РБК Компании

Как предпринимателю прокачать системное мышление

Спойлер — для создания и развития системы в бизнесе и своей голове вам придется смело шагать в неизвестное, хаотичное и даже пугающее
Как предпринимателю прокачать системное мышление
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Бизнес-трекер и ментор, эксперт в области управления и развития бизнеса

Мульти предприниматель с опытом в ритейле, IT и производстве 16 лет. Трекер, ментор: свыше 2000 часов частного консультирования бизнесов и бизнесменов. Преподаватель ВШЭ, Института Бизнеса и Дизайна.

Подробнее про эксперта

Для развития бизнеса важен системный подход. Почему, обсудили в этой публикации. Но как прийти к системному подходу? Все начинается с головы собственника. Если у вас хаос в голове — в бизнес-процессах тоже будет хаос. Поэтому начинаем с себя. 

Вы можете использовать чужой опыт построения бизнес-систем как опорную точку для создания своей. Но как бы ни хотелось облегчить эту задачу, полный «копи-паст» не получится. 

Как в обычной жизни: если двое хотят похудеть, недостаточно сказать: «Меньше ешь, больше двигайся». Нужно учесть возраст, пол, историю болезни, индивидуальные особенности психики, наличие ресурсов. Множество факторов влияют на процесс и результат. Также с компаниями. Разные бюджеты, количество сотрудников, стадия роста или кризиса, положение на рынке, геополитическая ситуация. 

Раньше или позже придется переработать накопленные знания и выстроить в своей голове систему управления и развития, заточенную под потребности вашего бизнеса. В нее будут включены как шаблоны единичных операций, так и системы динамических шаблонов.

Напомню:

  1. Шаблоны единичных операций — упорядоченная последовательность действий, решающая постоянно повторяющуюся задачу. 
  2. Системы динамических шаблонов — неригидные, многовариантные связки шаблонов единичных операций, решающие сложные разветвленные задачи. Чем лучше у вас натренирован навык оперировать динамическими шаблонами, тем больше у вас опций, как вырулить из сложной ситуации. 

Важно понять разницу между коллекционированием шаблонных решений для стандартных бизнес-операций и осознанием принципов, по которым эти решения вырабатываются. 

Такую библиотеку шаблонов вы можете надергать из разных источников: подсмотреть у коллег-бизнесменов, на курсах, конференциях, в блогах, опереться на опыт подчиненных. Но она же вас и ограничит. Всегда может произойти ситуация, для которой не найдется подходящего шаблона, и вы, в силу отсутствия привычки, будете не готовы выработать свой способ решения задачи здесь и сейчас. 

Предположим, ваш бизнес делал 80% продаж через одну социальную сеть. Вы благополучно развивались, получали прибыль, делали запуски новых коллекций товара, вливали деньги в рекламу. В один не прекрасный день социальная сеть — прежде ваш друг и надежный партнер — меняет внутренние алгоритмы. Теперь ваш информационный, прогревающий и продажный контент виден только 30% подписчиков. Продажи падают на глазах, бюджет стройнеет без диет, клиенты слабо реагируют на попытки перелить их в другую точку продаж. Старые знакомые шаблоны утратили силу. 

Бизнес порой испытывает настолько серьезные перегрузки, что под все ситуации не напишешь заранее шаблоны. Вы должны уметь переустанавливать правила игры. Поэтому важно тренировать системное мышление, конечная цель которого — улучшение бизнес-процессов, развитие сети алгоритмов действий, недопущение тупиковых ситуаций. 

Схематично процесс выработки новых решений выглядит так:

Представьте два круга — две области информации. Одна — поменьше и находится внутри второй. 

  • Внутри маленького круга — все, что нам известно. Обработанные знания, которые мы осознаем и используем для описания мира. Готовые шаблоны, правила, догмы, представления о себе, людях, жизни, бизнесе.
  • Внутри большого круга — то, что отрывочно касалось нас. Любая необработанная опытным путем информация, слова и видение знакомых, куски сырых данных, затронувших по касательной, но не осевших в нас. Что-то разрозненное, смутно мелькнувшее в общем потоке.  
  • Совсем снаружи — неизвестность. Мир велик, разнообразен, и мы многого о нем не знаем. 

Мы, люди, не можем использовать «вдруг и с ничего» новые знания и идеи. Особенно в бизнесе, где в большинстве случаев мы полагаемся на опыт предыдущего периода. Невозможно обнаружить новое внутри маленького круга, в собственном мирке. 

Но и заглянуть в неизвестное, снаружи большого круга, мы, скорей всего, не сможем, потому что оно никак соприкасается с нашим опытом и не сможет вписаться в наш мир.

Так работает мозг — он сличает имеющуюся информацию с новой и ищет подтверждение своей картине мира. В лучшем случае он позитивно отреагирует на что-то, что отдаленно похоже на уже усвоенные опыт и знания.

Таким образом область выработки новых решений лежит на границе маленького круга

В точке, где:

  1. С одной стороны — уже накоплены и утверждены какие-то шаблоны (маленький круг).
  2. С другой — ведется непрерывный поиск новых идей в хаотичной области большого круга. 

На границе мы отлавливаем знания, которые прежде не использовали и пробуем упаковать их в свои старые шаблоны. 

Смотрим — стало ли лучше — и принимаем решение оставлять или отбрасывать нововведение. 

Предпринимателю необходимо постоянно и целенаправленно выходить погулять в область большого круга

Именно там лежит «мясо» для будущих заготовок бизнес-алгоритмов, идей развития, масштабирования. Чем больше соприкасаетесь с непривычным — тем лучше для вашего бизнеса. Сидя в своем родном, теплом, булькающем болоте, вы не найдете нового и полезного для компании. 

Набирайтесь разностороннего опыта, не бойтесь загружать в себя непривычную информацию и учитесь переваривать и декомпозировать ее, изучайте чуждые точки зрения. Только так вы получите пищу для развития новых причинно-следственных или ассоциативных связей. А это — база для создания собственных новых, надежных, релевантных нынешнему моменту бизнес-шаблонов.

Как сказал великий: «Стэй хангри, стэй фулиш».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации24.07.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Щукино, ул. Маршала Рыбалко, д. 12 к. 1, кв. 48
ОГРН 1237700496230
ИНН / КПП 7734481396 773401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия