РБК Компании
Главная Б1 30 августа 2024

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Исследование от Академии бизнеса Б1 посвящено текущему состоянию и тенденциям развития проектного управления в России
Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1
Источник изображения: Shutterstock.com

На каком уровне зрелости находятся организации в России? Какие тенденции наблюдаются в работе с проектным персоналом и его компетентностью, а также в формировании и развитии системного подхода к проектной деятельности внутри организации?

Представляем вам результаты исследования Академии бизнеса Б1 о трендах в развитии проектного менеджмента в России, в котором приняли участие 289 респондентов, непосредственно вовлеченные в процесс управления проектами. Исследование проводилось при участии Центра оценки и развития проектного управления, Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ» и Аналитического центра при Правительстве РФ.

В рамках исследования мы изучили особенности текущей российской практики управления проектами, выявили факторы, влияющие на ее эффективность, а также барьеры, с которыми проектные руководители столкнулись за последние три года.

"Проектное управление традиционно считается одним из главных факторов, способствующих успешным изменениям и развитию инноваций. Несмотря на то что российскую экономику все чаще называют проектно-ориентированной, на сегодняшний день существует значительный разрыв между уровнем потребности в качественном проектном управлении и имеющейся в компаниях инфраструктурой проектного управления. Уверена, что результаты исследования активизируют внутри организаций обсуждения о количественно измеримых преимуществах, которые дает системный подход управления проектами, а также помогут запустить создание системы знаний и развития проектных компетенций сотрудников».

Наталья Сокова, Старший менеджер, бизнес-тренер Академии бизнеса Б1, руководитель направления тренингов «Управление компанией», АССА, Procsi, IRM certified

Основные выводы

  • Значимость проектного офиса. Согласно исследованию, по мере становления проектного менеджмента в целом возрастает роль проектного офиса как подразделения, обеспечивающего поддержку проектной деятельности, а также способствующего обмену знаниями и лучшими практическими наработками. Проектный офис может создавать и поддерживать базу знаний, которая включает в себя лучшие практики, шаблоны, инструменты и другие ресурсы. Это позволяет избежать повторения ошибок, обмениваться опытом и применять проверенные методы, что в конечном итоге повышает качество управления проектами.
  • Важность роли спонсора (куратора) проекта. Исследование показало в целом относительно низкую степень вовлеченности кураторов на текущем этапе, однако более зрелые организации отметили значимость системной работы куратора и большую вовлеченность в проект, что в конечном счете способствует успеху
  • Важность работы с заинтересованными сторонами. Согласно исследованию, именно управление заинтересованными сторонами вызывает основные сложности в процессе управления проектами, около 50% опрошенных отметили эту область как наиболее сложную в управлении
  • Потребность в развитии надпредметных навыков руководителей проектов. Одним из ключевых аспектов работы современного проектного менеджера является умение эффективно выстраивать коммуникации и осуществлять управление человеческими ресурсами. Также важно иметь навыки командного и лидерского руководства, чтобы мотивировать и вдохновлять свою команду на достижение общих целей проекта
  • Возможность для проектных команд экспериментировать с выбором фреймворка. Согласно исследованию, руководители успешных проектов в большинстве случаев имели возможность выбора и адаптации подхода на основе уникальных потребностей каждого проекта, в том числе с учетом возможностей проектной команды и ожиданий стейкхолдеров
  • Важность оценки и развития проектных компетенций. Потребность в профессиональных сертификатах у организаций и отдельных участников опроса пока относительно низкая (внимание к таким сертификатам в организации отметило только 30% респондентов), как в целом невелико (в сравнении с аналогичными показателями в индустриально развитых странах) и количество сертифицированных специалистов в российских организациях. С учетом фактического ухода с российского рынка таких систем сертификации, как PMI (PMP) и Prince2, возрастает роль оставшихся сертификационных систем: IPMA, ПМ СТАНДАРТ, GPM и других

Целевая аудитория исследования: сотрудники российских коммерческих, государственных, образовательных организаций, непосредственно вовлеченные в процесс управления проектами.

Уровни зрелости проектного менеджмента

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1
 

Уровень зрелости повышается по мере роста численности сотрудников компании как одного из критериев отнесения организаций к малому, среднему и крупному бизнесу. Это подтверждает тот факт, что с усложнением деятельности и увеличением ее масштаба требуется более высокий уровень проектной зрелости.

Успешность проектов

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1
Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

На сегодняшний день существует значительный разрыв между уровнем потребности в качественном проектном управлении и имеющейся в компаниях инфраструктурой проектного управления. Как показало исследование, на начальном и определенном уровнях развития проектного менеджмента (ПМ) на отсутствие проектного офиса (ПО) указали 34 и 39% респондентов соответственно.

При переходе с начального уровня на определенный роль ПО имеет ключевое значение, так как ПО начинает принимать активное участие в управлении конкретными проектами (об этом говорят 24% респондентов — представителей этого уровня зрелости). 

По мере становления ПМ в целом возрастает роль ПО как подразделения, способствующего обмену знаниями и методами. Это отметили 15 и 29% респондентов — представителей организации определенного и стандартизированного уровней зрелости соответственно.

Высокий уровень зрелости ПМ также предполагает контроль за планированием, управление рисками, соблюдение сроков, контроль качества и постоянное улучшение процессов. Согласно опросу, контролирующую роль ПО подчеркивают 19 и 29% респондентов — представителей организаций уровней зрелости «определенный» и «стандартизируемый».

Успешность проектов по индустриям

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Более 50% проектов завершаются успешно в таких отраслях, как наука, образование и культура, здравоохранение, а также в госсекторе, что может показаться нетипичным.

Ожидаемо высокий уровень успешных проектов отмечается в ИТ-индустрии и консалтинге (60% и 64% соответственно), где изначально внедрена проектная система ведения бизнеса. Успешность проектов достигается в основном за счет четкого определения их целей и ожиданий клиентов-заказчиков, а также грамотного распределения ресурсов (людей, времени, финансов) на предпроектных стадиях.

Сложности в управлении проектами

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Около половины опрошенных (130 и 150 респондентов из 289) подчеркивают, что управление человеческими ресурсами и заинтересованными сторонами вызывают сложности в управлении проектами.

На втором месте по количеству упоминаний — риски и сроки (115 и 96 респондентов из 289 отметили их в анкете).

Влияние куратора (спонсора) на успешность проекта

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Спонсор должен либо активно участвовать в проекте, либо не участвовать совсем и делегировать принятие решений любого уровня руководителю проекта. Результаты исследования приводят к выводу, что формальное отношение спонсора к своей роли в проекте не способствует эффективности проекта, а зачастую создает «лишний информационный шум».

Пассивная роль «по приглашению» (52% респондентов отметили именно такое проявление роли спонсора) не влияет на успешность проекта в целом. Пассивное участие равноценно неучастию и не оказывает существенного влияния на достижение высоких результатов в рамках проекта.

Это подчеркивает важность реальных, своевременных действий спонсора по предоставлению поддержки и ресурсов, его личного вклада в обеспечение успешного выполнения проектных целей.

Популярные фреймворки

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Развитие и обучение проектных руководителей

Одним из ключевых аспектов работы современного проектного менеджера является умение эффективно выстраивать коммуникации и управление человеческими ресурсами. Также важно иметь лидерские навыки, чтобы мотивировать и вдохновлять свою команду на достижение общих целей проекта. Однако в настоящее время видится недооцененной такая компетенция, как управление постпроектными изменениями. Респонденты отметили эту компетенцию как самую малозначимую (лишь 14% из всех опрошенных подчеркнули ее важность). Это частично объясняет наличие проблем, связанных с внедрением проектных решений в операционную деятельность.

Стали известны результаты исследования Академии бизнеса Б1

Альтернативой формальному обучению может стать участие в гостевых визитах, проведение командных ретроспектив. Особое внимание следует уделять созданию единой корпоративной базы знаний по проектам. Также прирост знаний может быть обеспечен за счет участия в кросс-функциональных проектах. Такой комплекс мер позволит создать в целом более зрелую и саморазвивающуюся проектную экосистему.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации20.06.2002
Уставной капитал10 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Замоскворечье, наб. Садовническая, д. 75
ОГРН 1027739707203
ИНН / КПП 7709383532 770501001
Среднесписочная численность1596 сотрудников

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия