РБК Компании

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети

Как проверить наличие сведений о себе в интернете, удалить информацию без судебных разбирательств и избежать негативных последствий «сливов»
Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
Источник изображения: Freepik.com
Елизавета Домрачева
Елизавета Домрачева
Ремувинг-инженер агентства по управлению репутацией «Репутация Москва»

Эксперт в области удаления информации. Эксперт в области ведения переговоров. Стипендиат Правительства КНР.

Подробнее про эксперта

2024 год рискует стать рекордным по количеству скомпрометированной хакерами информации. «Слитый» контент мошенники и недоброжелатели используют охотно, как и тот, что пользователи выкладывают самостоятельно. Для физических лиц действия злоумышленников часто заканчиваются потерей денег, для предпринимателей — клиентов и прибыли.

В статье эксперт агентства «Репутация Москва» Елизавета Домрачева расскажет, как контролировать свое присутствие в интернете, снизить имиджевые риски для себя и фирмы.

Как персональные данные попадают в интернет

Чаще всего данные попадают в интернет в результате кибератак — «сливов». Это происходит так:

  1. Клиент обращается в компанию и подписывает стандартное соглашение об обработке персональных данных.
  2. Компания передает полученную информацию сторонним лицам в законных целях, например, для оказания дополнительных услуг. Формируются общие базы.
  3. В результате кибератак или технических ошибок информация из баз попадает в открытый доступ. Мошенники также предлагают купить незаконно полученные данные: в 2020-м в интернете продавали клиентскую базу СДЭК всего за 70 тыс. рублей. Такая информация дополняется тем, что пользователь — например, руководитель бизнеса — самостоятельно опубликовал в соцсетях.

Данные о юридических лицах собирают сервисы проверки контрагентов из официальных государственных источников. Пример такого ресурса — Rusprofile. В реестре можно найти любую компанию, зная название, адрес или ф. и. о. руководителя. За дополнительную плату сайт предоставляет сведения о физических лицах: объявлял ли человек банкротство, есть ли у него ИП, производился ли арест его имущества и другие.

СМИ могут распространять сведения о человеке, если он замешан в скандале. Например, после аварии на производстве выходит новость с именами сотрудников и руководителей. Если в будущем топ-менеджер планирует сменить компанию, на новом месте могут возникнуть трудности из-за подобных скандалов. 

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
Как формируется пул данных о человеке, доступный любому в интернете. Информация приходит из СМИ, реестров для проверки контрагентов, личных аккаунтов на платформах и баз фирм.  

Последствия утечки данных

Утечками пользуются для совершения преступлений. Жертвы мошенников теряют деньги и имущество, даже не общаясь с преступниками вживую. По материалам в открытом доступе злоумышленники самостоятельно находят номера документов, получают сведения о том, в каких банках находятся счета пользователя, и пользуются этим для доступа к ним.

Юридическим лицам утечка грозит потерей клиентов и деловых партнеров. «Сливать» могут не только данные покупателей, но и договоры с контрагентами, информацию о стоимости сырья, компрометирующие руководство фотографии.

Опасны для бизнеса и те ситуации, когда в интернете находят информацию, опубликованную добровольно, но потерявшую актуальность. 

Чтобы минимизировать ущерб от возможной утечки данных и обезопасить себя от конфликтов, регулярно проверяйте и удаляйте сведения из сети. Мошенники могут воспользоваться постами, которые опубликовал руководитель в соцсетях, и с их помощью выйти на конфиденциальные данные фирмы. А конкуренты — обнаружить неактуальную, необъективную критику и использовать ее против компании.

Как проверить наличие информации о себе в сети

Если вы не уверены, какие именно данные хотите убрать, проверьте, что о вас вообще знает интернет. 

  1. Самостоятельно проанализируйте поисковую выдачу. В поисковую строку введите по очереди свои ф. и. о., электронную почту, номер телефона, место жительства, название фирмы, в которой вы работаете или которой владеете. Можно искать в нескольких браузерах, на русском и английском языках. 
  2. Воспользуйтесь репутационным калькулятором. Калькулятор помогает проанализировать «с холма» ссылки, которые появляются в поисковой выдаче у людей, ищущих что-то о компании, ее сотрудниках или руководителе. Среди материалов он позволяет выделить отрицательные и считает процент негатива о бренде в поисковой системе. 

Как устранить данные в социальных сетях

Чтобы удалить личный профиль с площадок Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена), пошагово нажмите следующие кнопки в мобильных приложениях сервисов Instagram (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) или Facebook  (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена):

  1. Значок в правом верхнем углу экрана в разделе профиля (выглядит по-разному на разных устройствах).
  2. «Настройки и конфиденциальность».
  3. «Центр аккаунтов».
  4. «Личная информация».
  5. «Владение и управление аккаунтом».
  6. «Деактивация или удаление».
  7. Выберите нужные профиль и опцию: временно скрыть или удалить навсегда.

В приложении X (Twitter, принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) найдите раздел «Настройки и конфиденциальность» в меню «Еще», откройте вкладку «Ваша учетная запись» и нажмите «Отключение учетной записи». Следуйте инструкциям на экране.

В других соцсетях данные своего профиля удалить можно через «Настройки». 

ВКонтакте. Вот как удалить профиль ВКонтакте с компьютера:

  1. Нажмите на значок профиля в правом верхнем углу экрана.
  2. Выберите опцию «Настройки».
  3. В открывшемся разделе «Аккаунт и внешний вид» пролистайте страницу до конца. Нажмите «удалить свой профиль» и следуйте инструкциям на экране.

С момента удаления профиль перестает быть доступным другим, но не исчезает. ВКонтакте дает 7 месяцев (210 дней), чтобы передумать и восстановить профиль: зайти в него с компьютера с прежними данными. Если этого не сделали, по истечении срока страница исчезнет навсегда. 

Одноклассники. Вот как удалить профиль Одноклассников с компьютера:

  1. Зайдите на свою страницу.
  2.  Откройте лицензионное соглашение.
  3. Если вы авторизованы, появится кнопка «Отказаться от услуг». Нажав ее, следуйте инструкциям на экране.

Как удалить данные из мессенджеров

Вот как удалить аккаунты в мессенджерах с мобильного устройства:

Telegram:

  • Зайдите в «Настройки». 
  • Перейдите в раздел «Конфиденциальность».
  • Нажмите «Если я не захожу».
  • В списке выберите опцию «Удалить аккаунт сейчас». Следуйте инструкциям на экране.

WhatsApp:

  • Зайдите в «Настройки».
  • Перейдите в раздел «Аккаунт».
  • Нажмите «Удалить аккаунт» и следуйте инструкциям на экране.

Viber:

  • Нажмите «Еще» и зайдите в «Настройки». 
  • Перейдите в раздел «Учетная запись».
  • Выберите «Отключить учетную запись» и следуйте инструкциям на экране.

Что делать, если не получается удалить аккаунт

Если у вас возникают сложности с удалением, обратитесь в техподдержку.

Если соцсеть не подразумевает отключение личного аккаунта, сделайте его анонимным: замените настоящие данные фейковыми, скройте дату рождения, используйте одноразовый адрес электронной почты, удалите все публикации.

Как удалить информацию из поисковой системы

Поисковые системы принимают следующие запросы:

  • Удаление материалов, нарушающих законодательство России и права клиентов. Клеветнические публикации, фото и видео в том числе. Если нашли такие данные в поисковой выдаче, заполните формы в Google и Яндекс.
  • Удаление личных данных. Google убирает контент, который размещен на сайте, требующем денег за ремувинг, или содержит материалы сексуального характера, наготу, конфиденциальную информацию, изображение несовершеннолетнего. Яндекс убирает откровенный контент, опубликованный без согласия участников, в том числе фото и видео. Заполните эти формы, если нашли что-то из перечисленного:
  • Обновление устаревшего в поисковой выдаче: материалы были удалены с сайта, но все равно попадаются в результатах поиска. 

Когда с помощью обращений контент не получается нейтрализовать, можно воспользоваться правом на забвение. По нему любой может потребовать у поисковика убрать из выдачи недостоверную и неактуальную информацию. При отказе поисковой системы можно обратиться в суд. Право регулируется законом №264-ФЗ с 2015 года.

Однако данные, удаленные из поисковой выдачи, остаются доступными по прямым ссылкам. Их нельзя обнаружить в поисковике, но если ссылка осталась в переписке с кем-то, адресат все еще сможет по ней перейти.

К тому же большинство заявлений по праву на забвение отклоняют. Например, Яндекс во втором полугодии 2020 года получил 4 526 обращений. Из них было отклонено 2 398 — 53%.

Как удалить материалы о себе с любого ресурса

Нейтрализовать контент в интернете невозможно, если информация опубликована в государственных, общественных или публичных интересах. Например, если тот, чьи данные оказались в интернете, представляет серьезную угрозу обществу.

В остальных случаях, если обращение в техподдержку не сработало, можно связаться с владельцами контента напрямую.

Обратиться к руководству сайта. Контакты администрации почти на любом сайте есть в «подвале» — чтобы его найти, пролистайте страницу до конца. Свяжитесь с руководством удобным вам способом, объясните ситуацию и приложите скриншоты-доказательства.

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
Вот где находятся контакты руководства на сайте «Репутация Москва». В разделе есть форма для связи через мессенджеры, номера телефонов, электронная почта. Источник: reputation.moscow

Обратиться в редакцию СМИ. По статье 43 закона «О средствах массовой информации» человек и организация имеют право на опровержение. Если СМИ опубликовало фейк, оно обязано выпустить материал с опровержением неправдивой информации. 

Обратитесь к редакции медиа, в котором нашли материал. Если доказательств правдивости опубликованного нет, журналисты обязаны поступить по закону: выпустить опровержение на той же площадке и по желанию пострадавшего опубликовать его комментарий. 

Обратиться в суд. Обратиться в суд можно по делу о незаконной публикации персональных данных, но это крайняя мера. Обычно правосудие встает на сторону того, чью личную информацию опубликовали, но разбирательства занимают много времени и требуют много денег. При этом важно знать: упоминание человека в СМИ не является распространением персональных данных.

Разбирательства по делам о клевете проходят сложнее, потому что факт клеветы нужно доказать. Успешных кейсов в таких случаях меньше.

Есть альтернатива — досудебная претензия. Ее можно отправить по электронной или обычной почте владельцу ресурса, если вам известна его личность. Идти в суд стоит, только если оппонент претензию не удовлетворил.

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
Универсального шаблона досудебной претензии нет. Агентство «Репутация Москва» рекомендует оформлять ее так.

За защитой персональных данных можно обратиться в Роскомнадзор (РКН). Организация потребует нейтрализовать контент или заблокирует страницу, а то и весь сервис. Ситуация может спровоцировать дальнейший конфликт с медиа, подвергнувшимся блокировке.

Обратиться в репутационное агентство. «По ту сторону» любого сайта есть человек, с которым можно договориться. Но на переговоры уходит время. Самостоятельные попытки удалить материалы занимают много ресурсов. Вместо того чтобы уделять внимание бизнес-процессам, предприниматель тратит время на составление обращений, общение с редакторами, походы в суд. 

Чтобы убрать информацию, руководители часто обращаются к экспертам по удалению. Это опытные юристы, конфликтологи, психологи, переговорщики — профессионалы в поиске компромиссов.

Такие эксперты работают в репутационных агентствах. Командной работой они устраняют неактуальную и неправдивую информацию из интернета без рисков для имиджа компании, сотрудников и менеджеров.

Как удалить другие учетные записи

В личных аккаунтах, которыми вы не пользуетесь, тоже могут быть данные. Форумы, сервисы знакомств, старые электронные почты — проверьте наличие неактивных страниц на любых ресурсах. Посмотрите историю и менеджер паролей в браузере. Поищите письма с сообщениями о регистрациях на электронной почте.

Если не помните пароль от учетной записи, используйте другие способы входа. На многие сервисы можно попасть с помощью кода в СМС или через письмо на электронную почту. В крайнем случае можно обратиться в службу поддержки сайта и попросить устранить профиль.

Если у вас есть доступ к странице, но вы не можете перейти в раздел с опцией удаления, воспользуйтесь сервисом Justdelete.me. Сайт собрал большинство популярных англоязычных ресурсов, их можно найти в строке поиска и по прямой ссылке попасть в нужный раздел.

Правила защиты персональных данных

Следите за тем, что публикуете сами. Проверьте то, что уже хранит открытый доступ. Стоит почистить ленту: удалите ненужные посты и скройте то, что еще может пригодиться. 

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
ВКонтакте можно архивировать запись со своей страницы с возможностью вернуть ее в публичный доступ. Архивированную запись видит только владелец. Источник: vk.com

Закройте свои профили в соцсетях. Увидеть закрытые аккаунты другие пользователи могут, только если владелец одобрит их запрос на это.

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
В Телеграме можно настроить, кто и какую информацию видит в профиле, какие действия с ним доступны. Сделать это можно в разделе «Конфиденциальность». Источник: десктопная версия Telegram

Запрет на использование данных. При регистрации на любой площадке отказывайте в обработке персональных данных и передаче их третьим лицам. Если согласие на обработку выглядит подозрительно, возможно, стоит выбрать другую платформу или обратиться к другой компании.

Если вы уже согласились на использование данных, разрешение можно отозвать. Для этого обратитесь напрямую в организацию, которая собирает данные. Например, по электронной почте.

Как обезопасить бизнес от утечки и зачем удалять данные о себе из сети
Отозвать согласие на обработку можно по закону №152-ФЗ «О персональных данных» с некоторыми исключениями. Источник: consultant.ru

Как нейтрализовать свой цифровой след

Цифровой след — это все, что человек оставляет о себе онлайн. Чтобы «замести» цифровые следы, удалите:

  • историю браузера, кэш, файлы «куки», данные о геолокации и пароли;
  • старые письма на электронной почте и сообщения, чтобы они не попали в руки злоумышленников, если страницу взломают;
  • описание профиля: хобби, предпочтения, семейное положение и другое.

Социальные эксперименты демонстрировали, что по имени человека можно найти данные о его семье, месте проживания и размере кредита. Поэтому для максимальной защиты сохраняйте полную анонимность онлайн.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации03.02.2017
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес респ. Татарстан (Татарстан), г.о. Город Казань, ул. Университетская, д. 5/37, офис 1
ОГРН 1171690009600
ИНН / КПП 1655380387 165501001
Среднесписочная численность7 сотрудников

Контакты

Адрес Казань, ул. Островского, д. 67, офис 501
Телефон +78002229684

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия