль (могут специализироваться только на автолизинге или спецтехнике).

В некоторых случаях можно обратиться к конкретным производителям за коммерческим предложением — чтобы ориентироваться в ценах. Но помните, что при обращении через дилера стоимость для покупателя зачастую завышена, а напрямую выйти на связь с производителем не всегда возможно.  

2. Сбор документов

Ориентировочный список документации:

  • Заявка. В документе указываются тип оборудования, технические требования к нему, количество единиц, адрес и реквизиты продавца (если он уже точно определен), стоимость. 
  • Выписки из действующих расчетных счетов. За последние полгода-год. Чтобы лизинговая компания смогла оценить финансовое состояние вашего бизнеса. 
  • Копии учредительных документов. Лизинг доступен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физические лица (в том числе самозанятые) подать заявку не могут.  
  • КП от поставщика. В том случае, если вы уже успели связаться с производителем и получить от него предложение. Делать это необязательно, поскольку лизинговая компания может подобрать поставщика самостоятельно из своей базы (на более выгодных условиях). 

В подавляющем большинстве случаев такого комплекта будет достаточно. Через оговоренные сроки лизингодатель сообщит о своем решении: одобрен лизинг, не одобрен, или требуются уточнения.

3. Подача заявки и подписание договора лизинга

 Сегодня можно сэкономить время и воспользоваться онлайн-сервисом подачи заявки на сайте лизингодателя — такой функционал есть практически везде. И у компании Аренза тоже. 

Если у лизинговой компании не возникнет подозрений, специалисты предложат заключить договор. В противном случае она вправе запросить расширенный пакет данных. Помните, что любой договор защищает обе стороны — изучите его внимательно и задайте вопросы, если возникнут сомнения. Большой плюс, что лизингодатель вполне заинтересован пойти навстречу и скорректировать некоторые условия, в отличие от кредитора.

Обязательные пункты договора прописаны в ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О финансовой аренде (лизинге)»:

  • описание имущества;
  • гарантии и обязательства лизингодателя приобрести и затем передать это имущество в аренду;
  • гарантии и обязательства лизингополучателя принять имущество в аренду и затем регулярно вносить платежи;
  • условие, при котором имущество переходит в собственность лизингополучателя.

Что еще стоит указать в документе, чтобы избежать проблем:

  • точный размер первоначального взноса — обычно он составляет 10-20% от стоимости оборудования, но условия разнятся от компании к компании;
  • условия досрочного расторжения — можно ли выкупить оборудование в конце срока, сколько просроченных платежей могут стать основанием для разрыва сотрудничества, штрафы за несоблюдение условий и т. д. 

В финансовой сфере есть понятие переуступки лизинга (цессии) — замены лизингодателя или лизингополучателя. Возможно это по разным причинам: недобросовестное использование оборудования предпринимателем, необходимость в деньгах у лизинговой компании, пропажа нужды в договоре и т. д. Переуступка возможна только при согласии на это обеих сторон — это тоже стоит указать в договоре (и заодно прописать конкретные ситуации). 

Полезные советы лизингополучателю перед заключением договора:

  • точно зафиксируйте требования к качеству и оснащению оборудования, чтобы получить именно то, что вам нужно;
  • задавайте любые вопросы по ситуациям, которые могут привести к расторжению договора, и предлагайте свои;
  • внимательно изучите условия страховки (она оформляется в обязательном порядке).

Отметим, что страхование работает в обе стороны — это выгодно как лизинговой компании, так и бизнесу. Поскольку вы будете защищены от любых непредвиденных факторов, которые охватывает страховой договор: потопов, пожаров, стихийных бедствий, воровства и т. д. Если страховки не будет, придется возместить лизингодателю убытки.  

Все вышеперечисленные советы основаны на правилах лизинга — с ними стоит обязательно ознакомиться перед подписанием договора. И одновременно уточнить все дополнительные платежи, если они имеются.  

Что должны сделать лизинговая компания и поставщик после подписания договора

Это полезно знать, чтобы не нарваться на мошеннические схемы. У лизингодателя есть две основные задачи:

  1. Заплатить поставщику. Если вы работаете с базой лизинговой компании, то все происходит быстрее, поскольку договор с поставщиком уже заключен. 
  2. Внести информацию в ЕФР. Так как оборудование будет находиться на балансе лизингодателя, все юридические нюансы, связанные с государственными органами, ложатся на его плечи.

Чем занимается поставщик:

  1. Передает оборудование лизингополучателю. В этом процессе лизингодатель не участвует, технику изучает и рассматривает сам предприниматель. Если что-то не так, отказывается от приемки. Если все хорошо, подписывает акт.  
  2. Передает сопутствующие компоненты. Технический паспорт, расходные материалы, ЗИП и т. д. 

Важно, что технической поддержкой и сервисным обслуживанием занимается тоже поставщик, напрямую контактируя с компанией. Это исключает игру в «глухой телефон», когда информация сначала передается лизингодателю, а потому уже в сервисный отдел. 

4. Проверка комплекта документов

После заключения договора и передачи техники у лизингополучателя остаются следующие документы:

  • копия договора;
  • акт приема-передачи оборудования;
  • договор купли-продажи между продавцом имущества и лизинговой компанией с приложением;
  • технический паспорт.

С этого момента предприниматель может использовать оборудование в своей профессиональной деятельности, исправно внося арендные платежи. На балансе оно состоять не будет. 

5. Оплата

Выплаты со стороны лизингополучателя разделены на три стандартных блока:

  1. Первоначальный взнос. Как правило, минимум 10% от стоимости закупаемого оборудования. Единый перевод, который платится один раз. Самое ходовое и ликвидное оборудование может приобретаться по сниженной процентной ставке первоначального взноса. 
  2. Регулярные или арендные платежи. Каждый месяц или квартал — как договоритесь. Их размер, количество и прочие условия прописаны в договоре и графике выплат. 
  3. Платеж за выкуп имущества. При достижении определенного порога по количеству выплаченных регулярных взносов (как правило, после 6 месяцев) предприниматель получает право выкупить оборудование по остаточной стоимости. Досрочный выкуп имущества выгоден тем компаниям, которые хотят продать оборудование, освободить лимит или снизить НДС. В остальных случаях, когда бизнес работает в нормальном режиме, выгоднее дождаться окончания срока лизинга и забрать технику по указанной в договоре символической сумме выкупа (обычно, это 1000 рублей).  

Так как основное финансовое «ядро» составляют регулярные платежи, рассмотрим вопрос чуть подробнее. Они бывают нескольких видов:

  • Аннуитетные. Весь срок, каждый месяц или квартал платежи одинаковые и легко прогнозируемые. Такая схема используется чаще всего.
  • Регрессивные. Здесь график платежей «скошен» в сторону увеличения на первые годы. То есть, с каждым новым периодом лизингополучатель вносит все меньшую и меньшую сумму.
  • Сезонные. Платежи отличаются по сезонам. Например, сельскохозяйственный комплекс самые большие суммы вносит летом, когда идет основная прибыль, и оборудование полностью задействовано в производстве, а зимой — самые маленькие. 
  • Ступенчатые. Предполагают либо снижение, либо повышение платежей с течением времени. Это актуально, когда лизингополучатель прогнозирует большие доходы в будущем. Или при снижающейся доходности объекта лизинга. 

Система платежей очень гибкая: лизингодатель пойдет навстречу, если компания сумеет объяснить, почему ей не подходит стандартная оплата равными долями. Это еще один скрытый плюс по сравнению с кредитованием. 

Что будет, если перестать выплачивать регулярные платежи

Никто не застрахован от экономических спадов, и для малого и среднего предпринимательства это особенно острый вопрос. Ведь когда берешь кредит, придется вернуть всю сумму с накопленными процентами целиком. Так, у ИП могут отнять и личное имущество в уплату долга. С лизингом все гораздо спокойнее.

Если перестать выполнять условия договора, лизингодатель вправе забрать оборудование и расторгнуть соглашение. Также предприниматель теряет все уплаченные ранее арендные платежи — их, разумеется, никто не вернет, потому что техникой в любом случае пользовались. На этом все. В редких случаях в договоре прописывается дополнительное залоговое имущество, но чаще всего предприниматель рискует только потерять доступ к взятому в лизинг оборудованию.          

Подведем итоги

Итак, что вам нужно знать:

  • Для оформления лизинга нужен минимальный комплект документации: заявка, выписка из действующих расчетных счетов и копии учредительных документов. 
  • Передачей и обслуживанием техники занимается напрямую поставщик — лизингодатель только оплачивает покупку и вносит данные в ЕФР. 
  • Подача заявки возможна через сайт или другой онлайн-сервис лизингодателя.  
  • Договор, который заключают лизингодатель и лизингополучатель, максимально гибок. Вы можете обсудить любые условия, включая тип регулярных платежей, страховку, сумму первоначального взноса.     

Подробнее ознакомиться с предложениями от Аренза и оформить заявку можно на официальном сайте.  

Последнее изменение: 12 августа 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации21.07.2016
Уставной капитал153 022 273,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, наб. Пресненская, д. 6 стр. 2, этаж 5, помещ. 25б
ОГРН 1167746687316
ИНН / КПП 7703413614 770301001
Среднесписочная численность26 сотрудников

Контакты

Адрес 123112, Россия, г. Москва, Пресненская наб., д. 6с2

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия