РБК Компании
Главная БРЕНДСАЙД 20 августа 2024

Можно ли развивать бизнес под названием ушедшего из России бренда

Эксперт компании «Brandside» рассказывает, почему у российских предпринимателей сейчас не получится «забрать» товарные знаки ушедших из страны иностранных фирм
Можно ли развивать бизнес под названием ушедшего из России бренда
Источник изображения: Freepik.com
Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
Патентный поверенный РФ

Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»

Подробнее про эксперта

Начиная с 2022 года многие иностранные компании либо объявили о приостановке своей деятельности в России, либо вообще ушли с российского рынка.

Некоторые из них потом все-таки остались в России или вернулись обратно в нашу жизнь, но уже под другими названиями. Например, всем известные «ZARA», «Reserved» и «Levi’s» в России теперь торгуют под названиями «MAAG», «Re» и «JNS». В то же время, их известные и «раскрученные» товарные знаки вроде бы так и остались «висеть в воздухе», сохраняя статус «ушедших» из нашей страны. Опять же, официально «ZARA» так и не вернулась под своей привычной и известной по всему миру маркой, товарные знаки «Reserved» и «Levi’s» сохраняют такой же статус.

Такой интересный момент, конечно, не мог не вызвать живой заинтересованности многих российских предпринимателей в возможности регистрации товарных знаков этих компаний на свое имя. Вроде бы идея гениальная, но вот только почему еще никто не вернул нам марки «IKEA» или «ZARA»? Может быть, вы еще сможете это сделать?

Давайте разбираться в вопросе вместе. Начнем с основных пунктов.

Что такое «товарный знак»

Товарный знак — это «имя», которое предприниматель выбирает для своего бизнеса. Благодаря официальной регистрации такого «имени» бренда бизнесмены могут рассчитывать на защиту Законом своего профессионального дела от использования конкурентами. Кроме того, после регистрации товарного знака никто больше не сможет использовать такое же или слишком похожее «имя» (или картинку) для бренда без разрешения предпринимателя, сделавшего это первым.

Нарушителям грозит взыскание компенсации от 10 000 до 5 000 000 ₽ в пользу правообладателя, административные штрафы, а также блокировки от доменных регистраторов, соцсетей и маркетплейсов.

Чаще всего товарные знаки можно встретить в виде слов, слоганов и доменных имен. А еще многие компании регистрируют свои уникальные картинки — логотипы, этикетки и т.д.

Где регистрируют товарные знаки

Если описать процесс кратко, то регистрация товарного знака происходит в Роспатенте, где эксперты проверяют, соответствует ли заявка и обозначение законодательству и сравнивают предложенный предпринимателем вариант с уже зарегистрированными знаками. Если заявка успешно проходит экспертизу, то товарный знак вносится в специальный реестр, а предприниматель получает свидетельство об официальной регистрации своего знака.

Но! Если речь идет о товарном знаке иностранной компании, все выглядит несколько сложнее.

4 причины, по которым вам вряд ли удастся «забрать» товарный знак иностранной компании, ушедшей из России.

1. Известные бренды ушли из России, но их товарные знаки все еще охраняются

Товарный знак прекращает свое действие в трех случаях:

  1. Десятилетний срок действия знака истек, и его не продлили.
  2. Правообладатель сам отказался от знака.
  3. Охрану знака прекратили досрочно по решению Роспатента или суда.

А вот если какая-то компания просто ушла с рынка, с ее товарным знаком все равно ничего не происходит автоматически. Даже если бизнес закрывается, его обозначение продолжает находиться под охраной. Для Российского реестра товарных знаков совершенно не важно, ушла ли компания с рынка, прекратила ли свое существование, или по-прежнему функционирует. Все будет зависеть только от факторов, описанных выше.

Чтобы досрочно прекратить действие знака, нужно обращаться со специальным заявлением в Роспатент. Это имеет смысл только в том случае, если компания-правообладатель закрылась, а право на товарный знак никому не передала.

Для досрочного прекращения охраны товарного знака или признания регистрации недействительной у Роспатента и суда есть закрытый перечень оснований, который установлен гражданским кодексом. Согласно этому кодексу, товарный знак не становится «бесхозным» только лишь потому что компания объявила о том, что приостанавливает работу в России.

Но, как можно было заметить, иностранные компании не торопятся отказываться от своих товарных знаков. Получается, что и их товарные знаки по-прежнему действуют. Этот фактор будет препятствовать регистрациям по новым заявкам.

2. Роспатент отказывает в регистрации товарных знаков, которые могут обмануть ожидания покупателей.

«Сходство до степени смешения» — это еще одна формулировка, прописанная в Российском законодательстве, из-за которой у вас вряд ли выйдет открыться под именем «АЙКЕА» вместо «ИКЕА». Обычный покупатель может перепутать товары под слишком похожими обозначениями или подумать, что они сделаны одним производителем.

Роспатент не допускает регистрации сходных до степени смешения обозначений, если только правообладатель более раннего знака не дал на это согласие. Скажем, если ранее уже был зарегистрирован такой знак, как, например, «GUCCI», то Роспатент откажет в регистрации «GUGGI», «Гучи» или «GUCCI 2». С такими идеями для названия бренда зарегистрироваться точно не получится.

Но вообще, такая задумка — не новость для патентных ведомств по всему миру, так как в любой стране находятся предприниматели-энтузиасты, которые пытаются зарегистрировать на себя товарные знаки, напоминающие известные бренды. И эксперты Роспатента в этом плане давно подготовлены к обоснованному отказу по подобным заявкам.

3. Чем известнее компания, тем выше шанс, что похожее название бренда не зарегистрируют.

Экспертиза в Роспатенте хоть и проходит по определенным правилам и согласно Закону, но все же в процессе оценивания каждой заявки экспертами учитываются уникальные факторы и обстоятельства для каждого отдельного знака. Важную роль играют произношение названия и его смысл, особенности рынка товаров или услуг, на которые запрашивается регистрация, известность похожих товарных знаков и их правообладателей и так далее.

Стоит сказать, что в некоторых случаях Роспатент может регистрировать товарные знаки, которые (очень) отдаленно напоминают бренд иностранной компании. Однако, в таком случае отличия должны быть действительно существенными.

Опять же, вернемся к пункту про обман ожиданий покупателей. Дело в том, что чем известнее бренд, тем большее количество людей о нем знает и, соответственно, будет ассоциировать товары под похожим названием именно с ним.

Однако, многое зависит от доводов, приведенных заявителем, а также от самого патентного поверенного, который ведет регистрацию конкретного товарного знака. Да и в принципе в экспертизе и процессе регистрации знака в целом все еще большую роль играет человеческий фактор. Поэтому сказать однозначно, удастся зарегистрировать тот или иной знак или нет, тоже нельзя. Есть только определенная статистика и расчет вероятности успеха.

4. Роспатент может отказать, чтобы защитить интересы покупателей.

Да, зарегистрированный товарный знак защищает интересы правообладателя и работает интересах бизнеса. Однако, это не все. Еще одной его функцией является защита интересов покупателей.

Все-таки любой бренд зарабатывает себе определенную репутацию, выпускает товары определенного качества. Покупатель, соответственно, покупая, например, куртку «the North Face» рассчитывает, что она, например, ему долго прослужит, будет сшита по определенной технологии и из качественных материалов, ее можно будет смело надеть в поход и так далее. В то же время, представим себе ситуацию, когда на рынке появляется бренд «the North Faze», который производит внешне похожие куртки, но совершенно другого качества и низкой износостойкости. Конечно, покупатель может в какой-то момент легко перепутать оригинальные товары North Face похожей низкокачественной одеждой North Faze и разочароваться.

Итак, эксперты Роспатента стараются таких неприятных ситуаций не допускать.

Поэтому, если российский предприниматель подает заявку на регистрацию товарного знака очень похожего на какой-либо известный иностранный бренд, просто не представленный на территории РФ в настоящий момент, это в первую очередь будет расцениваться Роспатентом как обман и введение в заблуждение.

Правильной стратегией было бы создать востребованный товар высокого качества, придумать и зарегистрировать для него уникальный товарный знак, удовлетворить появившийся спрос и закрепиться на рынке в качестве конкурентоспособного достойного игрока.

О бенефитах для предпринимателей, которые все-таки решили подать заявку на регистрацию товарного знака иностранной компании, прекратившей свою деятельность в России

Да, Роспатент вам, скорее всего, откажет.

Но:

  1. Вы можете быть упомянуты в прессе (а это хороший  PR-ход как-никак).
  2. Все-таки иногда не сильно схожий с названием иностранного бренда товарный знак регистрируют.

А еще помним, что есть не очень большая вероятность, что у иностранного правообладателя через несколько лет аннулируется регистрация товарного знака, и тогда у кого-нибудь из России все-таки получится зарегистрировать на себя такое же обозначение.

Справедливости ради стоит отметить, что Роспатент принимает все входящие заявки на регистрацию. Это дальше они проходят проверку по всем правилам и «отсеиваются» экспертами. А в СМИ можно «засветиться» еще и на начальных этапах. Опять же, неплохой ход для продвижения своей компании.

Выводы

Итак, пока что зарегистрировать свой бизнес под товарным знаком иностранной компании, ушедшей с российского рынка, вряд ли выйдет. Есть несколько стоп-факторов и правил, которые были специально разработаны законодательством для защиты как правообладателей, так и покупателей, из-за которых это может не получиться с большой долей вероятности.

Однако, есть надежда на то, что зарегистрироваться таким образом удастся либо через несколько лет (по истечении срока регистрации товарных знаков известных иностранных брендов на территории России), либо в том случае, если ваш товарный знак будет вызывать ну уж очень отдаленные и не существенные ассоциации с известным зарубежным брендом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.10.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Рязанский, ул. Коновалова, д. 18, пом./ком./офис 3п/ 2/ 2а
ОГРН 1217700505967
ИНН / КПП 9721147550 772101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, корп. 4
Телефон +78002220403

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия