РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную пятницу РБК Компании
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную
пятницу РБК Компании
Забрать скидку

2023 для «Лайм-Займ»: как изменился бизнес и каковы итоги года

Итоговое интервью с управляющим директором МФК «Лайм-Займ» Олесей Киселевой
2023 для «Лайм-Займ»: как изменился бизнес и каковы итоги года
Олеся Киселева
Олеся Киселева
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ»

Стратегия развития компании, декомпозиция стратегического плана на тактические задачи и операционный контроль бизнеса.

Подробнее про эксперта

2023 год для микрофинансового сектора был наполнен множеством регуляторных и рыночных изменений: игроков стало больше из-за появления дочерних компаний банков, макропруденциальные лимиты становились все строже, конкуренция нарастала. О том, каким был этот год для МФК «Лайм-Займ», в интервью рассказала управляющий директор Олеся Киселева.

— В 2023 году в секторе МФО было множество регуляторных изменений. Как на компанию повлияли новые макропруденциальные лимиты?

В «Лайм-Займ» в ноябре доля выдач займов заемщикам с ПДН более 80% составила 14,5%, доля займов клиентов с ПДН больше 50% — 24,9%, то есть нами условия регулятора соблюдаются с существенным запасом. Тем не менее, мы наблюдаем некоторые проблемы, связанную с МПЛ. 

Первая — негибкость системы. Дело в том, что связь между уровнем закредитованности и уровнем ответственности и платежеспособности заемщика непрямая, т.е. нельзя однозначно сказать, что люди с низкой ПДН (например, 20-30%) самые дисциплинированные и лучше возвращают займы, чем клиенты с высокой ПДН (80%+). Соответственно, нередко возникают ситуации, когда из-за ограничений мы вынуждены отказывать в длинных и крупных займах клиентам с ПДН более 80%, которые не допускают просрочки и берут деньги для реструктуризации и закрытия предыдущих займов и задолженностей. Хотелось бы, чтобы в будущем регулятор учитывал эту особенность рынка и дал МФО больше гибкости для принятия решения относительно заемщиков, попадающих под контролируемые категории.

Вторая — негативное влияние на скоринг. Раньше мы регулярно работали над точечными инструментами по переобучению наших моделей на короткой дистанции и в допустимых объемах (что в целом не есть хорошо, т.к. необходимая для принятия решения информация может поступать с задержками и, как результат, не очень позитивно влиять на итоговый исход). Теперь с учетом серьезного прироста изменений во внешних источниках мы пришли к необходимости создания принципиально другой инфраструктуры — целой MLOps-платформы, которая позволит нам более гибко работать над улучшением всех взаимосвязанных сервисов в нашем большом перечне (антифрод-модели, модели расчета долговой нагрузки, система андеррайтинга и верификации, кредитный робот, ряд технических сервисов), а также поможет организовать автоматическое переобучение скоринговых моделей при несовпадении полученных при оценке значений с референсными (сформированными на данных определенного периода). Как итог — мы сможем не ограничивать себя в поставке особых бизнес-фичей, поддерживать соответствие модели тем условиям, которые в данный момент есть, а также ускорить разработку.

— Также в 2023 году были снижены максимальная ставка по микрокредитам до 0,8% в день, полная стоимость кредита до 292% годовых, размера переплат до 130% от суммы микрозайма. Сказались ли эти изменения на МФК «Лайм-Займ»? 

Снижение максимальной процентной ставки с 1% до 0,8% фактически привело к пропорциональному снижению выручки и чистой прибыли на 20% по сравнению с теми показателями, которых компания достигла бы, если бы ставка 1% сохранялась до конца 2023 года. Это связано с тем, что доходность займа падает, а расходы либо те же, либо растут из-за необходимости оптимизировать процессы и искать дополнительные источники информации о клиентах для скоринга. Иными словами, для нас как МФО это скорее негативный фактор, а для клиентов — скорее позитивный, поскольку займы становятся дешевле. Но в целом мы воспринимаем эти изменения как толчок к поиску новых решений для оптимизации себестоимости нашего продукта и очередной калибровки расходов и структуры выдачи.

Если забежать вперед, то даже при сохранении текущей ставки 0,8% по новым требованиям регулятора в 2024 году компаниям необходимо будет кратно увеличивать резервы, а это тоже расходы, снижающие прибыль. Конечно, крупные компании — лидеры рынка могут позволить себе снижать максимальную дневную ставку для сохранения текущих ставок резервирования, принимать больший уровень риска, техническую просрочку от клиента и не начислять кратно большие суммы. Но, опять же, это приводит к снижению доходности. Плюс компания должна быть уверена, что такой шаг по удешевлению стоимости займа вернется повышением платежеспособной дисциплины, а не манипуляцией или злоупотреблением со стороны клиента. Поэтому в дальнейшем мы скорее всего отойдем от скидок как маркетингового инструмента, который мы применяли с 2017 года.

Что касается снижения объемов начислений на тело долга до 130%, на деятельность МФК «Лайм-Займ» это никак не повлияло: мы в принципе таргетируемся на возврат долга на более раннем периоде просроченной задолженности и пытаемся решить вопрос до максимальных начислений. 

— Оказал ли влияние на бизнес-процессы рост ключевой ставки?

Мы одна из тех компаний, которую радует укрепление рубля. Одна из причин заключается в том, что у компании до сих пор есть валютный долг, который подлежит ежемесячной переоценке и последующей выплате. По мере роста стоимости валюты перерасчет встает в расход, а в момент, когда позиция рубля укрепляется, наоборот, происходит сокращение валютного долга в рублевом эквиваленте.

Конечно, с ростом ключевой ставки кредитные линии, которые предоставляют нам банки-партнеры, становятся дороже. Тем не менее, мы придерживаемся сбалансированной структуры фондирования, при которой, помимо привлекаемых банковских средств, мы стабильно работаем с инвестициями от частных инвесторов и от продаж облигаций, и каждый инструмент, во-первых, не превышает порог в 45%, чтобы не вызвать зависимость компании от него, во-вторых, — используется нами для решения разных задач.

— Подводя итоги 2023 года, какие ключевые результаты и достижения вы можете выделить?

О финансовых итогах года мы будем говорить в начале следующего года, когда подготовим финансовый отчет, поскольку четвертый квартал традиционно является насыщенным, и даже в последний день декабря общая картина может значительно измениться по всем ключевым показателям. Тем не менее, уже сейчас можем порадоваться предварительным рекордным результатам. 

План по объему выдач мы выполнили: в 2023 году объем преодолеет 18 млрд рублей, что больше прошлогоднего результата на 100%. Также, несмотря на снижение максимальной процентной ставки в середине года, мы видим и кратный рост выручки, и небывалый рост чистой прибыли. Фактически мы достигнем нового рекорда — преодолеем порог в 1 млрд рублей. Прошлый рекорд — 400 млн рублей — был установлен в 2022 году, и тогда для компании это был серьезный рывок. 

Такие результаты позволяют нам с уверенностью говорить о вхождении в ТОП-10 компаний сектора по прибыли по итогам года. 

— Как удалось достичь рекордных показателей? Что сыграло ключевую роль?

Серьезный рост значимых показателей и поставленных перед компанией таргетов достигнут не столько органически («чем больше выдач, тем больше выручка и прибыль»), сколько благодаря постоянной работе над бизнес-процессами: качеством принимаемых решений, качеством и структурой выдач, допустимым риском, быстрой адаптацией под изменения во внешнем рынке. 

В последние четыре года, по мере снижения максимально возможной доходности на рынке МФО вследствие появления новых регуляторных ограничений, для нас стала особенно важной задача по управлению расходами. Мы оптимизируем их таким образом, чтобы каждое денежное вложение давало максимальный эффект и доход. Для этого мы регулярно пересматриваем и перераспределяем ресурсы, превентивно работаем и с партнерами в части условий сотрудничества, и с формированием резервов, что важно для нашей бизнес-модели, и с фондированием (структурой, условиями, источниками). Именно такой гибкий подход позволяет повысить операционную эффективность, а затем — достичь желаемых результатов и заданных в качестве таргета показателей. 

Отдельно хочу подчеркнуть, что важным фактором роста и развития бизнеса является грамотная работа с клиентами, а именно — их идентификацией и скорингом. Именно за счет того, что мы тщательно проверяем предоставленную клиентом информацию, используем антифрод-модели, периодически проводим ручную проверку заявок, нам удается не допускать увеличения рисков, связанных с ростом числа ненадежных клиентов в портфеле «Лайм-Займ».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

11 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBBВ 2023 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 50 млрд руб. выдано за 11 летТоп-3 МФО по объему выданных «длинных» микрозаймов по версии «Эксперт РА» в I полугодии 2024 года
Сертификат ISO 9001 2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества
Сертификаты COPC и ISO 18295Единственная МФО, прошедшая аудит клиентского сервиса Apexberg (2023)

Профиль

Дата регистрации12.09.2013
Уставной капитал26 000 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г.о. город Новосибирск, ул. Кирова, д. 48, офис 1401
ОГРН 1137746831606
ИНН / КПП 7724889891 540501001
Среднесписочная численность339 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон +79628238688

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия