Как изменилось законодательство в сфере деятельности блогеров
Медиапространство активно расширяется, увеличивается число крупных блогеров. Какие изменения появляются в юридической сфере20 лет судебной практики. Эксперт по решению корпоративных и налоговых споров, банкротств. Действующий арбитр «Российского арбитражного центра» при «Российском институте современного арбитража».
Одна из наиболее волнующих и актуальных тем — новая обязанность передавать данные в Роскомнадзор.
С 1 ноября 2024 года блогер, объем аудитории которого составляет более 10 000 пользователей, обязан предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие его идентифицировать.
С целью контроля Роскомнадзор начинает ведение Перечня персональных страниц блогеров, которые:
- Предоставили требуемые сведения и не допускают репостов с других страниц, не входящих в Перечень.
- Не распространяют информацию, запрещенную к распространению или нарушающую отдельные законодательные положения.
Из прочтения широкой формулировки второго критерия возникает закономерный вопрос: что будет считаться нарушением?
Обратимся к статье 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Под распространяемой с нарушением закона информацией понимаются в том числе:
- информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка,
- ложные сообщения об актах терроризма,
- призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц санкций,
- предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей,
- информационные материалы иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной,
- иные случаи, перечисленные в статье.
Безусловно, одна статья не может охватить все законодательные требования к распространяемой информации, блогерам необходимо быть предельно внимательными при размещении публикаций на персональной странице.
На какие информационные ресурсы распространяются требования
В настоящее время действует Реестр социальных сетей Роскомнадзора, позволяющий определить, какие платформы официально считаются социальными сетями. В него входят такие ресурсы, как, например, Telegram, ВКонтакте, Rutube, Дзен и другие.
Однако определение «социальной сети», изложенное в статье 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сформулировано достаточно свободно. Это создает вероятность будущего расширения Реестра.
На данный момент нормы не распространяются на платформы Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta, признанной экстремистской организацией в России. Тем не менее, возможно, Роскомнадзор в будущем предоставит разъяснения по поводу этих площадок и пересмотрит свою позицию.
Что будет, если не предоставить требуемые сведения?
Блогер лишится права размещать информацию, содержащую предложения о финансировании (просить пожертвования или донаты). Под запретом и публикация рекламы: 1) любой на странице блогера, 2) в аккаунтах других пользователей социальной сети, если она направлена на продвижение страницы, не включенной в Перечень.
Большое влияние на дальнейшую практику ведения аккаунтов окажут новые обязанности непосредственно владельцев социальных сетей.
Во-первых, на аккаунтах, объем аудитории которых отвечает заданному критерию, будет размещаться информация о включении страницы в Перечень Роскомнадзора.
Во-вторых, владельцы социальной сети в течение суток с момента получения от Роскомнадзора соответствующего требования будут обязаны ограничить доступ к персональной странице до выполнения блогером требований Закона.
Кроме того, другие пользователи социальной сети не должны допускать последующее распространение (репост) информации, которая была опубликована на персональной странице, не включенной в Перечень.
Что именно кроется за термином «последующее распространение»? Толкование может ограничиваться исключительно функцией репоста (повторная публикация контента другого блогера), но возможен и более широкий подход, при котором даже простая ссылка на персональную страницу — запрещена.
Перечисленные ограничения начнут действовать с 1 января 2025 года. Важно помнить: кроме изложенного действуют нормы об ответственности за нарушение требований по размещению рекламной информации. Все участники рекламной цепочки могут быть привлечены по статье 14.3 КоАП.
Для успешного внедрения и соблюдения новых требований всем участникам процесса, включая блогеров, рекламодателей и владельцев платформ, необходимо внимательно следить за дальнейшими разъяснениями Роскомнадзора и постановлениями Правительства. В частности, важным аспектом станет установление состава сведений и порядка их предоставления, который определит, каким образом блогеры смогут соответствовать новым требованиям.
Рекомендуем регулярно отслеживать обновления законодательства и оперативно адаптировать свои практики к новым условиям.
Множество вопросов вызывают нормы о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов.
В Федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» внесены изменения. Запрещено размещать рекламу на любых информационных площадках иноагентов. В том числе невозможна реклама в сообщениях и материалах средств массовой информации в сети Интернет.
Важно строго следовать установленным правилам, в том числе и при цитировании и репосте материалов — если их автором является иноагент, необходимо прямо указать на его статус. Требование введено с целью предотвращения продвижения соответствующего контента. Даже если вы просто упоминаете иностранных агентов в социальных сетях, важно обозначить их как таковых. Также следует учитывать, что иностранные агенты не имеют права распространять свои материалы среди несовершеннолетних.
Что будет за нарушение
Если лицо со статусом иноагента разместит рекламу на площадках рекламодателей, то возможен штраф: для физических лиц — до 50 000 ₽, для юридических лиц — до 500 000 ₽.
Более того, нарушение указанных запретов относится к составам с административной преюдицией. За первые две ошибки лицо будет привлечено к административной ответственности по ч. 8 ст. 19.34 КоАП, а после — уже к уголовной за «нарушение порядка деятельности иноагента, совершенное после двукратного привлечения к адм. отв-ти в течение 1-го года» (ст. 330.1 Уголовного кодекса, максимальное наказание — 2 года лишения свободы).
За размещение рекламы на информационном ресурсе иноагента рекламодателя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП. Предусмотрен штраф для физических лиц — от 2000 до 2500 ₽, для руководителей и индивидуальных предпринимателей — от 4000 до 20 000 ₽, для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽, для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 500 000 ₽.
Средства массовой информации за размещение рекламы ресурсов иноагентов получают предупреждение. Если нарушения повторится — административная ответственность по ч. 42 ст. 19.5 КоАП (штраф до 300 000 ₽).
Об оправданности изложенных мер сформировано уже множество мнений. Однако с позиции юриста можно лишь отметить необходимость учета нового регулирования в качестве еще одного фактора риска. Нормы новой реальности повлияют на создание рекламной стратегии и адаптацию условий договоров — как минимум, не забудьте включить условие о возможности отказаться от договора в одностороннем внесудебной порядке, если контрагента признают иноагентом.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети