Итерации цифровой трансформации: как не перестать совершенствоваться
Цифровая трансформация бизнеса — тренд 2023 года. Кто ему следует и с чего стоит начать трансформацию своего бизнесаСобственник и основатель компании Абак-2000, входящей в 25 лучших системных интеграторов России. Имеет степень MBA Великобританского университета The Open University.
Аналитики Gartner выделили цифровую трансформацию среди топ-10 технологических трендов 2023 года. Рекомендации включают цифровую иммунную систему, данные для принятия решений, промышленные облачные платформы и суперприложения. Основной акцент — на организации предприятия, цифровом производстве, облачных технологиях, кибербезопасности и устойчивом развитии.
Цифровая трансформация — это изменения в бизнес-процессах и модели компании, вызванные внедрением цифровых технологий. Ее цели могут варьироваться: оптимизация расходов, увеличение продаж, ускорение роста бизнеса и развитие новых направлений и т.д.
На текущий момент цифровая трансформация предприятия — это абсолютная необходимость. Вопрос только насколько глубоко и насколько быстро компания сумеет ее провести. Остановится на внедрении какой-нибудь автоматизированной системы или полностью поменяет подход к бизнес-процессам.
Очевидно, что в первую очередь цифровую трансформацию прошли онлайн-компании, которые изначально были ориентированы на работу в цифровой среде. И даже, если конечный продукт у них сугубо физический (доставка суши, например), то все процессы у них внутри (от оформления заказа до постановки задачи курьеру) максимально автоматизированы.
Недалеко от них в цифровизации банки. Большинство операций уже можно выполнять, не появляясь в отделении, все давно автоматизировано. Но историческая зависимость от бумажных документов и юридические пережитки законов, требующих физическую подпись на бумаге, не дают банкам полностью уйти в онлайн.
На цифровой трансформации выросли уже целые новые сферы, типа анализа поведения потребителя в тех же банках и онлайн магазинах, которые изначально не планировались как задача в бизнесе. Но выгода стала слишком очевидной, чтобы это не использовать.
Сложнее всего дается трансформация тяжелым офлайн бизнесам, типа промышленности или сельского хозяйства. И там, и там есть примеры очень успешных трансформаций, но в среднем по отрасли им еще есть над чем работать.
Самой большой проблемой является упорядочивание и алгоритмизация процессов внутри системы. Ведь, если автоматизировать бардак, то получится исключительно «автоматизированный бардак», но никак не цифровая компания. И тут надо работать над целым рядом факторов:
- мышление людей, привыкших работать по определенным шаблонам;
- цепочка процессов внутри компании;
- алгоритмизация действий сотрудников;
- выявление шаблонных операций;
- выявление самых сложных и долгих процессов в работе компании, автоматизация которых даст наибольший эффект.
Когда хотя бы первая итерация будет пройдена, тогда можно уже обращаться к ИТ-специалистам и разрабатывать инструменты автоматизации и трансформации. В компании ИТ-отдел должен стать не целью цифровой трансформации, а инструментов повышения эффективности всего бизнеса. И именно на бизнес-показателях можно увидеть успешность (либо не успешность) самой трансформации: затраты на единицу продукции (или времени), скорость операций (как внутренних в компании, так и внешних по обслуживанию клиентов) и как следствие — прибыль компании, скорость оборачиваемости денег и товаров, клиентская база.
И самое важное — трансформацию невозможно закончить! Это непрерывный итерационный процесс. Как только компания сделала все шаги и внедрила все инструменты — можно начинать заново! Наверняка появились новые процессы для автоматизации, новые слабые звенья и новые технологии и инструменты.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети