Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ППР 29 сентября 2025

В каких случаях стоит пользоваться платными дорогами, а в каких нет

Проезд по платной трассе — это всегда компромисс между временем, деньгами и комфортом. Собрали все «за» и «против» для принятия правильного решения
В каких случаях стоит пользоваться платными дорогами, а в каких нет
Источник изображения: Личный архив компании
Галина Андросенко
Галина Андросенко
Эксперт по развитию и продвижению сервисов для автопарка «Платные дороги» и «Штрафы» компании ППР.

4 года работы в компании «Передовые Платежные Решения»

Подробнее про эксперта

Стоит пользоваться платными дорогами, когда:

1. Время — критический ресурс. Это главный аргумент в пользу платных трасс. Если вы спешите на важную встречу, деловые переговоры, на поезд или рейс в аэропорт, то переплата в несколько сотен рублей меркнет по сравнению со стоимостью опоздания или упущенной выгоды. Платные участки, такие как М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) или М-4 «Дон», в обход крупных городов (например, Воронежа или Новочеркасска) экономят от 30 минут до нескольких часов.

2. Поездка в ночное время или в пиковые часы. В часы пик и в пятнично-воскресные дни пробки на бесплатных альтернативах (например, на старом Ленинградском шоссе или на М-10 при движении в сторону Москвы) могут быть колоссальными. Ночью же на бесплатных дорогах выше риск столкнуться с дальнобойщиками, отдыхающими на обочине, и плохим освещением.

3. Высокие требования к комфорту и безопасности. Платные дороги проектировались по современным стандартам: на них больше полос, качественное покрытие, плавные уклоны и виражи, современные ограждения и освещение. Это снижает усталость водителя и минимизирует риски ДТП. Для длительных поездок на большом автомобиле или с детьми этот комфорт часто оправдан.

4. Избегание сложных участков. Многие платные участки построены именно для объезда городов с их светофорами, «лежачими полицейскими», сложными развязками и интенсивным движением. Например, объезд Хабаровска (А-375 «Восток») или Великого Новгорода на М-11.

5. Поездка на грузовом или крупногабаритном транспорте. Для бизнеса время доставки груза прямо конвертируется в деньги. Предсказуемость логистики и экономия времени за счет отсутствия пробок и заторов часто с лихвой окупают стоимость проезда.

Не стоит пользоваться платными дорогами, когда:

1. Ваша главная цель — экономия. Если бюджет поездки ограничен, а время не поджимает, всегда есть бесплатная альтернатива. Разница в стоимости проезда по всей М-11 (для легкового автомобиля) может достигать нескольких тысяч рублей в одну сторону.

2. Короткая поездка. Если вам нужно преодолеть лишь небольшой сегмент платной дороги (например, один-два перегона между съездами), выгода в 10-15 минут может не стоить 100-200 рублей.

3. Бесплатная альтернатива находится в хорошем состоянии. Многие бесплатные дороги в России, например, некоторые участки федеральных трасс (часть М-4) поддерживаются в вполне приемлемом состоянии, и разница в качестве с платным дублером не столь велика.

4. Вы путешествуете с познавательными целями. Если ваша задача — не быстро добраться из точки А в точку Б, а посмотреть страну, то бесплатные дороги заведут вас в малые города и живописные места, мимо которых пролетает скоростная магистраль.

В чем минусы и подводные камни использования платных дорог в России

Несмотря на преимущества, система платных дорог в России имеет ряд существенных недостатков.

1. Высокая стоимость. Для многих пользователей, особенно тех, кто совершает регулярные поездки, тарифы кажутся завышенными. Стоимость проезда по полной длине М-11 сопоставима с авиабилетом на том же направлении со скидкой, что делает экономическую целесообразность сомнительной для некоторых категорий путешественников. Но этот недостаток можно компенсировать несколькими способами, например, существуют абонементы для определенных участков дорог, кэшбек при использовании транспондера и скидки при подключении платных дорог через специализированные системы.

2. Непрозрачная и сложная система оплаты. Хотя система постоянно развивается, проблемы остаются:

  • Множество операторов: У разных трасс (М-11, М-3, М-4, Западный скоростной диаметр) разные операторы и, как следствие, разные тарифы, правила и личные кабинеты. У пользователя может быть несколько транспондеров и несколько счетов.
  • Проблемы с автоматическим списанием: Система «свободного потока» на М-11, где камеры фиксируют номер и списывают деньги с привязанной карты, иногда дает сбои. Водитель может не получить СМС-оповещение или столкнуться с задержкой списания, что чревато попаданием в «черный список» и проблемами при следующем выезде.
  • Транспондеры: Транспондеры разных систем (например, «Т-pass» для М-11 и «ЗСД» для Санкт-Петербурга) долгое время были несовместимы. Ситуация улучшается с появлением интероперабельности, но процесс еще не завершен до конца.

3. Технические и инфраструктурные проблемы:

  • Очереди на пунктах оплаты: Несмотря на распространение транспондеров, на некоторых платных участках (особенно где нет системы «свободного потока») остаются традиционные пункты оплаты, где в часы пик образуются длинные очереди, сводя на нет преимущество в скорости.
  • Неравномерное качество: Даже на новых трассах встречаются участки, где качество покрытия оставляет желать лучшего, а ремонтные работы ведутся без должной организации.

4. Юридические риски. Если по каким-то причинам (ошибка банка, сбой системы) оплата не прошла, владелец автомобиля может быть внесен в реестр должников. Впоследствии это может привести к штрафам, блокировке проезда и сложным разбирательствам с оператором по восстановлению истории платежей.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Ленинградский просп., д. 72, корп. 2

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия