Техническая рецессия: что делать бизнесу, когда экономика замедляется
Изменения рынка вынуждают компании быть как никогда гибкими в организации бизнес-процессов

Практик, неоднократно прошедший путь от идеи до успешного бизнеса. Профессионал с высочайшими этическими нормами. Знаком лично с владельцами и топ-менеджерами более тысячи компаний.
Российская экономика входит в турбулентный период: экономический рост в стране замедляется, в то время как инфляция остается на высоком уровне, а потребительские расходы населения стагнируют.
Нестабильный рынок неизменно влияет и на бизнес — и теперь эффективная оптимизация бизнес-процессов становятся ключевым конкурентным преимуществом для компаний, которые хотят не только «остаться в игре», но и выйти из нее победителями. А пристальное внимание к изменениям рынка выходит на первый план как один из важнейших инструментов принятия бизнес-решений.
На основе отчета H1 Business Group о ключевых макроэкономических показателях России за первые полгода 2025 года проанализируем приоритетные направления экономики и определим, какие стратегии могут быть выгодными для российского бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В каком состоянии российская экономика подходит к завершению года
Текущее состояние российской экономики характеризуется замедлением роста ВВП. Согласно оценке Минэкономразвития, во II квартале 2025 года ВВП России увеличился на 1,1%, показав снижение прироста второй квартал подряд. Хотя доля ВВП страны в мировой экономике сохраняется, темпы его роста на порядок уступают мировым лидерам. Эти показатели указывают на возможное формирование технической рецессии внутри страны.
На фоне замедления экономики федеральный бюджет четвертый год подряд остается дефицитным. По итогам первого полугодия 2025 года дефицит достиг 3,4% ВВП, а снижение доходов фиксируется даже в традиционно прибыльных отраслях. Так, доля нефтегазовых доходов в бюджете России по итогам первого полугодия снизилась до 26,9% (в сравнении с 30% за прошлый год).
По прогнозам Минфина РФ, из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках снижение доходов в этой области, вероятно, сохранится. Ожидается, что это, в свою очередь, приведет к еще большему росту дефицита бюджета уже в III квартале 2025 года. Помимо упадка нефтегазовых доходов, на рынке также наблюдается снижение роста промышленного производства и слабый внутренний спрос.
Инвестировать или не инвестировать в бизнес — вот в чем вопрос
Инвестиционная активность в российской экономике также демонстрирует сдержанную динамику. Потенциал бизнеса для вложений остается ограниченным — рост инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2025 года составил всего 4,3%. Этот показатель является минимальным за последние пять лет, что во многом можно объяснить высокой стоимостью заимствований и общей экономической неопределенностью.
Анализ структуры инвестиционных вложений показывает дисбаланс. Основные финансовые потоки направлены на расширение деятельности предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время гражданские отрасли показывают стагнацию, испытывая давление со стороны низкого внутреннего спроса и технологических ограничений. Сложившаяся ситуация позволяет предприятиям ВПК использовать свое положение для капитализации прибыли.
Несмотря на общий тренд на сокращение инвестиций, на рынке выделяется кластер, в котором наблюдается устойчивый рост объема вложений. Речь идет о стратегически важных отраслях, призванных обеспечить технологический суверенитет страны. В их число входят ИТ, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), энергетика, транспортная инфраструктура, связь, финансы и производство ракетной техники. Инвестиции в эти сектора, а также открытие или расширение в них бизнеса — возможно, наиболее перспективная опция в текущих условиях, так как они активно поддерживаются государственными программами. Цифры говорят сами за себя: с 2021 по 2024 годы инвестиции только в производство компьютеров выросли втрое — со 104 млрд рублей до 312 млрд рублей.
Прорубить окно в Азию — закрепившийся тренд во внешней торговле
В секторе российской внешней торговли продолжает сохраняться устойчивый тренд на переориентацию торговых отношений с Запада на Восток. Наиболее активный рост наблюдается в торговле с Индией, Турцией и Китаем. На этом фоне выделяется отрицательная динамика товарооборота России с Казахстаном: по итогам первого полугодия 2025 года доля российского экспорта в соседнее государство достигла 28,5%, что почти на 9% ниже, чем в аналогичном периоде 2024 года.
Крупнейшим торговым партнером России остается Китай. При этом важно оценивать масштаб: доля России во всем внешнеторговом обороте «Поднебесной» составляет всего около 4%. Структура торговли четко определена — Россия выступает ключевым поставщиком энергоносителей, сырья и аграрной продукции в КНР. В обратном направлении Китай активно экспортирует в Россию промышленное оборудование, электронику и транспорт. Динамика торговых отношений двух стран показывает положительный рост и позволяет сделать уверенный вывод: китайский рынок — основная экономическая площадка для отечественных компаний в перспективе.
Немного иная ситуация складывается с другим крупным игроком азиатского рынка — Индией. В экономических отношениях двух стран сохраняется односторонний торговый баланс, в значительной степени обеспеченный российскими поставками энергоносителей. Тем не менее общая смена курса экспортно-импортных операций РФ сделала Индию важным стратегическим хабом для российского бизнеса. В 2024 году внешнеторговый оборот между двумя странами достиг 70,6 млрд долларов — и без резких ухудшений в отношениях стран, вероятно, будет расти в будущем.
Не менее важную экономическую роль закрепила за собой Турция. На сегодняшний день Россия является вторым по величине импортером Турции, уступая только Китаю. Для отечественного бизнеса выход на турецкий рынок также представляет собой окно возможностей.
Краткосрочные перспективы
В краткосрочной перспективе российским компаниям предстоит работать в условиях охлаждающейся экономики, что неизменно приведет к ряду системных вызовов в поддержании и развитии бизнес-процессов.
Помимо традиционных экономических переменных — высокой стоимости кредитования, ограниченных инвестиционных возможностей и сдержанного потребительского спроса — бизнесу стоит учитывать потенциальные инфраструктурные и логистические сложности. Эти факторы уже сейчас препятствуют бесперебойным поставкам товаров на отдельных направлениях. Например, текущее состояние железнодорожной инфраструктуры тормозит перевозку грузов, а прогнозируемый рост тарифов на грузовые перевозки (вдвое в ближайшие пять лет) окажет дополнительное давление на операционные издержки.
В ситуации ограниченности ресурсов и сниженного инвестиционного потенциала компаниям рекомендуется в первую очередь сосредоточиться на внутренней эффективности. В условиях слабого спроса и роста издержек ключом к устойчивости становятся оптимизация бизнес-процессов, четкое управление ликвидностью и повышение производительности.
А чтобы поддерживать осведомленность об экономических изменениях, адаптироваться к изменяющейся среде и принимать осознанные решения, подкрепленные цифрами, как никогда важно поддерживать связь с другими игроками рынка, обмениваясь опытом и экспертизой.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Рубрики
