«Интеллектуальный голод»: почему руководители идут на программу DBA
Сергей Филонович о том, как успешные управленцы переосмысляют свой уникальный опыт и превращают его в знания, ценные для широкого бизнес-сообщества

Заслуженный профессор НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук
В эпоху, когда бизнес-образование становится не просто трендом, а необходимостью для топ-менеджеров, программа DBA (Doctor of Business Administration) занимает особое место. Чем она отличается от привычного MBA? Зачем успешным предпринимателям и управленцам снова садиться за парту? — об этом PRD и доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ Андрей Шаромов расспросил заслуженного профессора НИУ ВШЭ, доктора физико-математических наук и научного руководителя программы DBA Высшей школы бизнеса ВШЭ Сергея Ростиславовича Филоновича.
Сергей Ростиславович, поговорим о программе DBA (Doctor of Business Administration). Скажите, пожалуйста, про что эта программа? Про научный статус, про еще одну «лычку на погонах», про бизнес, про практику?
В целом — и про то, и про другое, и про третье. Потому что, конечно, когда человек защищает диссертацию и получает определенное звание, это свидетельствует о том, что он прошел серьезную подготовку и умеет делать то, чего не умеют другие. Так вот, программа DBA — это программа про практику. Это не программа про науку в традиционном академическом смысле. Но, с другой стороны, когда люди пишут диссертацию DBA, они все равно генерируют знания — только в прикладной сфере, в области бизнеса или менеджмента. И делают это, опираясь прежде всего на собственный опыт.
Вот здесь и проходит грань между DBA и, скажем, аспирантурой или привычной нам программой подготовки кандидатов наук. Там люди проводят исследования, строго следуя научной методологии. Они тоже создают новое знание, но делают это особым, академическим способом. В DBA все иначе: слушатели берут свой практический опыт, опыт других, обобщают его, и из этого рождается знание. Знание, которое не только интересно, но и полезно другим, потому что оно может быть использовано в реальной практике.
А зачем предпринимателям — занятым, ответственным, уже достигшим высокого уровня — идти и получать следующую после MBA степень?
Очень правильный вопрос. Я бы даже использовал, может быть, неожиданное выражение — интеллектуальный голод. Бизнес — это увлекательное, азартное дело, которое требует колоссальной энергии, полной вовлеченности и, безусловно, интеллекта. Но многие люди, добившиеся успеха, в какой-то момент начинают испытывать потребность обобщить свой опыт. Поразмышлять над тем, что они сделали, что сделали их конкуренты, как устроена и развивается та отрасль, в которой они работают. Вот это я и называю интеллектуальным голодом — желание, с одной стороны, получить новые знания и навыки, а с другой — поделиться тем, что уже накоплено. И, на мой взгляд, это основная причина, по которой люди приходят на программу DBA.
С другой стороны, конечно, есть и элемент самоутверждения. Хочется доказать — себе и другим — что ты можешь, что способен на серьезную интеллектуальную работу. Так, например, в ВШБ ВШЭ мы запускаем проект по изданию лучших диссертаций наших слушателей в виде Библиотеки DBA. Уже отобраны четыре работы, две из них ранее выходили в других издательствах, но теперь мы их немного переформатируем и издадим уже как часть нашей серии. И это ведь то, что человек оставляет после себя. То, что раньше в шутку называли «нетленкой». И, может быть, вот это — стремление оставить что-то значимое — тоже звучит самолюбиво, но, на мой взгляд, заслуживает уважения. Мы это стремление, безусловно, поддерживаем.
Вы сам доктор физико-математических наук и в то же время один из признанных зачинателей бизнес-образования в России. Чем, на Ваш взгляд, отличается доктор наук в традиционном академическом смысле от доктора бизнес-администрирования (DBA)?
Еще раз подчеркну: все мы, кто имеет ученые степени, когда-то писали диссертации. Моя кандидатская была посвящена природе некоторых физических явлений, которые до меня уже использовались в научных приборах. Эти приборы, например, летали в космос, но сама природа эффекта оставалась непонятной. И это мешало, скажем, оптимизировать приемники излучения, построенные на этом эффекте. Моя диссертация объяснила суть данного явления: на основе полученных знаний стало возможным оптимизировать производство этих самых приемников. Это была строго научная работа. Я исследовал полупроводники при низких температурах, при высоких давлениях, в сильном магнитном поле. Классическая экспериментальная физика. Ноль бизнеса.
А программа DBA — совсем про другое. Это обобщение опыта. Приведу пример одной из лучших диссертаций, которую я хорошо знаю, потому что сам ее курировал. Автор — руководитель крупной западной фармацевтической компании, по образованию врач. И он написал диссертацию фактически по психологии. Главная идея его работы в том, что наиболее продуктивные и значимые для организации сотрудники — это люди с трудным характером. Те, кто не соглашается с начальством, кто всегда имеет собственную точку зрения, кто неудобен. Конечно, с ними сложно. Гораздо сложнее, чем с покладистыми, приятными коллегами. Но именно от этих «трудных» людей организация получает наибольшую пользу. А «удобные» сотрудники, какими бы комфортными они ни были, зачастую не дают значимого результата.
Эта работа мне так понравилась, что я отправил ее на рецензию своему другу и коллеге, известному психологу Александру Григорьевичу Асмолову. И он написал восторженную рецензию. Единственное, о чем он меня попросил — не показывать ее профессиональным психологам. И я понимаю почему. Потому что психологи будут оценивать такую работу исключительно с академической позиции: придираться к формулировкам, к методологическим допущениям, к научной строгости. Но ведь практиков все это мало волнует. Их интересуют идеи, которые можно взять и применить прямо сейчас, в жизни, в управлении. И вот в этом принципиальное отличие DBA от классической научной диссертации. Здесь важна не методологическая новизна, а жизненная применимость. Это знание, полученное из опыта и сразу пригодное для практики.
Расскажите о Вашем опыте преподавания на программе DBA: с течением времени меняется что-то в подходах к обучению и в ожиданиях тех, кто приходит учиться?
Вы знаете, каждый год собирается очень особенная группа. И почти всегда эти люди получают настоящее удовольствие от общения друг с другом, потому что они совершенно разные. У каждого своя сфера, свой опыт, свой бэкграунд. И вот этот обмен практическими знаниями, обмен опытом они сами воспринимают как одну из главных ценностей образования. Конечно, с годами мы меняем и саму программу. Например, сейчас у нас появились два трека, которых не было в самом начале.
Первый трек — это подготовка к написанию диссертации. Он состоит из двух элементов. Сначала мы проводим семинары, где учим извлекать смысл из текстов. Казалось бы, простая вещь — читать. Но, оказывается, даже взрослые, состоявшиеся люди не всегда умеют действительно понимать прочитанное. Не всегда улавливают глубинные смыслы. Поэтому мы предлагаем им серьезные, но очень интересные тексты, которые они читают и затем с большим удовольствием, а иногда даже с азартом, обсуждают.
А можете привести пару примеров такой литературы?
Да, например, одна из таких книг — «Мужество творить» Ролло Мэйя. Маленькая, буквально pocket-book, но выдающаяся работа по психологии. Автор объясняет, почему творчество дается человеку так трудно. Потому что, по сути, творчество — это посягательство на область богов. Бог — творец. А ты становишься вровень с ним, споришь с ним, берешь на себя небывалую ответственность. И это вызывает внутреннее напряжение, страх, сопротивление. Еще одна книга, которую мы обсуждаем — это «Культурные коды экономики» Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ. В ней автор показывает, как культура влияет на экономическое развитие стран. Очень насыщенная, конкретная работа, основанная на большом массиве фактических данных.
Вот такие книги мы берем для анализа и обсуждения. А во второй части этого трека мы учим слушателей писать.
Прямо писать от руки, без ноутбуков?
Пишут они, конечно, на ноутбуках. Ручка — это уже скорее рудимент. Но дело в том, что многие из них давно вообще ничего не писали, в смысле длинных, связных текстов. Если раньше говорили long read, то теперь, наверное, можно говорить и long text — потому что им предстоит написать действительно объемную работу.
Мы при этом обращаем внимание не только на содержание, но и на форму. Читаем вместе книги. Наверняка, многим знакома знаменитая книга Норы Галь «Слово живое и мертвое». Мы разбираем оттуда несколько глав очень подробно. И это вызывает серьезный интерес у слушателей: они начинают понимать, что такое живой язык, что такое литературная речь, что такое канцеляризмы, как можно «чистить» текст, как сделать его выразительным, читаемым. В общем, это очень полезный опыт. И слушатели его действительно ценят.
Это первый трек. А второй — преподавательский. Мы надеемся, что часть наших выпускников, завершивших программу и защитивших диссертации, в будущем сами придут к нам — уже в роли преподавателей. Потому что у них есть и академическая подготовка, и при этом богатый практический опыт, который невероятно ценен для слушателей других наших программ.
Мы уже поговорили об отдельных навыках, которые оттачиваются в процессе обучения на программе DBA: умении извлекать смысл из прочитанного, опыте литературного письма, преподавания. А что еще входит в программу? На чем она базируется в целом?
Я бы сказал, что до этого мы как раз говорили не о главных треках программы. Да, они важны, но основной, конечно, это образовательный трек. Так, например, в Высшей школе бизнеса ВШЭ программа состоит из семи модулей, каждый длится шесть дней. Мы читаем лекции, хотя, по сути, это скорее диалог с аудиторией. Группа небольшая, не более двадцати человек, поэтому формат получается живой, насыщенный обсуждениями. Каждый модуль посвящен определенной теме, но при этом мы стараемся рассматривать ее с разных сторон: с позиции стратегии, финансов, управления человеческими ресурсами, маркетинга, информационных технологий. То есть с тех точек зрения, с которыми реально сталкиваются люди, работающие в бизнесе.
А дальше — обязательная практика. К следующему модулю участники должны подготовить задание и представить его, продемонстрировав, что они действительно освоили материал предыдущего блока.
Итогом обучения для слушателя программы DBA, конечно, должна стать диссертация. А что она из себя представляет? Это письменная работа?
Как правило, да. Это именно письменная работа объемом примерно 130–150 страниц. Она должна быть интересна не только самому автору, но и широкому кругу читателей. Есть, конечно, формальные требования — к объему, к оформлению. Но если говорить о сути, я бы сформулировал это так. Представьте себе, что кто-то после вас — как говорил Пастернак, «кто-то за тобою следом» — пойдет по похожему пути, будет делать похожий проект, решать сходные задачи. Так вот, вы должны написать такую работу, которую этот человек просто обязан прочитать, чтобы понять, какие уроки вы прошли, и не повторять ваших ошибок, а использовать ваш опыт.
И это важно написать интересно. Чтобы было понятно, чтобы это не было просто бытовым описанием того, что с вами произошло, а стало систематизированным опытом, основанным на концепциях, моделях, подходах современного менеджмента. Работа не должна быть рассказом «бывалых». Это аналитическое, обобщенное, структурированное знание. Применимое и полезное.
А можно в завершение пару примеров: кто из выпускников ВШБ ВШЭ уже прошел этот путь и чем занимается сейчас?
Да, конечно. Один пример я уже приводил — это генеральный директор компании Изварино Фарма, фармацевтической компании. Есть и другие. Например, Максим Тверской — владелец крупной торговой сети, специализирующейся на хозяйственных и строительных материалах, его бизнес активно развивается в Ивановской области. Параллельно Максим — доцент департамента маркетинга ВШБ ВШЭ. После защиты диссертации он всерьез увлекся преподаванием, ему это нравится, и делает он это прекрасно. Так что он сочетает бизнес и академическую карьеру. Один из недавних наших выпускников — Павел Воронин, вице-президент компании МТС. Он отвечает за внедрение технологических инноваций. Его диссертация уже защищена, и работа получилась очень сильная.
Кто-то после программы становится консультантом. Один из слушателей недавно защитил диссертацию, посвященную ошибкам при отборе топ-менеджеров и проблеме преемственности в бизнесе — очень интересный, глубокий анализ. А вот еще пример — работа из сферы девелопмента. Автор задался вопросом: почему квартира, как только ее покупают, начинает дешеветь, как и автомобиль, который выехал из салона? Можно ли сделать так, чтобы стоимость жилья со временем росла, а не снижалась? И он, вернее, она нашла решение, описала его в диссертации и начала внедрять у себя в компании. Это и стало сутью ее исследования на программе DBA.
Знаете, нашим выпускникам интересно общаться друг с другом, а нам, преподавателям, — с ними. И это не просто комплимент. Эти люди приносят на программу уникальный опыт, которого у нас, академиков, зачастую нет. Мы получаем возможность узнать, обсудить, понять — и в этом смысле мы тоже учимся, ничуть не меньше, чем они.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании


