Тотальная оптимизация: что изменилось на маркетплейсах в 2024 году
В условиях растущих экономических и регуляторных вызовов бизнесы на маркетплейсах оказались под значительным давлениемВ 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.
Для отрасли электронной коммерции 2024 год стал периодом больших трансформаций. Если в 2022–2023 годах основным трендом были демпинговые войны, и конкуренция строилась вокруг снижения отпускных цен, то 2024 год обозначил совершенно новый вектор развития. Высокая маржинальность ушла в прошлое, а бизнес стал стремиться не к снижению цены, а к оптимизации себестоимости и затрат. Сохранить устойчивость смогли лишь те, кто смог адаптироваться.
Новая реальность: растущие издержки и регуляторное давление
Первыми серьезными вызовами на фоне растущей процентной ставки Центробанка стали рост затрат на логистику и услуги перевозки. В частности, ставка по лизингу уже доходит до запредельных 50%, а это напрямую влияет на стоимость грузоперевозок.
Ситуация вызвала цепную реакцию: вслед выросли зарплаты персонала и увеличились другие операционные издержки маркетплейсов, что сделало логистику еще более дорогой. А ведь логистика — это сердце интернет-торговли, где три четверти успеха зависит от правильно настроенных товаропотоков в офлайне. Поэтому борьба в 2024 году велась уже не за отпускную цену, а за оптимизацию всей цепочки поставок.
Дополнительно на предпринимателей оказывало давление повышение комиссий и тарифов со стороны самих маркетплейсов. Дело в том, что площадкам, чтобы развивать инфраструктуру, необходимо зарабатывать больше. Это приходится делать за счет повышения комиссий и цен за хранение товаров, что ставит продавцов перед необходимостью строго контролировать каждый процесс — от количества отправленного на склад товара до эффективности использования ресурсов.
Борьба за снижение издержек и автоматизация
В условиях, когда затраты на комиссии и логистику постоянно растут, предприниматели стараются снизить необязательные издержки и процент собственных ошибок. Таких ошибок может быть много. Например, можно случайно отгрузить 1000 штук товара на склад маркетплейса вместо 100 и потом несколько месяцев переплачивать за хранение.
Поэтому один из основных трендов прошлого года в нашей отрасли — это тотальное внедрение инструментов снижения операционных издержек. Они вводили как сами площадки, так и внешние сервисы. Например, селлеру теперь не надо идти в фотостудию и тратить время и деньги на подготовку визуального контента. Все делается автоматически специальными приложениями внутри торговых площадок. Это не только экономит ресурсы, но и позволяет сократить путь от идеи до реализации.
Точно так же сервисы искусственного интеллекта (ИИ) генерируют SEO-оптимизированные описания карточек товара, чтобы они активнее продвигались в поиске. На сегодняшний день уже просто бессмысленно запускать дорогостоящие рекламные кампании без такой оптимизации. Автоматизированная оптимизация повышает шансы на успешное продвижение и сокращает затраты на маркетинг.
Использование ИИ не ограничилось только созданием контента. Современные специализированные инструменты предоставляют комплексную поддержку: от управления логистикой до автоматизации взаимодействия с клиентами. В частности, чат-боты берут на себя обработку отзывов, быстро реагируют на запросы и поддерживают высокий рейтинг товара, что критически важно для успешных продаж.
По сути, сейчас формируется новое поколение сервисов электронной коммерции, которые оптимизируют сразу все взаимосвязанные параметры роста выручки на маркетплейсах. От логистики до автоматического управления отзывами с помощью чат-ботов. Это позволяет предпринимателям концентрироваться на стратегическом развитии, доверяя рутинные процессы интеллектуальным системам.
Тренды 2025 года: устойчивость и интеграция
В прошедшем году предприниматели осознали, что комплексный подход к торговле является ключевым фактором успеха. Снижение издержек больше не ограничивается одним процессом — это целый спектр решений, начиная с автоматизации логистики и заканчивая анализом данных о продажах.
Понимание комплексного подхода к торговле и внедрение новых технологий в бизнес-практику e-com-ориентированных компаний — главный тренд на 2025 год. Такой подход не только увеличивает выручку, но и делает бизнес устойчивым перед лицом любых экономических вызовов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети