РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Стоит ли проводить стратегические сессии

Любому бизнесу необходимо выживать и развиваться. Как стратсессии могут быть полезны руководителям при планировании и решении задач
Стоит ли проводить стратегические сессии
Татьяна Спурнова
Татьяна Спурнова
Эксперт сообщества SPEAKER COMMUNITY

Независимый директор, бизнес советник. Модератор стратегических сессий, автор образовательных программ для предпринимателей. Основатель Бюро трансформаций бизнеса Татьяны Спурновой

Подробнее про эксперта

Стратегическая сессия как точка сборки

Для меня стратсессия — это своеобразная точка остановки для того, чтобы «наточить топор» и поставить в приоритет задачи категории «важное, но не срочное». 

Опыт доказывает, что именно эти задачи нас больно и дорого «бьют по голове»: например, отсутствие стратегии приводит в растрате ресурсов и финансовым потерям, отсутствие ясности и рассинхронизация в командах к неэффективности, проблемам в коммуникации и посредственному результату и так далее. 

В итоге, бизнесы и команды тонут в операционных задачах, при этом глобальные, по-настоящему важные этапы не реализовываются.

 Сегодня время возможностей и скоростей 

Так, за 2-3 года можно выйти на рынок и занять на нем твердые позиции с новой бизнес-моделью или оперативно реагируя на изменения потребительских паттернов за такой же срок, потерять лидерство. 

Зачастую, можно услышать такое возражение: у нас нет времени заниматься стратегией, так как нам необходимо выживать и осуществлять текущие процессы. 

Однако, бизнес не может постоянно находиться в режиме выживания. 

Даже в этой стадии, мы должны определить за счет чего мы двигаемся и удерживаем свои позиции. Если же мы сейчас находимся в режиме роста — осознать, к какой модели мы стремимся, какой он образ результата, на каких рынках работаем, где должен быть фокус нашего внимания, как мобилизовать ресурсы под рост и не выжечь команду.

Фундаментальная задача любой стратегии — обеспечить успешное место бизнесу в будущем: его жизнеспособная, масштабируемая и прибыльная бизнес-модель, востребованность у клиентов через свои продукты, крепкая позиция на рынке и репутация. А задача стратсессии — найти эти решения, модели, подходы.

Стратсессия —  это инструмент для:

  • формирования видения и образа будущего бизнеса на 5-7-10 и даже 20 лет в зависимости от индустрии;
  • формирования стратегии и целей на среднесрочную перспективу;
  • поиска тактики для достижения уже поставленных целей;
  • поиска новых возможностей для расширения бизнеса;
  • поиска антикризисных решений;
  • формирования изменений с учетом планов и целей — перестройка бизнес-моделей, оргмоделей и моделей управления;
  • формирования продуктов и сервисов, актуализация технологий продаж и клиентского опыта;
  • поиска улучшений в текущей системе;
  • синхронизации команды по целях, стратегии и тактике, а также правилам и принципам взаимодействия;
  • формирования/ актуализации миссии, ценностей;
  • поиска решений для накопившихся бизнес-задач.

Стратсессия — это всегда сотворчество с командой

Если мы исключаем сотрудников из стратегического планирования, мы неизбежно будем тормозить в реализации, команде нужно будет продавать предпосылки решений, иначе она будет ставить их под сомнение, еще хуже, саботировать, что замедлит процессы роста и демотивирует всех участников процесса.

Для разработки стратегии важно присутствие ключевой управленческой команды, руководителей подразделений, основных сотрудников на стыке с клиентами, для тактических сессий — состав более широкий.

Если вам не на кого опереться — обратите внимание на свою модель управления и наличие лидеров в команде, кроме вас! Не являетесь ли вы сами «узким горлышком» своего бизнеса, максимально замыкая все на себе?

Стоит ли проводить стратегические сессии

Кто заказывает стратсессию

В чем ключевая роль руководителя в бизнесе? 

Она включает всего 4 ключевые функции, за которые первое лицо отвечает лично (речь только о малом и среднем бизнесе, где нет такого органа как Совет Директоров).

  1. Формирование стратегии — видеть препятствия и возможности, учитывать их в планировании;
  2. Ресурсы и приоритеты — распределять (деньги, людей, время) на реализацию стратегии;
  3. Формирование оргмодели/ оргструктуры — правильная «связка» команды как ресурса между собой для качественного взаимодействия по реализации;
  4. Корпоративная культура компании —  среда, ценности, которые объединяют, притягивают и развивают людей для совместной реализации стратегии.

Именно первое лицо или ответственные лица по его поручению инициируют стратсессию, чтобы максимально качественно реализовывать свои задачи и ответственность перед бизнесом.

Как я могу планировать, если вокруг неопределенность

Концепция и стратегия любого бизнеса сегодня — это найти свою антихрупкую глобальную цель — создать модель жизнестойкости. Сложно прогнозировать завтрашний день, но точно можно утверждать, что постоянные изменения — единственная константа существования.  Именно поэтому стоит управлять своим фокусом внимания, временем и другими ресурсами для принятия качественных решений относительно своего будущего и будущего бизнеса, а также обеспечить ясность в команде для максимально быстрой реализации любых решений.

Стратегия «мы живы, несмотря на внешние факторы, и растем выше рынка» — вполне себе антихрупкая стратегия, для которой может быть разработан собственный путь реализации, мониторинга факторов влияния и выстроены фокусы для осуществления пошагового плана.

Сколько времени закладывать на проведение сессии

Зависит от формата, моя рекомендация — 2 полных дня.

Первый день — это всегда точка синхронизации и поиска: «кто мы?», «куда идем?», анализа трендов, формирования и отработки гипотез, второй день —  это про «как нам туда прийти» — это всегда про инструменты, фокусы, формирование стратегических и дорожных карт.

Один день подходит для поиска решений бизнес-задач, тактических сессий, брейн-штормов, сессий по формированию миссии или актуализации принципов работы команды. 

Где лучше проводить сессию

При наличии финансовых возможностей, я бы рекомендовала делать сессии выездными: загород, либо в другие города и даже страны. Если для выезда возможности нет, то проводить сессию за пределами офиса на нейтральных площадках, чем необычнее будет место, тем лучше. Например, для Москвы и крупных городов — это могут быть технопарки, кампусы Сколково, СберУниверситета, интересные бизнес центры, индустриальные хабы, цифровые пространства —  все это расширяет мышление, а для сессии нам необходимо тянуть самих себя на новые показатели — как на уровне мышления команды, так и инструментов.

Важность неформального общения

Также важен фактор неформального общения команды —  именно он задает планку доверия, а это основа эффективности! Коллективы, где высокая степень доверия, готовы входить в конфликты, искать лучшие решения, а не кивать на первое предложение, оставаясь безучастными и внутренне несогласными.

Вот вам простой тест на доверие в команде: знаете ли вы что-то о внерабочей жизни сотрудников: чем они живут, их интересы, важные достижения их жизни? Чаще это касается детей или хобби? Если нет, с высокой долей вероятности, у вас довольно авторитарный стиль управления, и результат обеспечивается контролем и страхом, а не инициативой изнутри.

Как найти модератора

Для своих команд я не выступаю в роли модератора и не провожу стратегические сессии сама, ввиду важности быть в роли равноценного участника и наблюдателя, а не руководителя —  я выработала для себя критерии выбора фасилитатора.

Для начала важно определиться, вам нужен МЕНТОР — предприниматель или управленец С-уровня, способный передать знания и опыт с позиции, куда вы стремитесь, или ФАСИЛИТАТОР — специалист, который владеет методологиями и сможет привести вас к ответам на ваши вопросы, но у него чаще всего нет практического опыта в бизнесе, и от него не следует ждать бизнес-экспертизы.

Ключевые факторы:

  • наличие личного бизнес-опыта — он должен понимать ваш контекст;
  • живые реальные кейсы и рекомендации, которые лучше проверить;
  • у него есть кросс-индустриальная насмотренность. Частое заблуждение, что модератор должен быть строго из индустрии. В каждой сфере есть экспертиза и правила, но вы сами являетесь их носителями, а вам важно расшириться за счет другого опыта.
  • соответствие опыта задачам сессии — если вы создаете миссию, у модератора должен быть опыт в создании и внедрении миссий и понимании, как она усилит ваш бизнес;
  • соответствие модератора уровню ваших участников — он должен быть сильнее, эрудированней и способным расширить и дать новую информацию;
  • индивидуальный подход к вам и вашим задачам — он не шаблонный! Бывает, что я вхожу в сессию с одним сценарием, но в процессе мы идем к результату совсем другим путем. Основной фокус — на результат, а не на процесс!
  • он искренне заинтересован в вашем результате и успехе, как в своем; 
  • вы сходитесь по ценностям — вам должно быть комфортно при взаимодействии с ним.

Как часто проводить стратсессии

Моя рекомендация — 1 раз в год — большая сессия, через полгода — сессия для сверки статусов и корректировки стратегии.

При этом важно хотя бы ежемесячно на уровне лидеров команды делать самостоятельные стратегические встречи для контроля прогресса.

Что важно сделать после сессии:

  • оцифровать все результатыитоги работы не должны остаться на флипчартах;
  • создать дорожную карту шагов;
  • определить лидера изменений или штаб изменений/внедрения;
  • ввести регулярные встречи по реализации и результатам стратегии и коррекции ее по необходимости.

    Стоит ли проводить стратегические сессии

Надеюсь, мой опыт и рекомендации помогут вам развиваться с поддержкой, с верно выстроенным фокусом и гарантированно управлять, а не жить в режиме реагирования на прилетевшие изменения.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Федеральный экспертОрганизовано более 300 мероприятий федерального и регионального уровней

Профиль

Дата регистрации26.02.2020
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Раменки, пр-кт Мичуринский, д. 21 к. 3, кв. 154
ОГРН 1200900000498
ИНН / КПП 0917038661 772901001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия