Журналисты и пиарщики определили медиатренды 2024 года
Подведены итоги исследования трендов российских медиа, проведенного PR-Consulta, АКОС, PR-News и «Вместе Медиа»3-ий ежегодный опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям фиксирует усиление прошлогодних тенденций:
Ведущим трендом 2024 года, по мнению 61% респондентов, стала потеря традиционными СМИ монополии на новости из-за перехода аудитории в мессенджеры, роста конкуренции между блогерами и медиа, роста конкуренции по оперативности предоставления информации. Зачастую небольшие/авторские/узкопрофильные каналы публикуют новости быстрее, чем это делают официальные СМИ. В этих условиях медиа вынуждены искать другие пути для взаимодействия с аудиторией и должны выстраивать свое ценностное предложение не от скорости, а от качества. Вторым по значимости трендом более половины участников опроса (51%) выделили осторожную позицию редакций, сужение тем для экспертной журналистики. Оба тренда были ключевыми и по данным исследования в 2023 году.
«Стоит отметить совпадение в оценке топ-трендов у представителей медийного сообщества и коммуникационной отрасли. Помимо двух магистральных тенденций, в топ-5 вошли зарегулированность (46%), зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ (44%) и размывание функционала современного журналиста (40%). Это говорит о том, что, несмотря на различия во взглядах, представители медийного сообщества и коммуникационной отрасли совпадают по ключевым позициям, а значит, между нами все больше точек соприкосновения», — прокомментировала Евгения Немчинова, управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta.
«Журналистское сообщество больше отмечает уплотнение функционала современного журналиста и трансформацию редакционных процессов, зарегулированность, нарастающую необходимость этического регулирования применения ИИ в подготовке материалов. В свою очередь у специалистов по коммуникациям фокус смещен на трансформационные процессы на рынке и проблемы манипулятивного характера формирования дискурса: размывание понятия «медиа», повышение конкурентности между инфлюенсерами, классическими медиа и социальными сетями, предвзятость и умышленное использование неполных данных; курс на монетизацию как в работе редакций, так и журналистов, что стало необходимым условием для сохранения профессии», — говорит Наталья Власова, генеральный директор АНО «ЦНРМ» (проект «Вместе медиа»).
«Для изучения взаимосвязей между трендами мы использовали факторный анализ, который позволил выделить четыре модели оценок коммуникационного пространства экспертами. В первой — эксперты делали акцент на размывании границ между рынками, понятиями, профессиями коммуникаторов. Вторая модель — это взгляд на медиа с позиции ограничений и барьеров. Тренды этих групп задают повестку. Фоновыми, несмотря на всеобщий интерес в пространстве коммуникаций, стали вопросы и возможности профессии в эпоху ИИ: этика, регулирование, а также тренд на прозрачность и сегментацию медиа», — сказала Лилия Глазова, генеральный директор исследовательской компании PR News.
Об исследовании:
- Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 7 октября по 5 ноября 2024 года.
- В исследовании приняли участие 480 респондентов — 55% специалистов по коммуникациям и 45% представителей СМИ.
- Респондентам было предложено оценить 21 медиатренд на предмет актуальности по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросов, а также возможность оставить свой комментарий в открытом вопросе.
- В ходе исследования к рассмотрению предлагались как тренды прошлого года для проверки их актуальности, так и новые тенденции, сформулированные при проведении фокус-групп с экспертами в области медиа.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети