РТС-тендер обозначила тренды в закупках при подведении итогов 2022 года
По итогам 2022 года федеральная электронная площадка РТС-тендер отмечает увеличение доли по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса с 40% до 58,5%.По итогам 2022 года федеральная электронная площадка РТС-тендер отмечает увеличение доли по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса с 40% до 58,5% по 223-ФЗ[1], а также рост числа активных заказчиков и поставщиков в закупках компаний с госучастием на 7% — 8% и сохранение количества конкурентных закупок в госзаказе (по 44-ФЗ)[2].
Также РТС-тендер прогнозирует активное развитие закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) в формате электронного магазина[3] по 223-ФЗ, поскольку проводить закупки на суммы до 20 млн руб. таким образом не только проще и удобнее (нет жестких регламентов), но и, как минимум, втрое быстрее. А теперь об этих тенденциях подробнее.
Большинство госкомпаний наращивают долю закупок у малого бизнеса, об этом свидетельствуют данные по итогам 2022 года. За год доля закупок у МСП по 223-ФЗ выросла до 58,5%, тогда как еще в 2021-ом она составляла всего 40%. Этому способствовало, в частности, распространение нормы о квотировании закупок у субъектов МСП на все госкомпании.
В 2022 году свыше 17 тыс. заказчиков опубликовало около 363 тыс. лотов для МСП на сумму 1,9 трлн. руб. Для сравнения в 2021 году 5,2 тыс. заказчиков опубликовали 306,7 тыс. лотов для МСП на сумму 1,8 трлн. руб.
Если обратиться к цифрам закупок крупнейших компаний с госучастием по 223-ФЗ по итогам 2022 года, то они уступают показателям 2021 года, поскольку закупки крупнейших компаний с госучастием, попавших под санкции, с марта 2022 года не публикуются в ЕИС согласно Постановлению № 301.
Поэтому неудивительно, что объем закупок по итогам 2022 года составил 6,8 трлн рублей, показав падение на 24% к 2021 г. И в целом по российскому рынку было размещено 619 тыс. закупок по 223-ФЗ, что меньше на 18%, чем годом ранее.
Однако, даже с учетом этого обстоятельства, на рынке наблюдался рост числа активных заказчиков и поставщиков в закупках компаний с госучастием. В 2022 году работало 19,7 тыс. активных заказчиков (+ 7% к 2021 году), в опубликованных ими закупках участвовало 83,5 тыс. поставщиков, что на 8% больше, чем годом ранее.
На электронной площадке РТС-тендер в 2022 году было проведено 37,47% от общего количества закупок по 223-ФЗ, что составило 232 тыс. процедур на общую сумму 2 трлн руб., экономия в ходе закупок составила 60 млрд руб.
А вот количество конкурентных закупок в госзаказе (по 44-ФЗ) сохранилось на уровне 2021 года. В 2022 году проведено 2 млн 227 тыс. процедур, что лишь на 1% уступает показателям 2021 года. Сумма начальных цен закупок, опубликованных на электронных площадках в рамках действия закона о контрактной системе, в 2022 году выросла на 10% и впервые превысила рубеж в 10 трлн руб., составив 10,4 трлн руб. за год. При этом экономия на госзакупках в рамках конкурентных процедур достигла 290,8 млрд руб.
На электронной площадке РТС-тендер в 2022 году было проведено 36,3% (35,6% в 2021) от общего количества госзакупок, что составило 810 тыс. процедур на общую сумму 3,2 трлн руб. Экономия в ходе госзакупок составила 93,4 млрд руб.
На рынке по 44-ФЗ в 2022 году работало 94 тыс. заказчиков, в опубликованных ими закупках приняло участие 130 тыс. поставщиков (на 2 тыс. поставщиков больше, чем годом ранее).
В 2022 году госзаказчики продолжили выбирать конкурентные способы проведения закупок, хотя в этот период и было принято немало нормативных изменений, расширяющих возможности проведения закупок у единственного поставщика. Полагаем, что такая тенденция сохранится в госзаказе и в 2023 году, поскольку закупки у единственного поставщика проводятся заказчиками все-таки в исключительных случаях.
Согласно разъяснению ФАС[4], решение о проведении закупки у единственного поставщика не должно приводить к ограничению или устранению конкуренции на рынке и должно быть обосновано срочностью закупки, ее предметом и невозможностью конкурентной закупки в каждом конкретном случае.
Наконец, в 2023 году все большее число компаний будут совершать закупки у предприятий малого и среднего бизнеса на суммы до 20 млн руб. в формате электронного магазина[5] по 223-ФЗ, поскольку для участников закупок скорость их проведения крайне важна. Цена, да и сама возможность поставки товара могут измениться за то время, что требуется на проведение классической конкурентной закупки — в среднем она занимает 17 дней.
Тогда как в электронном магазине от момента публикации закупки до заключения договора проходит не более пяти дней, при этом самые быстрые сделки совершаются за пару часов.
«С момента запуска электронного магазина РТС-тендер в июле 2022 года сотни заказчиков уже провели более пяти тысяч процедур на общую сумму 4,7 млрд руб. Лидерами по числу заключенных контрактов стали Саратовская и Брянская области, а также Москва, — комментирует первый заместитель генерального директора РТС-тендер Максим Сыромахо. — Полагаю, что в 2023 году более 20% закупок МСП перейдут в формат электронного магазина».
В число топ-5 категорий закупок для МСП в формате электронного магазина вошли: услуги по обеспечению питанием, молоко и молочная продукция, медицинские инструменты и оборудование, компьютеры и периферийное оборудование, нефтепродукты.
[1] По федеральному закону №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[2] В соответствии с №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[3] В рамках ПП РФ 2323 от 16 декабря 2021 года.
[4] Письмо ФАС РФ от 17 марта 2022 года.
[5] В рамках ПП РФ 2323 от 16 декабря 2021 года.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети