РБК Компании

Что влияет на карьеру руководителей в 2024 году: 11 тенденций

Как события прошлого года сказываются на бизнесе и подходе компаний к найму управленческого персонала — обзор от компании TakeMyTime
Что влияет на карьеру руководителей в 2024 году: 11 тенденций
Сергей Климов
Сергей Климов
Генеральный директор

Основатель и генеральный директор компании по трудоустройству управленцев высшего звена TakeMyTime. Эксперт в сфере Executive Search, HR, карьерного консалтинга с 18-летним управленческим опытом. Автор комплексного подхода по трудоустройству из 12 шагов, который позволяет топ-менеджерам стать конкурентоспособными кандидатами на рынке труда и значительно сократить время на поиск работы.

Подробнее про эксперта

В 2023 году компаниям пришлось активно адаптироваться к изменениям в экономике, колебаниям валютных курсов, уходу иностранных партнеров с рынка. По мнению специалистов компании TakeMyTime, этот период перехода к новой реальности продолжается и будет оказывать влияние на процессы найма руководителей и в следующем году.

1. Слияния и поглощения. 

В первой половине 2023 года количество сделок слияния и поглощения увеличилось на 28,6% по сравнению с предыдущим периодом. Уход западных инвесторов способствовал росту сделок в отраслях, таких как: транспорт, услуги, розничная торговля, финансовый сектор, машиностроение, химическая, пищевая и лесная промышленность. В процессе формирования новых структур часто происходит смена топ-менеджмента компании, а новые руководители  набирают или приглашают собственную команду. Однако в последнее время отмечается тенденция использовать существующие команды для дальнейшего развития.

2. Усложнение процесса подбора. 

Бизнес стал более внимательно относиться к найму руководителей. Компании стремятся привлечь специалистов, наилучшим образом подходящих для выполнения задач и функций своих ролей. Востребованы менеджеры, способные быстро вникнуть в ситуацию, выявить уязвимые места в бизнес-процессах компании и улучшить показатели. Работодатели ищут кандидатов для долгосрочного сотрудничества, что увеличивает время на подбор.

3. Заморозка найма. 

Многие малые компании, которые обладали большей гибкостью в подборе персонала и могли предоставить обучение для кандидатов, закрылись. Крупные организации сократили затраты на непрофильные проекты и заморозили найм сотрудников на позиции, не связанные с основными функциями. Стартапы начали привлекать более квалифицированных руководителей.

4. Для обеспечения стабильности компании вносят изменения в структуру и штатное расписание путем упразднения должностей и пересмотра объемов ответственности. 

Один из методов сокращения расходов на оплату труда — перераспределении обязанностей между текущими руководителями. Владельцы стремятся увеличить контроль над деятельностью компании, перенося часть функций с линейных руководителей на топ-менеджеров.

5. Сложность работы руководителей высокого уровня возрастает. 

Из-за сложностей в привлечении специалистов компании акцентируют внимание на удержании сотрудников. Руководители должны активно создавать эффективные команды и быть готовыми оказывать поддержку своим подчиненным, уделяя внимание атмосфере в коллективе. Мы наблюдаем, что все больше внимания обращают на мягкие навыки и способность справляться со стрессом.

6. Расширение критериев при найме. 

Продолжается тенденция увеличения возрастных границ и снижения значимости гендерных стереотипов при отборе кандидатов. Уменьшается количество молодых соискателей, а пенсионный возраст увеличивается. Бизнес сталкивается с новыми вызовами, требующими опыта и зрелого мышления. Увеличение доли женщин в руководящих должностях — глобальная тенденция, которая отражается и на нашем рынке. Отказ от лишних ограничений позволяет сократить время закрытия вакансий.

7. Усиление контроля со стороны государства. 

Этот процесс долгое время затрагивал компании, контролируемые западными инвесторами, в различных сферах бизнеса. Уже есть случаи национализации крупных игроков на российском рынке. В будущем можно ожидать передачу других компаний под контроль новых владельцев с учетом интересов государственной политики.

8. Для повышения производительности многие компании возвращают сотрудников в офис после периода удаленной работы во время пандемии.

Однако некоторые предлагают гибридные графики работы руководителям, при условии их эффективности, чтобы снизить риск выгорания и сделать вакансию более привлекательной.

9. Организации рассматривают возможность смены юрисдикции с иностранной на российскую или переезд в дружественные страны. 

Это позволяет решить проблемы с логистикой и платежами. Они выбирают страны СНГ, не подпадающие под санкции, чтобы сохранить связи с зарубежными контрагентами, а также ОАЭ, Саудовскую Аравию и Китай для расширения на новые рынки.

10. Компании все чаще используют инструменты внутреннего рекрутинга и профессиональные услуги для привлечения топ-менеджеров, помимо открытого рынка труда.

Наниматели не спешат сообщать всему рынку о наличии вакансии. В первую очередь оценивают уровень компетенций управленцев в штате, целесообразность ротации, чтобы по возможности пригласить на позицию человека, уже знакомого с культурой и процессами компании.

Кандидаты тоже не настроены радикально менять место работы. Некоторые используют полученный оффер для переговоров с текущим работодателем и добиваются интересующего роста в доходе.

11. Рост отдельных рынков, таких как рекламный и IT-рынок в России, связан с увеличением рекламных бюджетов российских компаний и курсом на импортозамещение. 

Согласно данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, за 9 месяцев объем рекламного рынка вырос на 30%. Этому способствовало увеличение рекламных бюджетов отечественных компаний, которые стремились занять позиции, оставленные иностранными рекламодателями. 

Прогноз аналитиков от Strategy Partners указывает на то, что к 2030 году российский рынок информационных технологий вырастет более чем в два раза. Политика импортозамещения и запрет на использование зарубежных решений создают благоприятные условия для развития отечественных разработчиков программного обеспечения и интеграторов.

Можно сказать, что рынок труда успешно пережил наиболее сложный период. В 2022 году работодателям приходилось принимать решения в условиях финансовых ограничений, ухода сотрудников и неожиданных вызовов. Сейчас стало ясно, что экономика продолжает развиваться, и для этого необходимы квалифицированные специалисты. Тенденции и стратегии реагирования участников рынка стали более ясными, и процесс найма постепенно стабилизируется.

Увеличилось количество компаний, планирующих найм новых руководителей в следующем году. Однако кандидатам придется уделить больше внимания своему позиционированию и стратегическому мышлению, поскольку конкуренция среди высокооплачиваемых руководителей останется высокой на протяжении продолжительного времени.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.02.2017
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПР-КТ АНДРОПОВА Д. 22 КОМ. 27А В ПОМЕЩЕНИИ №I
ОГРН 1177746157710
ИНН / КПП 7725357138 772501001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, проспект Андропова, д. 22
Телефон +74958594915

Социальные сети