Как выстроить бизнес, который будет приносить деньги без вашего контроля
Как предпринимателю выйти из операционки и освободить время для стратегического развития бизнеса за счет грамотного делегирования и эффективной оргструктурыОснователь группы компаний SMART AND TALENTED; обладательница премии «Деловая женщина» от ERNST&YOUNG в номинации «Профессиональные услуги»; международный спикер, Спикер МГИМО, СКОЛКОВО, Коммерсант
В наши дни перед предпринимателями стоит непростая задача: найти баланс между стратегическим развитием своего бизнеса, своевременным контролем работы сотрудников и личным временем.
Ключевой фактор баланса — это систематизация бизнес-процессов и построение эффективной организационной структуры. Это позволяет владельцу бизнеса сосредоточиться на ключевых стратегических задачах, оставив рутинные операционные процессы на сотрудников.
В этой статье рассмотрим, какие проблемы чаще всего выявляются при попытках систематизации бизнеса, на чем основана эффективная организационная структура, и какую роль в ней играет ассистент руководителя.
Что делать, если все завязано на владельце бизнеса?
Многие предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда они оказываются вовлечены в каждую мелочь в своем бизнесе. В итоге все процессы оказываются завязаны на одном человеке — основателе: начиная от подписания счетов до стратегии маркетинга и продаж.
Это приводит к следующим проблемам:
- отсутствие четкого распределения обязанностей, в том числе у самого предпринимателя, который склоняется к микроменеджменту;
- неэффективная структура, где все процессы зависят от одного человека, и он не может уйти в отпуск или на больничный;
- недостаток доверия к команде, невыстроенная коммуникация и неэффективное делегирование;
- низкая мотивация и вовлеченность сотрудников из-за недостатка автономии и возможностей для развития.
Эти проблемы не только тормозят развитие бизнеса, но и приводят к конфликтам в команде, а главное — к эмоциональному выгоранию руководителя, который не может найти время на отдых или стратегическое развитие.
Если вы, как руководитель, оказались в ситуации, когда весь ваш день наполнен рутинными процессами и рабочими созвонами с командой, а сотрудники приходят согласовывать с вами каждый шаг — это сигнал о том, что пора пересмотреть организационную структуру в компании.
В противном случае, проблемы будут нарастать, как снежный ком, а сам предприниматель уже не сможет справиться с ними из-за выгорания или банальной нехватки времени и рабочего фокуса.
Как создать эффективную организационную структуру?
Создание эффективной структуры начинается с определения задач, которые находятся в зоне ответственности предпринимателя и ведут к росту бизнеса.
К таким задачам относятся:
1. Стратегическое планирование и определение вектора развития бизнеса.
2. Поиск инвесторов и партнеров.
3. Контроль за финансовым состоянием и повышение финансовой устойчивости компании.
4. Управление командой.
Все остальные операционные задачи должны быть делегированы, начиная от контроля выполнения поручений до документооборота, маркетинга и найма сотрудников.
И здесь у большинства предпринимателей, погрязших в рутине, возникает вопрос: как решиться на такой шаг? Как делегировать то, что годами было под пристальным контролем, и довериться команде? На помощь приходит система эффективного делегирования, которая поможет постепенно снять с руководителя операционные задачи так, чтобы все процессы в компании выполнялись по регламенту и в срок.
Принципы эффективного делегирования
Первый шаг к созданию эффективной организационной структуры — это делегирование хотя бы части задач. Вот несколько принципов, которые помогут сделать этот процесс успешным:
1. Четкая постановка задач.
Формулируйте задачи таким образом, чтобы в процессе выполнения у сотрудников не возникало вопросов вообще либо их был минимум. Обозначьте цель задачи, критерии успеха и четкие сроки выполнения.
2. Усиление личной мотивации.
Обеспечьте сотрудникам понимание их роли в общей картине бизнеса, по возможности создайте систему KPI. Это усилит вовлеченность команды в развитие бизнеса и повысит качество работы каждого сотрудника.
3. Эффективное использование ассистента.
Ассистент — это ключевой сотрудник в компании, который фильтрует входящие задачи, решает 90% вопросов и процессов с командой и передает руководителю только важную информацию, где не обойтись без его участия.
При правильном подходе, ассистент может стать вашим главным инструментом для выхода из операционки и построения эффективной оргструктуры.
Профессиональному ассистенту можно делегировать следующие задачи:
- выполнение личных поручений руководителя;
- ведение календаря руководителя, напоминание о предстоящих встречах, перенос встреч по необходимости;
- протоколирование совещаний, заседаний, фиксация договоренностей / результатов;
- контроль исполнения поручений и тесная коммуникация с ответственными по задачам;
- предоставление генеральному директору и другим руководителям высшего звена информации и аналитических данных о деятельности компании;
- разработка стратегических инициатив по рабочим процессам, команде, бюджету;
- работа с руководителями отделов по координации проектов и деловому администрированию;
- планирование встреч, деловых поездок;
- своевременное выявление проблем сотрудников и предложение приемлемых решений;
- контроль стратегических бизнес-инициатив: от идеи до реализации;
- предоставление тактической поддержки и надзора за специальными проектами и инициативами.
Такой ассистент освободит до 80% вашего времени, которое вы сможете более рационально тратить на стратегическое планирование, встречи с инвесторами, собственное обучение или отдых.
При найме профессионального ассистента, который полностью возьмет на себя контроль всех коммуникаций и освободит вас от рутины, стоит рассчитывать на зарплату от 150 000 рублей в месяц. Но, даже если пока нет возможности платить ассистенту такую сумму, можно начать с менее квалифицированного специалиста и обучить его под свои задачи и специфику бизнеса.
Преимущества такого подхода очевидны:
- экономия средств
Ассистент, прошедший обучение под вашим контролем, будет более лояльным к компании и поначалу согласится на меньшую зарплату.
- скорость и адаптивность
Обученный под вашим контролем ассистент будет готов к любым задачам и сможет быстро адаптироваться под изменения в бизнес-процессах.
Да, подбор и обучение ассистента требуют времени и ресурсов, но в итоге это решение может к масштабированию бизнеса, которое сейчас не происходит из-за Вашей завязки на рутинных процессах.
Как выйти из операционки? Пошаговый план
Для успешного выхода из операционной деятельности и создания эффективной организационной структуры, следуйте этому плану:
1. Определите, какие задачи ваши, а какие нужно делегировать.
2. Оцените компетенции команды и, при необходимости, наймите новых ТОП-менеджеров или ассистента.
3. Адаптируйте ассистента и научите его управлять проектами и командой, отслеживать показатели эффективности и выполнять ваши поручения без напоминаний.
4. Установите иерархическую коммуникацию в команде через ассистента, с помощью ввода регламентов и трекеров задач.
5. Протестируйте новую систему в течение 1-2 месяцев и внесите корректировки при необходимости.
6. Наконец, освободите свое время для отдыха и стратегических задач.
Систематизация бизнеса, делегирование и создание эффективной организационной структуры — это долгий, но жизненно необходимый процесс для любого предпринимателя. Только так можно выйти из операционной деятельности, сфокусироваться на стратегическом развитии и масштабировать бизнес, оставаясь устойчивым к кризисам и переменам. Успех приходит только к тем предпринимателям, кто доверяет своей команде, не занимается микроменеджментом и качественно отдыхает, сохраняя ресурс на то, что действительно важно.
Источники изображений:
https://ru.freepik.com/free-photo/confident-executive-explaining-documents-secretary_2448514.htm#fromView=image_search_similar&page=3&position=38&uuid=0674ae6a-d678-4785-9f8a-5a4e2b65b324
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети