РБК Компании
Главная Umbrella IT 18 января 2024

IT-тренды ритейла: новые решения старых проблем

Самые перспективные цифровые решения, способные определить вектор развития большинства компаний в ритейле в 2024 году
IT-тренды ритейла: новые решения старых проблем
Алексей Феофанов
Алексей Феофанов
Директор по развитию бизнеса Umbrella IT

Эксперт по решению задач бизнеса с помощью IT-инструментов.

Подробнее про эксперта

Ни пандемия, ни геополитические сдвиги не помешали стабильному росту российского рынка ритейла. Технологии сыграли здесь не последнюю роль. И в 2024-м, судя по всему, внедрение инноваций и развитие IT в ритейле продолжится. Хотя IT-тренды имеют шансы стать более разнообразными. 

Импортозамещение софта

К середине 2023 года 80% компаний уже решили проблему ухода западных поставщиков ПО, перейдя на российский и китайский софт. Например, уже отказались от кассовых программ от Microsoft и Oracle в пользу локальных инструментов на базе open source решений. Процесс адаптации прошел гладко и быстро благодаря тесному сотрудничеству с вендорами. 

В будущем внедрение IT-решений для бизнеса в сфере импортозамещения продолжится. Однако те, кто уже сделал этот шаг, начнут уделять больше внимания разработке и внедрению систем, которые улучшают конкурентоспособность и оптимизируют привычные процессы. 

Разработка и доработка

Ритейл уже прочно закрепился в онлайне. Буквально у каждой сети теперь есть свои сайты и мобильные приложения. Поскольку потребности бизнеса и аудитории постоянно меняются, компании, как самостоятельно, так и с помощью IT-аутсорсинга или аутстаффинга разработчиков, продолжат активно улучшать функциональность продуктов.

Какие это могут преобразования: 

  • Например, торговая сеть METRO при поддержке нашей команды разработчиков сначала устранила критические проблемы в мобильном приложении, за счет чего увеличила количество активных пользователей на 25% за 3 недели. Затем добавила функцию самовывоза и повысила продажи через приложение на 10%.
  • Функции могут быть и более инновационными. Например, такие как виртуальная примерочная в мобильном приложении Lamoda. Разработчики полагают, что с ее помощью удастся снизить количество возвратов и невыкупленных заказов до 40%.
  • Другое востребованное улучшение — внедрение в веб-сайты и мобильные приложения продуктовой аналитики. Аналитика играет ключевую роль в оптимизации пользовательского опыта и бизнес-процессов для повышения эффективности и успешности продукта.
  • С развитием социальной коммерции ритейлеры начали искать способы применения отдельных ее инструментов в своих мобильных приложениях. Для этого может потребоваться минимальная доработка продукта. Например, Socium при поддержке Umbrella IT создала универсальный видеоплеер наподобие Youtube Shorts, TikTok, который можно легко и быстро встраивать в любые мобильные приложения клиентов без необходимости сложной кастомной разработки.

Логистика — на новый уровень

Покупатели все чаще заказывают онлайн, и их требования к скорости доставки растут. Так что в будущем в борьбе за клиентов будет выигрывать тот, кто предоставляет товары быстрее конкурентов. В 2023 году только 25% магазинов пошли по пути роботизации и цифровизации складов, чем смогли повысить скорость доставки. В перспективе конкуренция может вынудить остальных двигаться в этом направлении. 

Другая точка роста — запуск роботов для сокращения расходов на доставку и снижения риска кражи заказов. Например, Яндекс планирует в 2024-м удвоить количество «Яндекс.роверов» — беспилотных роботов-доставщиков. Не исключено, что другие представители HoReCa и ритейла захотят повторить этот опыт — запустить собственных «роверов».

Удаленные офисы

Бизнес в ритейле активно использует новые программы для управления персоналом. Подобные нашим внутренним решениям Unspot (система бронирования рабочих мест) и Attrack (сервис учета рабочего времени). 

Компании также работают над упрощением процесса найма и онбординга. К примеру, гипермаркет «Утконос» создал специальное мобильное приложение для помощи новым сотрудникам в адаптации к новому месту работы. В приложении сотрудники выполняют задания, зарабатывают баллы и достигают целей, что помогает менеджерам оценивать их прогресс и поддерживать тех, у кого возникают трудности. Этот инструмент способствует удержанию персонала на начальном этапе работы.

Безопасность под вопросом

15% всех кибератак пришлось на розничную торговлю в 2023-м. Вряд ли внимание хакеров к представителям этой индустрии ослабнет. Так что ритейлеры продолжат внедрять более совершенные инструменты защиты IT-ландшафта. 

В фокусе ритейлеров останется обеспечение бесперебойной работы и борьба с уязвимостями инфраструктуры. Вместо использования западных систем, которые перестали обновляться из-за санкций, бизнес будет искать безопасные решения в России. В перспективе — когда на рынке появятся комплексные системы с такой функциональностью, ритейлеры будут переходить на них. 

Интеллектуальные сервисы

Многие компании (87%) активно интересуются искусственным интеллектом (ИИ), но только треть из них его использует. В основном искусственному интеллекту находят применение в работе с текстами, аналитике, контроле рисков, маркетинге, рекламе и оптимизации бизнес-процессов. 

Более 80% магазинов готовы вкладывать деньги в аналитические системы на базе ИИ и машинного обучения из-за усиливающейся конкуренции и желания повысить эффективность бизнеса. Технологии искусственного интеллекта внедряют для анализа больших данных, чтобы персонализировать услуги и автоматизировать процессы. 

Чат-боты и голосовые ассистенты на базе ИИ по-прежнему активно внедряются для обеспечения более удобного взаимодействия с потребителями, обработки запросов и автоматизации операций. Эти технологии помогают создать более гибкую и отзывчивую систему обслуживания. При этом они также могут собирать данные для дальнейшего анализа и прогнозирования пользовательского поведения.

Самообслуживание

Системы самообслуживания Self-Checkout, где покупатели сами оплачивают покупки в магазинах, становятся более популярными. Этот тренд в ритейле распространяется не только на крупные, но и на средние торговые точки.

Такой способ оплаты позволяет пользователям без очередей покупать необходимые товары. Это также выгодно для ритейлеров, поскольку позволяет снизить количество кассиров. Плюс благодаря размещению рекламы и предложений на экранах терминалов улучшается продажа дополнительных товаров.

Внедрение аналитических платформ, доработка функциональности мобильных приложений и сайтов — задачи, на которые могут потребоваться дополнительные ресурсы. Однако всегда есть возможность оперативно расширить команду за счет аутстаффинга разработчиков или найма выделенной команды с опытом работы над проектами в ритейле.

Интересное:

Новости отрасли:

ZAYMEX Ипотека в 2024 году: ключ к вашему дому

Все новости:

Достижения

Технологический бизнес-партнернам доверяют METRO, БКС, Лига Ставок, Уралсиб
Ритейл, финтех, промышленностьфокусные отрасли
Более 350 проектов с 2009 годадля лидеров рынка из 25 стран
Крупнейшие разработчики Россиипо версии CNews
Компания-Национальный чемпионпо версии Ассоциации быстрорастущих технологических компаний

Профиль

Дата регистрации30.05.2016
Уставной капитал1 975 444,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва УЛ Нобеля (Сколково инновационного центра тер) Д. 7 ЭТ 2 ПОМ 35 РАБ 4
ОГРН 1166196079060
ИНН / КПП 6154144170 773101001
Среднесписочная численность287 сотрудников

Контакты

Адрес 121205, Россия, г. Москва, ул. Нобеля, д. 7
Телефон +79000555550

Социальные сети