РБК Компании

Как избежать обвинений в нарушении авторских прав при продаже товаров

Нарушение авторских прав на маркетплейсах влечет штрафы и блокировки. Суды все чаще встают на сторону правообладателей. Эксперт разбирает в причинах
Как избежать обвинений в нарушении авторских прав при продаже товаров
Юлия Чистова
Юлия Чистова
Управляющий партнер группы компаний «Антипиратские технологии»

Стояла у истоков создания компании «Антипиратские технологии». Отвечает за разработку и реализацию стратегии развития. Участвует в создании и внедрении инновационных LegalTech-решений.

Подробнее про эксперта

Все больше исков о защите интеллектуальной собственности поступают в суды. Почему это происходит?

Владельцы авторских прав стали понимать важность управления своими интеллектуальными активами. Они разобрались, как работать с нарушителями, как действует закон и, самое главное, как найти защиту для своих произведений. 

Какие нарушения авторских прав встречаются на маркетплейсах?

Основные типы нарушений авторских прав связаны с копированием и использованием в карточках товаров: чужих текстов, фотографий, видеозаписей, графических элементов, в том числе и логотипов.

Массовые иски к предпринимателям доказывают, что владельцы товарных знаков постоянно мониторят рынок. Чтобы доказать нарушения, делают скриншоты, фиксируя время и дату, затем происходит контрольная закупка, после чего готовятся документы в суд. Сумма возмещения за единицу товара может начинаться с 10 тысяч рублей.

Какие последствия могут ожидать продавца за нарушение авторских прав?

В качестве наказания предусмотрены штрафы и компенсации, размер которых определяет суд на основании доказанного ущерба правообладателя. Так, судебные приставы взыскали 1 миллион рублей с чеченского предпринимателя, который продавал товары на маркетплейсе и нарушил исключительные права на товарный знак. Это показывает отношение судов к подобным делам.

Почему суды все чаще встают на сторону правообладателей? 

Правообладатели стали понимать, какую интеллектуальную собственность и как можно защитить. Более того, в нашей стране складывается судебная практика по определенным делам, разработаны технологии для быстрого выявления нарушений и методики сбора доказательной базы. Согласно опыту нашей компании, 96% исков сегодня удовлетворяются судами. 

Какие меры защиты авторских прав предусмотрены на маркетплейсах и какие документы могут служить доказательством авторства?

При оформлении новых продавцов  или новой группы товаров могут запросить сканы свидетельств о регистрации товарных знаков или гарантийные письма о предоставлении права на использование, к примеру, логотипа. В случае подтверждения оригинальности на карточке товара может появиться специальная метка.

Что делать, если обнаружил использование своего контента на маркетплейсе без разрешения?

В случае подозрения на копирование или использования контента конкурентами, можно обратиться в поддержку маркетплейса. Обычно, до выяснения обстоятельств, карточки товаров нарушителя блокируются. Чтобы проще было доказать ваше право на контент, сохраняйте исходники, впервые публикуйте фотографии товаров на своем сайте или в социальной сети, используйте процедуру депонирования. 

Как вы оцениваете уровень осведомленности продавцов о рисках нарушения авторских прав?

Многие продавцы не осознают последствий своих нарушений, что приводит к увеличению числа судебных разбирательств. Замечу, что права на интеллектуальную собственность стали активно защищать не только крупные производители, но и мелкие и средние предприниматели, а также компании, которые не являются производителями, например мультипликационные студии. Речь идет об игрушках с изображением героев мультфильмов, текстильных изделиях, одежде, сумках и даже коробках.

Спортивные бренды также массово начали подавать иски за продажу контрафактной продукции на маркетплейсах. Существуют случаи, когда компания, не имеющая собственного производства, но владеющая товарным знаком, взыскивает с предпринимателей сумму, многократно превышающую стоимость ее брендированных товаров.

Какие советы вы можете дать продавцам по соблюдению авторских прав на маркетплейсах?

Закупайте товар у официальных поставщиков и запрашивайте у них документы. Чтобы не нарушать авторские прав при продаже товаров на маркетплейсах, следует избегать копирования и не использовать чужой контент. Но, лучше создавать свое. Уникальные дизайны карточек товара помогут выделить ваш продукт из конкурентной среды и найти собственного покупателя.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации25.08.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Северное Медведково, ул. Тихомирова, д. 17 к. 1, помещ. 14/1
ОГРН 1237700566465
ИНН / КПП 9715458959 771501001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия