5 сигналов, что бизнесу нужны исследования рынка и конкурентов
Руководство для бизнеса: как не потерять время и деньги на ненужные исследования и не пропустить рынок мимо своего бизнесаЭксперт с многолетним опытом выстраивания и реализации маркетинговых стратегий на B2B рынках
Введение: самая большая проблема маркетинговых исследований
Как и любая компания, мы также проводим квалификацию своих клиентов и на начальном этапе уточняем причину, которая инициировала желание провести исследование рынка, анализ конкурентов, изучение клиентских предпочтений или другие узкопрофильные задачи. И часто сталкиваемся с ситуацией, когда компании обозначают общие проблемы или задачи, как будто бы оторванные от реальных показателей бизнеса. Например, в качестве причин для анализа конкурентов называют:
- обновить УТП;
- стать лидером;
- сделать SWOT-анализ;
- создать сравнительную таблицу по продукту и цене;
- понять, что изменить в продукте.
При этом возникают вопросы: почему вы решили, что нужно обновить УТП? Какая бизнес-метрика подтолкнула к этой задаче? Или почему вы задумались о том, чтобы что-то менять в продукте? Что стало триггером для постановки гипотезы, что продукт не дотягивает?
Часто бывает так, что инициатива звучит как «А давайте сделаем исследование…», с подтекстом: «Вдруг мы узнаем что-то, о чем даже не догадываемся». Мы категорически против таких общих посылов, поскольку они приводят к размытым ожиданиям от результатов исследования, а значит — к невозможности их применения на практике и оценки эффекта. А любое исследование это в любом случае расходы, которые должны окупиться и принести ощутимый и измеримый результат в деньгах.
Вместо размытых формулировок мы рекомендуем:
- Сформулировать конкретную проблему, которая инициировала идею исследования. Например: клиенты обращаются, но не покупают.
- Выявить точную метрику, отражающую проблему, и зафиксировать ее текущий уровень. Например: конверсия продаж — 8%.
- Сформулировать гипотезы причин существующей проблемы. Например: лиды неквалифицированные; продукт не закрывает ключевые потребности клиентов; продукт дороже аналогов без дополнительной ценности; менеджеры плохо выявляют боли клиентов.
- Сформировать план действий при подтверждении каждой гипотезы.
- Определить, кто будет реализовывать изменения, чтобы заранее подготовить команду и распределить ответственность.
Именно поэтому в этой статье мы разберем ключевые метрики бизнеса, изменение которых, как датчики в автомобиле, сигнализируют о необходимости проведения исследования. Мы также предложим гипотезы, которые стоит проверять, и методы исследований, подходящие для каждой ситуации.
Метрики бизнеса, которые сигнализируют, что пора посмотреть «под капот вашего бизнеса»
Итак, рассмотрим самые показательные метрики бизнеса, изменение которых в худшую стороны означает, что нужно строить гипотезы и исследовать их незамедлительно.
Далее обо всем по порядку.
Метрика №1: Количество запросов в месяц на сайте (в динамике)
Проблема: Метрика падает или не позволяет обеспечить воронку продаж необходимым количеством лидов.
Гипотезы:
- Сезонность рынка.
- Снижение объемов потребности.
- Используются не все или неверные каналы привлечения клиентов.
- Рекламные или информационные материалы не отражают боли и потребности клиентов.
- Транслируемые ценности и предложение не явялется уникальным или не обладает значимыми преимуществами
Действия при подтверждении гипотез:
- Гипотезы 1–2: Расширение линейки продуктов или выход на новые географические рынки.
- Гипотеза 3: Запуск новых каналов привлечения клиентов, используемых конкурентами (например, партнерская программа, сарафанное радио).
- Гипотеза 4-5: Обновление рекламных материалов и фокус на реальных и подтвержденных преимуществах.
Исследовательские задачи:
- Анализ объема рынка, трендов и сезонности
- Анализ объема спроса на продукт/услугу в Яндекс/Google.
- Анализ каналов привлечения клиентов конкурентов/объема их трафика и каналов привлечения
- Изучение лучших практик привлечения клиентов.
- Анализ PR, мероприятий и каналов партнерского маркетинга
Метрика №2: Доля рынка снижается или уменьшение объемов продаж в определенных сегментах рынка
Проблема: Снижение спроса или нестабильность продаж в определенных сегментах, чаще всего во всех каналах привлечения клиентов.
Гипотезы:
- Ожидаемый спрос в выбранных сегментах снижается, причины не ясны
- Неправильная сегментация или неучтенные сегменты.
- Доминирование конкурентов в ключевых сегментах или повышение плотности конкуренции в сегменте клиентов
- Продукты/услуги не соответствуют потребностям клиентов сегмента, неполный или несовершенный в составе услуг ассортимент/продуктовая линейка
- Появились смежные решения и продукты, которые заменяют наше
Действия при подтверждении гипотез:
- Гипотеза 1: Поиск новых сегментов или адаптация стратегии под изменения спроса.
- Гипотеза 2: Пересмотр сегментации для выявления упущенных возможностей.
- Гипотеза 3: Разработка конкурентных предложений по ассортименту и УТП
- Гипотеза 4: Подстройка продуктов под особенности сегментов.
- Гипотеза 5: Запуск смежных продуктов или аргументация клиентов в пользу своего продукта
Исследовательские задачи:
- Оценка объемов и характеристик рынка по сегментам. Составить список клиентов в каждом из сегментов.
- Анализ конкурентов в сегментах, ассортименте
- Анализ состава предлагаемых конкурентами продуктов/решений и их дополнительных опций
- Анализ смежных поставщиков
Метрика №3: Конверсия из просмотра сайта в заявку
Проблема: Низкая конверсия сигнализирует о проблемах с пользовательским опытом, предложением или посылом.
Гипотезы:
- Проблемы с дизайном или навигацией.
- Предложение недостаточно ясно или не привлекает, не отражает боли клиента и его ожидания от способа решения
- Недостаток персонализации для разных категорий пользователей.
- Технические проблемы на сайте.
Действия при подтверждении гипотез:
Гипотеза 1: Улучшение дизайна и юзабилити сайта.
Гипотеза 2:Обновление посылов и офферов.
Гипотеза 3: Внедрение персонализации.
Гипотеза 4: Устранение технических проблем.
Исследовательские задачи:
- Анализ UX (тепловые карты, A/B тесты).
- Проведение кастдев-интервью.
- Анализ сайтов конкурентов
- SEO аудит
Метрика №4: Конверсия продаж
Проблема: Низкая конверсия из лидов в продажи указывает на проблемы с квалификацией лидов, процессом продаж или конкурентоспособностью.
Гипотезы:
- Неквалифицированные лиды.
- Недостатки в коммуникации (неэффективные скрипты) или несоблюдение скриптов продаж менеджерами
- Отсутствие персонализации.
- Невыгодное предложение/ отсутствие УТП
Действия при подтверждении гипотез:
Гипотеза 1: Улучшение квалификации лидов, формулирование доп вопросов и внедрение регламента квалификации
Гипотеза 2: Оптимизация скриптов продаж.
Гипотеза 3: Внедрение персонализированных подходов.например, на основе запроса пользователя
Гипотеза 4: Анализ конкурентных предложений и формирование УТП и добавочной ценности
Исследовательские задачи:
- Анализ источников трафика и оценка конверсии отдельно по каждому источнику трафика
- Оценка эффективности скриптов, А/Б тесты
- Анализ предложений конкурентов: продукт, цена, преимущества, техники продаж, скрипты отдела продаж, напаравляемые материалы
Метрика №5: Retention (удержание клиентов)
Проблема: Снижение удержания клиентов указывает на недостаточную ценность, проблемы с сервисом или взаимодействием.
Гипотезы:
- Проблемы с продуктом или сервисом(состав, опции, скорость)
- Отсутствие эффективной коммуникации.
- Сложные процессы или низкая скорость их реализации
- Высокая цена или низкая ценность.
- Недостаток/отсутствие программ лояльности.
Действия при подтверждении гипотез:
Гипотеза 1: Улучшение качества сервиса.
Гипотеза 2: Усиление коммуникации (email-рассылки, чат-боты, подготовка отчетов).
Гипотеза 3: Оптимизация процессов или внедрение автоматизации
Гипотеза 4: Добавление доп функционала или обновление условий работы
Гипотеза 5: Разработка программы лояльности.
Исследовательские задачи:
- Оценка удовлетворенности клиентов(CSI/NPS, Bain)
- Изучение программ лояльности конкурентов.
- Проведение опросов клиентов/ СustDev по продукту, ценности
Заключение
Порой сложно сделать вывод только по одному показателю, но анализируя динамику изменения сразу всех 5 метрик, вы точно увидите возможные проблемы и что нужно исследовать, чтобы разобраться в причинах и предпринять точные и уверенные действия с предсказуемым результатом. Именно точность принятых вами решений обеспечит корректировку метрик в позитивном русле и в ближайшее время.
Источники изображений:
Архив компании Key 2 Sales
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети