Как оформить лизинг оборудования
Станислав Грабовский рассказал о процессе оформления лизинга оборудования для бизнеса. Что для этого нужно и как избежать типичных ошибокФинансовый эксперт
Я, Станислав Грабовский, являюсь руководителем партнерского отдела лизинговой компании Аренза. Пошагово расписал информацию о том, как получить финансирование оборудования для вашего бизнеса быстро и выгодно.
Оборудование — одна из самых затратных статей бизнес-расходов. Предпринимателю невыгодно забирать из оборотных средств всю сумму на покупку целиком, да и не всегда она есть, поэтому существуют другие варианты: аренда, кредит и лизинг. Последний путь проще и выгоднее, но зачастую его не рассматривают. Все из-за сложившихся мифов: малое и среднее предпринимательство считает, что лизинг для них недоступен, чересчур сложен в оформлении и скрывает слишком большое количество «подводных камней». А крупные и именитые ЛК не относят оборудование к ликвидным предметам лизинга, из-за чего рассматривается такой «нестандарт» долго. Чаще всего это оборачивается отказом, тратой времени и денег.
1. Первичная аналитика и выбор поставщика услуг
В самом начале рекомендуем следующий алгоритм действий:
- Аналитика. Любое оформление денег «взаймы» — мера, которая должна быть оправдана. Перед обращением в лизинговую компанию рекомендуем внимательно изучить потребности бизнеса и решить, сколько единиц оборудования требуется для достижения поставленных стратегических целей.
- Расчеты. Выведите ориентировочную сумму ежемесячных арендных платежей, которые бизнес осилит без серьезных финансовых рисков. В сфере лизинга есть понятие «комфортный платеж», под который вполне возможно подобрать расчеты.
- Подбор лизингодателя. Выбирайте из числа надежных лизинговых компаний, которые на слуху не первый год. Обратите внимание на их профиль (могут специализироваться только на автолизинге или спецтехнике).
В некоторых случаях можно обратиться к конкретным производителям за коммерческим предложением — чтобы ориентироваться в ценах. Но помните, что при обращении через дилера стоимость для покупателя зачастую завышена, а напрямую выйти на связь с производителем не всегда возможно.
2. Сбор документов
Ориентировочный список документации:
- Заявка. В документе указываются тип оборудования, технические требования к нему, количество единиц, адрес и реквизиты продавца (если он уже точно определен), стоимость.
- Выписки из действующих расчетных счетов. За последние полгода-год. Чтобы лизинговая компания смогла оценить финансовое состояние вашего бизнеса.
- Копии учредительных документов. Лизинг доступен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физические лица (в том числе самозанятые) подать заявку не могут.
- КП от поставщика. В том случае, если вы уже успели связаться с производителем и получить от него предложение. Делать это необязательно, поскольку лизинговая компания может подобрать поставщика самостоятельно из своей базы (на более выгодных условиях).
В подавляющем большинстве случаев такого комплекта будет достаточно. Через оговоренные сроки лизингодатель сообщит о своем решении: одобрен лизинг, не одобрен, или требуются уточнения.
3. Подача заявки и подписание договора лизинга
Сегодня можно сэкономить время и воспользоваться онлайн-сервисом подачи заявки на сайте лизингодателя — такой функционал есть практически везде. И у компании Аренза тоже.
Если у лизинговой компании не возникнет подозрений, специалисты предложат заключить договор. В противном случае она вправе запросить расширенный пакет данных. Помните, что любой договор защищает обе стороны — изучите его внимательно и задайте вопросы, если возникнут сомнения. Большой плюс, что лизингодатель вполне заинтересован пойти навстречу и скорректировать некоторые условия, в отличие от кредитора.
Обязательные пункты договора прописаны в ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О финансовой аренде (лизинге)»:
- описание имущества;
- гарантии и обязательства лизингодателя приобрести и затем передать это имущество в аренду;
- гарантии и обязательства лизингополучателя принять имущество в аренду и затем регулярно вносить платежи;
- условие, при котором имущество переходит в собственность лизингополучателя.
Что еще стоит указать в документе, чтобы избежать проблем:
- точный размер первоначального взноса — обычно он составляет 10-20% от стоимости оборудования, но условия разнятся от компании к компании;
- условия досрочного расторжения — можно ли выкупить оборудование в конце срока, сколько просроченных платежей могут стать основанием для разрыва сотрудничества, штрафы за несоблюдение условий и т. д.
В финансовой сфере есть понятие переуступки лизинга (цессии) — замены лизингодателя или лизингополучателя. Возможно это по разным причинам: недобросовестное использование оборудования предпринимателем, необходимость в деньгах у лизинговой компании, пропажа нужды в договоре и т. д. Переуступка возможна только при согласии на это обеих сторон — это тоже стоит указать в договоре (и заодно прописать конкретные ситуации).
Полезные советы лизингополучателю перед заключением договора:
- точно зафиксируйте требования к качеству и оснащению оборудования, чтобы получить именно то, что вам нужно;
- задавайте любые вопросы по ситуациям, которые могут привести к расторжению договора, и предлагайте свои;
- внимательно изучите условия страховки (она оформляется в обязательном порядке).
Отметим, что страхование работает в обе стороны — это выгодно как лизинговой компании, так и бизнесу. Поскольку вы будете защищены от любых непредвиденных факторов, которые охватывает страховой договор: потопов, пожаров, стихийных бедствий, воровства и т. д. Если страховки не будет, придется возместить лизингодателю убытки.
Все вышеперечисленные советы основаны на правилах лизинга — с ними стоит обязательно ознакомиться перед подписанием договора. И одновременно уточнить все дополнительные платежи, если они имеются.
Что должны сделать лизинговая компания и поставщик после подписания договора
Это полезно знать, чтобы не нарваться на мошеннические схемы. У лизингодателя есть две основные задачи:
- Заплатить поставщику. Если вы работаете с базой лизинговой компании, то все происходит быстрее, поскольку договор с поставщиком уже заключен.
- Внести информацию в ЕФР. Так как оборудование будет находиться на балансе лизингодателя, все юридические нюансы, связанные с государственными органами, ложатся на его плечи.
Чем занимается поставщик:
- Передает оборудование лизингополучателю. В этом процессе лизингодатель не участвует, технику изучает и рассматривает сам предприниматель. Если что-то не так, отказывается от приемки. Если все хорошо, подписывает акт.
- Передает сопутствующие компоненты. Технический паспорт, расходные материалы, ЗИП и т. д.
Важно, что технической поддержкой и сервисным обслуживанием занимается тоже поставщик, напрямую контактируя с компанией. Это исключает игру в «глухой телефон», когда информация сначала передается лизингодателю, а потому уже в сервисный отдел.
4. Проверка комплекта документов
После заключения договора и передачи техники у лизингополучателя остаются следующие документы:
- копия договора;
- акт приема-передачи оборудования;
- договор купли-продажи между продавцом имущества и лизинговой компанией с приложением;
- технический паспорт.
С этого момента предприниматель может использовать оборудование в своей профессиональной деятельности, исправно внося арендные платежи. На балансе оно состоять не будет.
5. Оплата
Выплаты со стороны лизингополучателя разделены на три стандартных блока:
- Первоначальный взнос. Как правило, минимум 10% от стоимости закупаемого оборудования. Единый перевод, который платится один раз. Самое ходовое и ликвидное оборудование может приобретаться по сниженной процентной ставке первоначального взноса.
- Регулярные или арендные платежи. Каждый месяц или квартал — как договоритесь. Их размер, количество и прочие условия прописаны в договоре и графике выплат.
- Платеж за выкуп имущества. При достижении определенного порога по количеству выплаченных регулярных взносов (как правило, после 6 месяцев) предприниматель получает право выкупить оборудование по остаточной стоимости. Досрочный выкуп имущества выгоден тем компаниям, которые хотят продать оборудование, освободить лимит или снизить НДС. В остальных случаях, когда бизнес работает в нормальном режиме, выгоднее дождаться окончания срока лизинга и забрать технику по указанной в договоре символической сумме выкупа (обычно, это 1000 рублей).
Так как основное финансовое «ядро» составляют регулярные платежи, рассмотрим вопрос чуть подробнее. Они бывают нескольких видов:
- Аннуитетные. Весь срок, каждый месяц или квартал платежи одинаковые и легко прогнозируемые. Такая схема используется чаще всего.
- Регрессивные. Здесь график платежей «скошен» в сторону увеличения на первые годы. То есть, с каждым новым периодом лизингополучатель вносит все меньшую и меньшую сумму.
- Сезонные. Платежи отличаются по сезонам. Например, сельскохозяйственный комплекс самые большие суммы вносит летом, когда идет основная прибыль, и оборудование полностью задействовано в производстве, а зимой — самые маленькие.
- Ступенчатые. Предполагают либо снижение, либо повышение платежей с течением времени. Это актуально, когда лизингополучатель прогнозирует большие доходы в будущем. Или при снижающейся доходности объекта лизинга.
Система платежей очень гибкая: лизингодатель пойдет навстречу, если компания сумеет объяснить, почему ей не подходит стандартная оплата равными долями. Это еще один скрытый плюс по сравнению с кредитованием.
Что будет, если перестать выплачивать регулярные платежи
Никто не застрахован от экономических спадов, и для малого и среднего предпринимательства это особенно острый вопрос. Ведь когда берешь кредит, придется вернуть всю сумму с накопленными процентами целиком. Так, у ИП могут отнять и личное имущество в уплату долга. С лизингом все гораздо спокойнее.
Если перестать выполнять условия договора, лизингодатель вправе забрать оборудование и расторгнуть соглашение. Также предприниматель теряет все уплаченные ранее арендные платежи — их, разумеется, никто не вернет, потому что техникой в любом случае пользовались. На этом все. В редких случаях в договоре прописывается дополнительное залоговое имущество, но чаще всего предприниматель рискует только потерять доступ к взятому в лизинг оборудованию.
Подведем итоги
Итак, что вам нужно знать:
- Для оформления лизинга нужен минимальный комплект документации: заявка, выписка из действующих расчетных счетов и копии учредительных документов.
- Передачей и обслуживанием техники занимается напрямую поставщик — лизингодатель только оплачивает покупку и вносит данные в ЕФР.
- Подача заявки возможна через сайт или другой онлайн-сервис лизингодателя.
- Договор, который заключают лизингодатель и лизингополучатель, максимально гибок. Вы можете обсудить любые условия, включая тип регулярных платежей, страховку, сумму первоначального взноса.
Подробнее ознакомиться с предложениями от Аренза и оформить заявку можно на официальном сайте.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети