Топ-3 проблемы подрядчиков по аутстаффингу — как выбрать лучшего партнера
CEO Riverstart Андрей Никонов собрал самые популярные опасения заказчиков аутстаффа и собрал чек-лист, который поможет выбрать честного аутстаффинг-подрядчикаОснователь и генеральный директор IT-компании Riverstart. Лауреат премии ИТ-кампуса НЕЙМАРК «Лидеры ИТ-индустрии» 2023 в номинации «Развитие предпринимательства в ИТ-отрасли».
Аутстаффинг позволяет компании-заказчику экономить ресурсы на поиск и найм подходящего специалиста и сфокусироваться на собственных бизнес-процессах. Это оптимальный подход, если у компании уже есть IT-отдел, но требуется временное усиление команды или использование технологий, которых нет внутри.
Заказчик получает контроль над сотрудником, может управлять его загрузкой. При этом получает уровень ответственности не одного специалиста, а целой компании, которая за ним стоит — в этом случае компания-аутстаффер отвечает за свои услуги, в том числе своей репутацией на рынке.
Спрос на аутстаффинг растет с каждым годом
Аутстаффинг — услуга стабильно востребованная. По итогам первого квартала 2024 количество вакансий для аутстафферов выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год.
IT-аутстаффинг тоже развивается: к третьему кварталу 2024 количество вакансий для IT-специалистов увеличилось на 18%. Абсолютное большинство IT-компаний, которые однажды попробовали эту услугу, продолжают ею пользоваться — таких 91%.
Экономия на мидлах и сеньорах — 216-480 тысяч
Джуниоры редко пользуются спросом на аутстаффинге, чаще всего рекрутируют профессионалов уровня Middle и Senior.
Это связано с тем, что такой уровень — высококвалифицированные профи, их меньше на рынке, их услуги стоят дороже, у них выше уровень ответственности и цена ошибки для компании, которая неудачно наняла человека и хочет с ним попрощаться, тоже в разы выше. Аутстаффинг позволяет быстро собрать команду из уже проверенных мидлов или сеньоров.
Мы сравнивали стоимость найма специалистов уровня Middle и Senior при обычном приеме на работу и при аутстаффинге. Во втором варианте экономия составляет от 216 тыс до 480 тыс рублей на каждого благодаря тому, что подрядчики избавляют от расходов на рекрутинг, тестирование, адаптацию и прочие этапы, связанные с приемом на работу. Цифры складываются из себестоимости найма и средних зарплат разработчиков уровня мидл и сеньор.
Самые частые вакансии на рынке ИТ-аутстаффинга — традиционно разработчики и DevOps-инженеры. По нашему опыту, чаще нужны разработчики, специализирующиеся на 1С и Java, а также системные аналитики.
Что беспокоит компании, которые ищут подрядчика по аутстаффингу
Обычно заказчики ищут специалистов у ИТ-компаний, которые предоставляют своих сотрудников для внешних проектов. Еще могут пользоваться HR-платформами или брать рекомендации у коллег.
При работе с аутстафферами понятна тревога заказчиков: сложно довериться подрядчику, который предоставляет своих сотрудников, сложно оценить кандидата и его уровень, предположить, как он впишется в уже сработавшуюся команду.
Мы знаем, какие опасения и стереотипы есть у заказчиков в отношении аутстаффинга, потому что Riverstart предоставляет специалистов из своего штата на внешние проекты клиентов. Выделили самые популярные опасения компаний и способы с ними справиться:
1. «Кот в мешке» от перекупа
Чаще всего заказчики опасаются, что подрядчик окажется перекупщиком, который просто найдет специалиста на рынке под вакансию и перепродаст его время. Ценность в таких подрядчиков зачастую лишь в скорости, а не в качестве подбора: клиент получит непроверенного специалиста и ему будет нужно заплатить наценку за каждую из звеньев цепочки.
Как избежать рисков:
Выбирайте подрядчика, который не «перекупает» специалистов — то есть не нанимает и сразу передает по сути незнакомых ему самому людей — а подбирает их из своего штата. Он знает сильные стороны каждого профи, который максимально качественно закроет задачу.
Так компания получит человека, который точно справится с задачами на проекте, при этом не будет переплачивать за overqualified — сверхквалификацию профессионала.
Если подрядчик предлагает разного вида сотрудников (сразу и все виды разработчиков, и бухгалтеров, и разных дизайнеров, и еще 20 должностей), то от него лучше отказаться. Такого рода «масс-маркет» говорит только об одном: тут не заморачиваются особым подбором и онбордингом, а скорее перекупают под запрос, не вникая в детали.
К примеру, поскольку Riverstart специализируется на разработке, дизайне и аналитике в отдельных отраслях, то и специалистов мы предлагаем из этих сфер — разработчиков, дизайнеров, тестировщиков, технических писателей и аналитиков.
2. Нулевой опыт в отрасли
Как правило, заказчик работает с проектами в одной своей отрасли, и ему важно, чтобы исполнитель в ней ориентировался — понимал специфику и задачи, быстро влился в проект и применил свой прошлый опыт. Аутстафферов как раз и ищут, чтобы быстро подхватить проект и усилить команду.
Клиент не сам нанимает специалиста, поэтому может беспокоиться, что предложенный ему сотрудник не справится с уровнем задач. При этом времени на тестирование и проверку гипотез у него обычно нет.
Как решать:
Обращайте внимание на то, как компания подбирает сотрудника, оценивайте портфолио кандидата, которого вам предоставляет аутстаффинговый подрядчик, смотрите кейсы самой компании.
Для оценки специалиста советуем использовать систему грейдов — мы в Riverstart определяем уровень каждого профи по такой системе.
Что входит в грейдирование специалиста:
- Оценка уровня квалификации — к примеру, младший, средний, старший и ведущий специалист.
- Список технологий и инструментов, которыми владеет специалист, и уровень владения. Нужно, чтобы опыт пересекался с инструментами, которые требуются на проекте.
- Отрасли проектов, в которых работал кандидат. Оценивайте его портфолио и кейсы компании. К примеру, в портфолио Riverstart есть проекты из сферы спорта, госаппарата, IT, авиации, производства косметики, недвижимости, медицины, науки и образования.
- Опыт наставничества и управления.
- Софт-скиллы: умение вести коммуникацию, работать в команде, слушать и задавать вопросы, инициативность, ответственность, конфликтность и прочие качества, которые важны для работы.
Грейд обычно входит в список документов, которые подрядчик собирает по сотруднику.
Также обычно к списку добавляется оценка внутренней службы безопасности.
3. Потеря контроля
Формально сотрудники принадлежат другой компании, которая направила их время на проекты заказчика. Из-за этого у него может возникнуть ощущение недостаточного контроля: непонятно, чем специалист занимается, сколько времени действительно отработал, за что ему платить.
Как решать:
Заказчик получает контроль над временем специалиста, поэтому вправе запросить отчеты о проделанной работе, потраченном времени.
Обычно подрядчик контролирует процессы и следит, чтобы специалист был доступен в рабочее время и вел отчеты. Как правило, для этого используют тайм-трекинги, например, Shtab, Kaiten, Moo.Team. На скриншоте разработка Riverstart — сервис Liana для отслеживания окупаемости проектов, в котором сотрудники трекают задачи и потраченное время.
Контролирует процессы обычно куратор или менеджер от аутстафф-подрядчика: он следит за тем, как сотрудник влился в работу и как справляется с задачами и сроками, а также предоставляет рекомендации по онбордингу. К примеру, в Riverstart принято создавать чат с сотрудником, менеджером и HR-специалистом для обсуждения процессов и устраивать тет-а-тет созвоны раз в две недели.
Чек-лист честного подрядчика — 8 маркеров для выбора компании-аутстаффера
Задача подрядчика по аутстаффингу — сделать так, чтобы специалист точно подошел под задачи, работал продуктивно и как можно дольше оставался на проекте заказчика. Это выгодно обеим сторонам.
Как понять, что перед вами ответственный подрядчик по аутстаффингу:
- Не ищет специалистов под вакансию на рынке, а подбирает их из своего штата.
- Предлагает ограниченный список специалистов.
- Выбирает специалиста с уровнем квалификации, подходящим под задачу заказчика.
- Подбирает сотрудника с опытом работы на проектах в близкой заказчику отрасли.
- Ведет работу по адаптации: прикрепляет персонального куратора или менеджера, который следит за тем, как сотрудник влился в работу, как справляется с задачами и сроками.
- Контролирует, чтобы сотрудник отрабатывал нужное время, был в доступе и выполнял задачи, и отчитывается по тайм-трекеру.
- Заинтересован в выстраивании долгосрочных отношений с сотрудником, ведь именно он — его работодатель. Мониторит рынок труда и индексирует зарплаты, обеспечивает ДМС, техникой, рабочим местом.
- Самостоятельно организовывает сотрудникам корпоративную культуру, чтобы заказчику не нужно было внедрять их в свою. Сотрудники на аутстаффе — уже часть дружной команды, они ведут корпоративную жизнь, принимают участие в мероприятиях, ходят в офис. У таких специалистов закрыта потребность быть частью некоей общности.
Ответственному подрядчику самому выгодно, чтобы специалист долго оставался на проекте и стабильно эффективно работал.
Итоги и прогнозы
Направление аутстаффинга в России продолжает активно развиваться. В 2023 году объем рынка ИТ-аутстаффинга составил 224 млрд рублей, а за 2024 он должен достигнуть уже 265 млрд рублей — сбылся прогноз или нет, посмотрим в 2025 году.
Росту этого рынка способствует политика импортозамещения и, как следствие, стремление ИТ-компаний разрабатывать новые продукты.
Источники изображений:
Личный архив «ООО Риверстарт»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети