РБК Компании

«Практическая польза РГИСЗ 2024» собрала экспертов из 44 регионов страны

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов
Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения 2024

21 июня 2024 года в Санкт-Петербурге в рамках ежегодного конгресса «ИТМ Петербург» состоялась VII межрегиональная конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения». В мероприятии приняли участие более 120 представителей региональных органов управления здравоохранением и медицинских информационно-аналитических центров из 44 регионов страны, а также отраслевых экспертов. В этом году главной темой обсуждения стали способы достижения целевых показателей в рамках федеральных и отраслевых инцидентов Минздрава России.

Организаторами мероприятия выступили разработчик отраслевых цифровых решений «Нетрика Медицина» (входит в N3.Group и ГК «Ташир МЕДИКА») и Санкт-Петербургский Медицинский информационно-аналитический центр (СПб МИАЦ) Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга. Партнерами конференции в 2024 году стали компании Digital Soft, «Ариадна», «СОЦ–Информ», «СП.АРМ» и «ОНКОР». Информационные партнеры — журнал «БИТ, Бизнес & Информационные технологии», издательский дом «Русский врач», издание ComNews, проект Global CIO, портал ICT2GO.ru, портал RSpectr и портал spbIT.ru

На повестке дня — достижение целевых показателей в рамках текущих инцидентов, обеспечение технологической готовности региона к новым инцидентам, совместная работа государственной и частной систем здравоохранения, практическая польза инцидентов для пациентов, врачей и органов управления здравоохранением (ОУЗ).

Лучшие практики мегаполисов

Конференцию открыла заместитель председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Ольга Гранатович: она поделилась достижениями города в сфере цифровизации здравоохранения.

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №2

«Мы, как и другие регионы страны, активно работаем над созданием Единого цифрового контура в здравоохранении. В 2023 году мы достигли всех основных показателей проекта, в том числе были выполнены показатели по числу граждан, которые воспользовались медицинскими сервисами на Едином портале госуcлуг. С учетом того, что у города есть свой региональный портал пациента, мы очень рады этому результату.

В регионе внедрена государственная информационная система в сфере здравоохранения, с 2018 года мы реализуем на ней систему сервисов для пациентов, врачей и организаторов здравоохранения. В прошлом году мы вывели все показатели Единого цифрового контура на аналитические дашборды, и теперь руководители медорганизаций могут самостоятельно их отслеживать. Портал врача дает возможность врачам просматривать всю «историю» своего пациента — вплоть до вызовов скорой помощи, госпитализаций и обращений в другие медорганизации.

Портал «Здоровье петербуржца» сегодня предоставляет горожанам 32 электронных сервиса. Число активных пользователей портала (зарегистрировавших личный кабинет) в 2024 году достигло 1,9 млн человек», — отметила Ольга Гранатович.

Комитет по здравоохранению планирует дальнейшее развитие портала. В настоящее время разрабатывается сервис для организации дистанционного мониторинга состояния здоровья пациента. В частности, сервис позволит проводить онлайн-мониторинг показателей, связанных с протеканием беременности.

Ольга Гранатович также рассказала о единой телефонной службе «122» и о виртуальном помощнике — голосовом ассистенте «Виктория», созданном с применением технологий искусственного интеллекта. Служба «122» перепрофилировалась из сервиса приема обращений по вопросам пандемии в широко востребованную региональную справочно-информационную службу: в 2023 году она обработала более 9,7 млн вызовов. Благодаря использованию «Виктории» служба «122» может принимать до 4 тысяч звонков одновременно, сокращая время ожидания для пациентов и снижая нагрузку на операторов.

Программный директор проектов «ИТМ: Ресурсы и Коммуникации для цифрового здравоохранения» Юрий Мухин отметил, что в этом году одной из важных тем конгресса «ИТМ Петербург» стал опыт мегаполисов по развитию цифрового здравоохранения в рамках концепции «умного города».

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №3

«Управление здравоохранением сегодня абсолютно немыслимо без знания и понимания цифровых инструментов. «Цифра» перестала быть одним из средств управления, мониторинга, обратной связи. Теперь это среда, в которой происходят все эти процессы. Все наши действия в системе медицинской помощи связаны с цифровыми сервисами, которыми мы пользуемся для достижения тех или иных целей в рамках управления процессами, создания, анализа и оценки этих процессов», — уверен Юрий Мухин, — Мы открываем очень важный день конгресса «ИТМ Петербург». Сегодня руководители систем здравоохранения субъектов РФ имеют возможность закрепить свой опыт использования реальных цифровых инструментов в рамках взаимодействия полноценных проектных команд. Этот этап — одна из уникальных особенностей конференции».

Искусственный интеллект и другие тренды в здравоохранении

Генеральный директор компании «Нетрика Медицина» Игорь Башков рассказал о современных тенденциях и новых возможностях формирования цифрового медицинского профиля пациента.

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №4

«Мы знаем, какие данные попадают в цифровой медицинский профиль из СЭМД и ЕПГУ. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в нем должны также накапливаться и другие данные, которые иногда могут оказаться более значимыми и ценными. Например, информация об образе жизни человека (питание, курение, употребление алкоголя), его социальном статусе (образование, работа, наличие семьи). Тот же инцидент №7 показал, что люди, которые работают в пищевой промышленности, социальной сфере, медицине и других областях, объединены общим запросом: им нужна медицинская книжка. Получается, что всего один параметр, в данном случае место работы, может оказаться важным для того, чтобы выстраивать работу с целевыми группами граждан», — рассказал спикер.

Игорь Башков напомнил, что система здравоохранения нацелена на сопровождение человека в трех направлениях: формирование, сохранение и поддержка здоровья. На каждом из них цифровой медицинский профиль пациента наполняется данными. При этом в рамках одной целевой группы эти данные могут быть получены от разных участников инцидента: государственных медорганизаций, частных клиник и лабораторий и т. д. Справиться с растущим объемом данных при формировании цифрового профиля пациента помогут инструменты на основе технологий искусственного интеллекта.

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №5

Поднятую тему продолжил менеджер по развитию компании «Нетрика Медицина» Павел Сучков. В своем докладе он показал, как государственная информационная система здравоохранения (ГИСЗ) региона становится поставщиком данных для продуктов на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) и систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР). С ростом объема информации, которой обмениваются медицинские системы, и количества сервисов растет как нагрузка на вычислительные ресурсы организаций, так и сложность обработки данных врачами. При этом решения на базе ИИ, которые уже отлично проявляют себя при анализе медицинских снимков, должны применяться и в других сценариях.

«Будущее систем на основе ИИ — это анализ структурированных медицинских данных из СЭМД. В 2024 году нам требуется отправлять 87 типов документов — это на 11 больше, чем в прошлом году. По сведениям федерального Минздрава, в будущем таких документов станет гораздо больше. Соответственно, на одного пациента уже сейчас может приходиться более 100 электронных медицинских документов — это случаи медицинского обслуживания, протоколы консультаций, протоколы лабораторных и инструментальных исследований, рецепты и многое другое. Врачу за короткий промежуток времени, отведенный на прием пациента, сложно просмотреть все эти документы. Системы на базе ИИ должны помогать обрабатывать эту информацию — и оперативно выдавать результат», — прокомментировал Павел Сучков.

Решить эту задачу позволяет использование документоориентированного хранилища, которое аккумулирует и быстро обрабатывает все структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) региона (как государственных, так и частных организаций), а затем предоставляет их в подготовленном формате для систем ИИ, аналитических платформ и других сервисов. Такой подход приведет к появлению маркетплейсов решений на базе ИИ, доступных всем региональным участникам взаимодействия.

Менеджер по развитию компании «Нетрика Медицина» Наталия Долгова сделала обзор существующих и перспективных цифровых помощников пациента. Она обратила внимание на ряд взаимосвязанных тенденций в сфере здравоохранения. Во-первых, это новые национальные проекты под эгидой Минздрава («Продолжительная и активная жизнь», «Новые технологии сбережения здоровья» и «Семья (охрана материнства и детства)». Во-вторых, — активная популяризация медицинских технологий на базе искусственного интеллекта и цифровых помощников.

«Медицина постепенно меняет траекторию от болезнецентричной модели, когда пациент получает помощь по факту заболевания, в сторону здоровьецентричной модели, когда пациент активно участвует в сохранении здоровья, стремится не допускать заболеваний, тем самым продлевая свое долголетие. У нас есть все предпосылки к тому, чтобы эту модель пациенту предоставить. Есть огромное количество данных, которые могут как собираться врачами, так и передаваться самими пациентами (включая передачу данных с носимых устройств). Тем самым можно формировать целостную картину здоровья пациента. Данных много, но они все разрознены: пациент получает помощь в государственных и частных учреждениях, скачивает многочисленные мобильные приложения для наблюдения за здоровьем. Как собрать целостную картину, чтобы дать пациенту проактивные сервисы? Ответ заключается в предоставлении множества цифровых помощников на уровне региона — на региональном портале пациента», — уверена она.

Актуальные вопросы цифровизации здравоохранения

Заместитель руководителя отдела продаж и развития компании «Нетрика Медицина» Алексей Кашпанов представил доклад «Интеграция ГИСЗ с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС)».

«Каждый регион достаточно давно формирует цифровой медицинский профиль на своем уровне, используя СЭМД и другие данные. В прошлом году были подключены СППВР, искусственный интеллект. Тем самым запускается маховик формирования дорожных карт для понимания того, как можно сопровождать пациента. Но на федеральном уровне на базе ГИС ОМС будут формироваться две новые подсистемы — федеральный единый регистр застрахованных лиц (ФЕРЗЛ) и федеральная подсистема персонифицированного учета медицинской помощи (ФПУМП), — в рамках которых будет собираться информация для формирования федеральных профилей. На мой взгляд, именно необходимость формирования цифровых медицинских профилей стала одной из главных предпосылок к созданию этих подсистем», — отметил он.

Среди других причин появления федерального единого регистра застрахованных лиц (ФЕРЗЛ) и федеральной подсистемы персонифицированного учета медицинской помощи (ФПУМП) — необходимость учета медицинской помощи на основе СЭМД, необходимость построения сквозной аналитики в рамках всей страны. Одним из преимуществ интеграции через ГИСЗ Алексей Кашпанов назвал формирование регионального хранилища структурированных электронных финансовых документов (СЭФД), отправляемых в ГИС ОМС, и перекрестной региональной аналитики на базе СЭМД и СЭФД.

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №6

Максим Таланов, исполнительный директор компании «ЭлНетМед», посвятил выступление взаимодействию частного и государственного сегментов здравоохранения по передаче данных в ЕГИСЗ, в том числе в рамках отраслевого инцидента №7 «Электронные медицинские книжки». Он отметил важность правильного информирования коммерческих медорганизаций для их подключения к ЕГИСЗ. 

«Обучение решает большинство проблем, связанных с отсутствием у частных медорганизаций понимания — зачем им вообще это нужно и как это делать. Мы должны стать источником такой информации», — сказал он.

К этапам информирования относятся поиск актуальных контактов, сбор медорганизаций на информационные мероприятия, предоставление российской платформы для вебинаров, поиск и подбор спикеров, собственно проведение вебинаров, рассылка итоговых материалов, предоставление методологии и статистики подключения частных клиник.

Практика аналитической работы с ЕГИСЗ

В ходе конференции официальные доклады чередовались с практической работой, в рамках которой участники обсуждали актуальные вопросы цифровой трансформации здравоохранения. Например, почему переход на электронные медицинские книжки был отложен, или в каком году 100% реестров счетов будут формироваться на федеральном уровне в ГИС ОМС?

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны, изображение №7

Основной активностью в рамках практической части стал профессиональный квиз, на котором команды под руководством кураторов из компании «Нетрика Медицина» самостоятельно формировали аналитические отчеты на основе данных СЭМД. Для этого специалисты применяли новую разработку компании, возможности которой предварительно представил участникам конференции руководитель отдела продаж и развития «Нетрики Медицины» Андрей Дюков.

«Количество видов структурированных медицинских электронных документов постоянно растет, как и число их редакций. В этой ситуации каждому региону необходим удобный механизм извлечения структурированных медицинских данных из СЭМД. Специалисты МИАЦ и ОУЗ должны получить возможность легко использовать миллионы юридически значимых СЭМД для практической ежедневной работы. Именно поэтому мы разработали инструмент, который позволяет самостоятельно формировать витрины данных для отчетов по любым видам СЭМД», — пояснил он.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

> 2 000государственных и частных клиник мы подключили к ЕГИСЗ
ТОП-3страховых компаний сотрудничают с нами в проекте N3.Health для частных клиник
> 150вендоров интегрированы с платформой «N3.Здравоохранение»
22субъекта РФ использует интеграционную платформу «N3.Здравоохранение»
> 40 млнчеловек обслуживают подключенные медицинские организации

Профиль

Дата регистрации03.12.2006
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Смольнинское, пер. Фуражный, д. 3 литера К, помещ. 33н
ОГРН 1061001075410
ИНН / КПП 1001185123 784201001

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, Фуражный пер., д. 3, лит. К, пом. 33H
Телефон +78125009801

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия