Рейтинги BI: зачем они нужны и можно ли им верить
Разбираемся в зарубежных и российских рейтингах BI-платформ с точки зрения вендораЭксперт по разработке программного обеспечения для анализа и визуализации данных (BI, Big Data, Data Science)
Обзор основных рейтингов BI
Основные международные рейтинги — это Gartner, Forrester и BARC. Первые два — американские, они более визионерские. BARC — немецкий, он ближе «к земле». И, конечно, есть сотни других, менее известных.
Что касается российских образцов, то существуют рейтинги с историей, например «BI-круг Громова», исследования TAdviser и CNews, которые работают в этом поле много лет.
Также за последний год появилось много рейтингов и сравнений от консалтеров, таких как Axenix, от независимых экспертов, таких как Алексей Колоколов, и от различных изданий, например IT-World и даже «Комсомольской правды».
Возникает вопрос: все рейтинги разные или примерно одинаковые? Насколько они вообще сходятся?
Если посмотреть на зарубежные рейтинги, то у трех основных (Gartner, BARC, Forrester) заметна определенная схожесть. По крайней мере, везде один лидер — Microsoft Power BI, и примерно одинаковая вторая скамейка: Tableau, Qlik, Oracle, IBM, SAP BI.
Третий эшелон при этом несколько различается. Например, компанию ThoughtSpot рейтинг Gartner до последнего года держал в лидерах, а другие отправляли ее к отстающим.
Рейтинги Gartner, BARC и Forrester практически одинаковые с точки зрения методологии. Они собирают информацию от вендоров об их продуктах, базово анализируют и не включают в обзор ниже некоторой отсечки о выручке. У Gartner это 30 млн долларов, у Forrester — 90, у BARC — 15 млн евро. Никто из них не устанавливает системы, не проводит пилоты, не выполняет тестовые задания. Основное, на что они опираются, — это многочисленные интервью клиентов. Количество BI-платформ разнится от 15 до 21.
В российских рейтингах история похожая, хотя несовпадений больше, так как различаются методологические подходы.
В частности, «Круг Громова» собирает информацию о вендорах. В последней версии также появился опрос клиентов. На мой взгляд, он пока еще не такой масштабный с точки зрения результатов и количества опросов, как у больших зарубежных рейтингов, но это 100 % позитивная динамика. Нет анализа рынка, зато есть тестирование. Это совершенно титаническая работа, которую больше не делает никто.
Рейтинг TAdviser является своеобразной противоположностью: его основной фокус — анализ рынка: выручки игроков и количества внедрений. Ранжирование осуществляется по выручке. Visiology стала лидером рейтинга TAdviser по количеству проданных лицензий за 2022 год. Составители постоянно подчеркивают, что они тщательно проверяют всю информацию, чтобы выдавать максимально объективный результат.
У CNews ранжирование идет на основе набора критериев, сформированных и заполненных по информации о системах, которую предоставляют публичные источники и вендоры.
Интересный параметр для сравнения — количество страниц. Исследование Сергея Громова явно выделяется — в нем 605 страниц. Это монументальный труд.
Точка зрения вендора на рейтинги
Для вендора существует дилемма: мы должны решать, куда направлять больше ресурсов — на закрытие потребностей клиентов или на высокие места в рейтингах. Точнее, как двигать эту грань.
Балльные рейтинги наказывают за отсутствие определенных функций. Получается, чтобы хорошо выглядеть и получить высокий балл, нужно реализовать больше функций, но кое-как. Это далеко не всегда правильно с точки зрения рынка.
Кроме того, балльные рейтинги слабо поощряют за удобство использования, потому что его трудно оценить количественно. При этом оно очень важно для клиента и дорого стоит в разработке.
Соответственно, если ориентироваться только на рейтинги, то получится система, у которой много функций, но которую неудобно использовать.
Visiology определила своим приоритетом ориентацию на эффективность работы аналитика, наша главная задача — помочь аналитику решить его даже самые сложные бизнес-задачи максимально быстро и с минимальными трудозатратами. У нас на первом месте продукт и его развитие в соответствии с запросами рынка.
Еще один крупный приоритет — экосистема, то есть развитие сообщества: обучение, партнерство с вузами, технологические интеграции. Мы как вендор не внедряем систему, поэтому нам нужны квалифицированные партнеры. Мы помогаем им с развитием компетенций, с поддержкой и маркетингом.
При этом идет плотная работа с создателями рейтингов — они действительно участвуют в развитии рынка. Но это не основной приоритет.
Значение рейтингов для пользователей и вендоров BI
Есть совершенно разные точки зрения на рейтинги, но, если они возникают, если их обсуждают, значит, они приносят пользу.
По моему опыту, пользователям они помогают сэкономить ресурсы при выборе платформы, так как провести пилот всех доступных BI-решений — совершенно неподъемная история. Даже просто изучить рынок сложно, потому что систем и критериев, по которым их надо сравнить, очень много. Если определенные BI-платформы находятся в топе всех крупных рейтингов, то это снижает риски и сужает круг для быстрого выбора.
Для вендоров рейтинг — это систематизированная информация о рынке. Конечно, плох тот вендор, который опирается только на информацию из рейтингов. Любой крупный разработчик, в том числе Visiology, постоянно исследует рынок самостоятельно, но и такая сторонняя информация, безусловно, полезна для определения возможных векторов развития.
Посмотреть полную запись масштабного круглого стола Visiology, посвященного рейтингам BI, и узнать мнения других экспертов можно здесь.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты