Как запустить бизнес сегодня: путь компании к многомиллионным оборотам
Сергей Худяков, генеральный директор Mains Insurance Brokers & Consultants о том, как ему удалось за 8 лет привести молодой бизнес к многомиллионным оборотамБолее 20 лет в страховании. Прошел путь от главного специалиста до топ-менеджера в одной из крупнейших мировых страховых корпораций. В 2016 году запустил свой бизнес — страховой брокер Mains
С чего все началось
Прежде всего, для развития бизнеса нужно быть хорошо знакомым со всеми нюансами отрасли. Свою карьеру в страховании я начал почти 25 лет назад в одной крупнейших международных страховых компаний, где проработал 17 лет. Уходил из компании я уже с позиции топ-менеджера.
К этому времени я накопил колоссальный опыт управления большой командой, ведения сложных переговоров, я видел достоинства и недостатки системы страхования, я знал, как она работает в России и как за рубежом. Все это потихоньку толкало меня к решению, о котором задумываются многие, но немногие решаются: уйти из найма и открыть собственный бизнес. Мечта иметь свое дело родилась еще в юности, как это часто бывает, но оставить привилегии управленца в престижной компании было сложным решением.
Что меня подтолкнуло? Тренинг, который я сам же и организовал для сотрудников. Он касался развития навыков руководителя. Внезапно я осознал, что я все навыки уже развил и достиг потолка — пришло время двигаться к мечте.
Первые шаги 8 лет назад и завоевание места на рынке
Найдите для себя такую нишу, в которой вы можете быть действительно полезными. Мой выбор пал на брокерство в страховании — в России этот сектор 8 лет назад был слабо развит относительно зарубежных масштабов и сервиса, а у страхования как института была не самая высокая репутация. Частью нашей миссии стало повышение доверия к страховой услуге и популяризация брокерского сервиса — эти задачи мы ежедневно успешно решаем. Мы понимали, что идем в высококонкурентную среду, поэтому заранее продумали стратегию, как будем тягаться с международными корпорациями и российскими игроками.
Совет 1. Выбирайте то, в чем вы действительно хороши, при условии, что этот бизнес вам по душе, и в нем есть финансовый потенциал. Чтобы успешно запустить B2B бизнес, вам будет полезно досконально знать отрасль, обладать знакомствами на рынке, понимать преимущества вашего предложения и какую проблему вы решаете.
За рубежом страховой брокер — это неотъемлемый игрок рынка, порядка 90% договоров страхования проходят через него. Для сравнения в России эта доля несколько лет назад составляла 15%, сейчас немного подросла, но западный рынок мы пока не догнали.
Первое, что требовалось сделать — составить бизнес-план проекта. Он уместился на трех страницах и был предельно реалистичным и емким, с коридором сценариев.
Совет 2. Не утопайте в планировании, если вы действительно хотите начать свое дело, а не только помечтать о нем. Опыт работы в корпорациях научил меня тому, что огромные презентации по бизнес-планированию, полные «воды» и цифр «с потолка» — максимально неэффективная вещь. Если в процессе подготовки бизнес-план становится похож на «Войну и мир» — вы что-то делаете не так.
Следующим этапом была необходимость найти единомышленников — один в поле не воин. Я показал бизнес-план двум моим коллегам, в которых я видел не только крупных профессионалов, но и надежных партнеров, и они поддержали идею.
Мы начали работать над проектом вместе. Уже все трое горели мыслью о своем бизнесе и желанием произвести революцию на рынке — дать ему то, чего действительно не хватает, сделать его более современным, показать, как надо работать.
На подготовку ушло не более трех месяцев, а стартовый капитал представлял собой собственные средства — около 7 миллионов рублей, которые мы, не боясь, вложили.
Что мы сделали за три месяца? Зарегистрировали компанию, нашли офис, купили оборудование, поняли, как получить лицензию, и самое интересное — занялись брендингом. Один из основателей был экспертом в маркетинге, и это позволило нам значительно сэкономить.
Совет 3: тщательно выбирайте партнеров и рассчитывайте заранее, какие сильные качества друг друга вы сможете использовать для развития бизнеса, а иногда для оптимизации расходов. Вы должны быть уверены в профессионализме и порядочности человека, с которым ведете бизнес. В нашей команде на старте удалось эффективно закрыть все нужные составляющие: у нас был личный вес в отрасли, доверие потенциальных клиентов, начальный капитал, профессионал, который понимал, как лучше упаковать компанию и продукт, чтобы завоевать нишу.
Наша маркетинговая стратегия сильно отличалась от той, что была принята на рынке. Мы придумали яркое название с планом выхода на мировой рынок (Mains — это игра слов main + insurance, намек на то, что мы главные в страховании).
Брендинг и презентации для будущих клиентов для нас по бартеру сделала ведущая компания в мире маркетинга — Bonnie & Slide. Это был необычный, но выгодный для всех бартер: мы предложили им долю в компании, которую после нашего взлета сами же и выкупили за 2,5 млн рублей. Такая схема оказалась максимально выгодной и честной: мы ничего не потеряли, а маркетологи заработали свой гонорар, сделав действительно большой вклад в наш успех.
С точки зрения маркетинга у нас получился очень яркий бренд, который выгодно выделялся на фоне однообразных визуалов конкурентов. Мы буквально ворвались на рынок с дерзостью молодой компании: мы организовывали пресс-мероприятия, задействовали соцсети и выстраивали коммуникацию с аудиторией на простом и понятном языке без клише и официоза.
Уже через три месяца после старта работы мы успешно прошли точку безубыточности, и о нас заговорил рынок. Безусловно, это не только заслуга хорошего маркетинга. Сильно повлиял тот факт, что у нас — сооснователей — был большой личный вес в отрасли: нам доверяли, с нами хотели работать. Поэтому мы сразу нашли своих клиентов, фактически создали собственную нишу и заняли ее, предложив то, чего еще не было.
Совет 4. Иногда на старте, если чего-то не хватает для запуска, можно подумать над нестандартными ходами. Например, предложить долю в бизнесе другой компании или партнерам, которые могут вас значимо усилить.
Кризис как точка роста
Каждый из кризисов, с которыми мы сталкивались в процессе расширения компании, становился для нас точкой роста.
В 2018 году мы получили лицензию от Центробанка РФ — в период, когда лихорадило крупные страховые компании и когда отзывали лицензии у многих брокеров. Это стало для нас своеобразным знаком качества.
В этом же году мы вместе с еще одним партнером, с которым дружили по прошлому месту работы, дали старт нашему второму проекту — IT-компании Mains Lab, разрабатывающей страховые решения на базе искусственного интеллекта. Так, мы внедрили инновацию, меняющую правила игры на рынке. Например, сегодня с помощью компьютерного зрения можно рассчитать размер ущерба автомобилю прямо на месте ДТП, другие наши решения на основе ИИ помогают выявлять завышения в медицинских счетах или необоснованно оказанные услуги и др.
Уже через несколько лет наш годовой оборот по двум компаниям превысил 500 миллионов рублей.
Во время пандемии мы купили офис, сейчас мы растем в нашей стране и расширяемся за рубеж, разрабатываем новые продукты и остаемся хедлайнерами отрасли, предоставляя увлекательную работу почти сотне замечательных специалистов.
В текущей нестабильной ситуации в условиях возрастания множества бизнес-рисков, включая киберриски, которые уже вышли на первые строчки списка, компании все чаще прибегают к нашей помощи. Брокер помогает разобраться в тонкостях страхования, текущих трендах, обеспечивать максимально полное покрытие «без дыр», экономить деньги и не переплачивать.
Совет 5. Не бойтесь запускать бизнес во время кризиса — напротив, любая подобная ситуация, как правило, таит в себе много ранее недоступных возможностей. Выгодно проинвестировав в этот период, вы выйдете из кризиса гораздо более сильным.
В этом году мы планируем выйти на новый уровень: расширить продажи в России и за рубежом, покорив планку в один миллиард рублей совокупной выручки.
Также готовим новые продукты, которые совершат революцию в отдельных сегментах страховой отрасли и изменят правила игры на нем.
Так, от идеи и бизнес-плана на три листа за восемь лет мы пришли к компании с именем, репутацией, многомиллионными оборотами, международному инновационному проекту и ярким видением на 5 и 10 лет вперед.
Совет 6. Занять значимое место можно и на самом высококонкурентном рынке. Как? Есть много стратегий. Чтобы это лучше узнать, постоянно учитесь и развивайтесь сами — сейчас существует множество полезных обучающих площадок, которые действительно изменят ваше сознание и выведут ваш бизнес на качественно новый уровень.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети