Как правильно работать с сотрудниками разных поколений
Президент ГК Pro-Vision Владимир Виноградов рассказывает, какие запросы и желания характерны для сотрудников разных поколений и как на них правильно реагироватьЭксперт в сфере PR и маркетинговых коммуникаций, основатель и президент группы компаний Pro-Vision, награжден РАСО «За вклад в развитие отрасли PR и популяризацию профессии», к.ф.н.
У каждого поколения есть свои поведенческие особенности. Зная их, можно легко предугадать и запросы, которыми человек будет руководствоваться при выборе места работы.
Чего хотят сотрудники разных поколений
Работников, принадлежащих к разным поколениям, можно очень четко сегментировать, проанализировав их запросы.
«Иксы», к примеру, склонны строить карьеру постепенно. Они нацелены на индивидуальный успех и готовы двигаться к своей цели десятилетиями, нередко — в стенах одной компании. Поэтому и ценности их ориентированы прежде всего на устойчивость. Представителю поколения Х важен не столько размер заработной платы, сколько гарантии ее своевременной выплаты. Выбирая между планомерным вертикальным ростом и участием в каком-нибудь смелом стартапе, большинство «иксов» предпочтут первый вариант. И никакими свободными графиками и креативно оформленными офисами прельстить их, скорее всего, не удастся.
Миллениалы, в отличие от своих старших коллег, менять компании и даже сферы деятельности не боятся. Правда, слова работодателей о социальных пакетах и индексациях зарплаты они обычно выслушивают вскользь — все эти атрибуты успешного бизнеса для «игреков» не более чем материальная мишура, пусть и приятная. По-настоящему зажечь глаза миллениалов может только обещание новых знаний и возможность работать на благо великой цели. Не важно, какой именно: миллениалы просто мечтают сделать мир вокруг себя лучше, а при идеальном раскладе — еще получить признание за свои заслуги. Не нагружая такого сотрудника бесполезной монотонной работой и до определенных пределов развязывая ему руки, работодатель может усилить свою компанию ответственным, технически подкованным и по-настоящему мотивированным специалистом.
Что касается поколения Z, то его неспроста называют «хоумлэндерами». Они действительно много времени проводят дома, коммуницируя с окружающим миром в основном посредством гаджетов. Неудивительно, что комфортный офис в их представлении тоже похож на дом! Несомненными плюсами будут свободная рассадка, наличие разнообразных лаундж-зон и «комнат для интровертов», «теплые» элементы в оформлении. Все это, равно как и непременное отсутствие даже намеков на дресс-код, привлекает поколение Z гораздо сильнее, чем зарплата на 10-20% выше среднерыночной.
Действия под запретом
С переходом от одного поколения к другому меняются не только рабочие предпочтения, но и раздражители. Зачастую то, что кажется совершенно нормальным «иксам», может вызывать настоящее негодование даже у пограничных с ними «игреков». Разумеется, я не беру в расчет «универсальные» факторы вроде пренебрегающих душем коллег и личностей, склонных открывать окна в 30-градусный мороз.
По нашим наблюдениям, представители поколения Х больше всего не любят нелояльное отношение к работе, излишнюю самоуверенность и желание получить все и сразу, свойственное многим молодым сотрудникам. Миллениалов, в свою очередь, раздражают излишне формализованный подход, апелляции к заслугам прошлых лет и консерватизм руководства. «Как можно создать инновационный коммерчески успешный продукт, если каждая моя идея кажется коллегам излишне радикальной?» — обычно думают они. Центениалы же в числе выводящих из себя явлений чаще всего называют пренебрежение правилами, недостаточное внимание к социальным проблемам и в особенности — некорректную постановку задач. В то время как «иксам» и «игрекам» достаточно обозначить проблему, и они сами найдут способы ее решения, «зеты» будут ждать конкретных указаний, что именно нужно сделать.
Микс поколений в офисе: что изменилось?
Следует отметить, что работать в одном офисе представителям разных поколений приходилось и раньше. Однако до недавнего времени это была строго иерархическая система, где на высоких должностях находились в основном «иксы», а начальные позиции отдавались миллениалам. Авторитет «иксов» при этом часто основывался не столько на реальных заслугах, сколько на возрасте и жизненном опыте (иногда мнимом). С развитием Интернета и массовым выходом центениалов на рынок труда все изменилось. Люди, привыкшие общаться с друзьями, коллегами и начальством в основном посредством мессенджеров, давно перестали обращать внимание на возраст собеседника. Когда у тебя в «Телеграме» 1500 контактов и 30-40 активных групп, разница между Сашей Ивановым и Александром Петровичем Ивановым быстро стирается — и с тем, и с другим человек начинает коммуницировать без малейшего стеснения и в максимально конструктивном тоне. Если пенсионная реформа все же будет принята, и в подчинении у центениалов вдруг окажется множество возрастных сотрудников, скорее всего, представители поколения Z даже не придадут этому особого значения. Еще один человек, с которым нужно работать, еще один контакт в мессенджере — что тут такого? А вот несостоявшимся пенсионерам адаптироваться к новым формам рабочих взаимоотношений будет сложно.
Разницу в мировоззрении поколений очень ярко демонстрирует случай, произошедший несколько лет назад с одним из моих знакомых. Успешный бизнесмен и заботливый отец предложил своему сыну пойти учиться в Гарвард и выразил готовность полностью оплатить обучение. На тот момент его стоимость составляла около 200 000 долларов. Однако молодой человек отказался от поступления, аргументировав свое решение тем, что уже сейчас, не имея базового образования, благодаря своему аккаунту в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) он зарабатывает в 3-4 раза больше, чем мог бы получать на офисной работе по окончании университета. И если для большинства «иксов» выбор молодого человека является поводом для осуждения, то его ровесникам такое решение, наоборот, кажется логичным и обоснованным.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети