Как мы сделали ребрендинг в KTS и каким принципам придерживались
Компания существует с 2015 года — и это не первый ребрендинг, который мы проводили. Но, пожалуй, первый осмысленный, о котором стоит написатьЗадача:
Компания KTS столкнулась с проблемой невыразительного брендинга, который не отражал уникальность и ценности компании. Основной задачей было создать запоминающийся и выделяющийся бренд, который бы привлекал внимание и правильно позиционировал компанию на рынке.
Причина:
Сайт и брендинг компании были функциональными, но не выделялись среди конкурентов. Название KTS, как аббревиатура, плохо запоминалось, а визуальный стиль не создавал нужного эмоционального отклика. Эти факторы побудили компанию пересмотреть свой подход к брендингу и создать более выразительный и запоминающийся образ.
Наша компания занимается разработкой цифровых сервисов для бизнеса. В этой статье я бы хотел рассказать про наш опыт создания брендинга для компании и что в нем важно. Компания существует с 2015 года и, разумеется, это не первый ребрендинг, который мы проводили.
Немного истории
Идея поменять брендинг возникла в октябре 2020 года. Тогда мы только сделали новый сайт. На это у нас ушла пара месяцев (дизайны, тексты, разработка), но ценности это не прибавило. Да, сайт был в целом приемлемый, задачу свою решал, рассказывал о нас и давал возможность оставить заявку. Но это был просто обычный сайт обычной аутсорсинговой компании. Проще говоря, не нес никакой идеи и не выделялся.
Надо сказать, что это был уже третий сайт: первый был просто логотип с почтой, потом мы сделали красивый (но не функциональный) сайт, но он надоел поэтому решили снова переделать.
Ключевая проблема брендинга (и сайта, как «визитной карточки») — он не выделялся, не запоминался. Поэтому в середине 2021 года мы вернулись к брендингу. Самое важное в нем — отражение компании. Поэтому начали с того, что попытались осмыслить: что вообще у нас за компания, какие у нее ценности и идеи.
Мы провели несколько сессий с консультантом, который занимался брендингом для разных компаний. Было интересно, пытались понять архетип компании и «миссию». Еще придумывали новое название. Что-то придумали, но в итоге поняли, что текущее настолько нам близко, что мы не можем его от себя отделить. Попробовали взять консультацию с другим человеком, но снова ничего не вышло. В итоге решили оставить название KTS.
Проблема названия KTS в том, что оно плохо запоминается. Что? KFC? MTS? BTS? Это проблема всех аббревиатур, которые мы слышим не каждый день. Аббревиатуры запоминаются только если компания очень крупная и известная. Так что первый совет этой статьи: не используйте в названии компании аббревиатуры или просто рандомные буквы, как у нас.
Стартуем дизайн
Eсли не меняем название, то надо делать дизайн бренда. Ключевое, что нам нужно было добиться: он должен выделяться. При этом нужно было четко сформулировать «матрицу ассоциаций». То есть дизайн не должен быть слишком корпоративным (мы не корпорация), но должен быть в меру серьезным (мы не стартап). Не должен быть слишком строгим (у нас нет бюрократии), но и не слишком веселым (мы все-таки серьезные проекты делаем). Ну в общем какие-то баллы по этим шкалам мы проставили. И так получилось ТЗ для дизайнеров. Надеюсь, кому-то это будет полезно: вместо долгого и мучительного продумывания миссии компании и каких-то лозунгов-девизов на его основе, просто используйте матрицу ассоциаций. Внутри себя вы точно знаете, что у вас за компания, на каком она этапе развития и какие у нее ценности. Просто отразите это на шкалах. Вот, какие использовали мы для него дизайна:
- Дерзкий — Милый
- Инженерный — Креативный
- Большой — Маленький
- Экологичный — Индустриальный
- Утилитарный — Эстетичный
- Современный — Классический
- Деловой — Человечный
- Эмоциональный — Сдержанный
- Зрелый — Молодой
- Стабильный — Динамичный
Рисовать новый фирменный стиль мы попробовали с агентством. Было несколько итераций. Нам представили пару концепций. Но ничего из этого не понравилось. Потом еще, и снова не то.
Примерно так:
В итоге, когда мы уже думали сворачиваться, ребята нащупали то, что нужно.
- Маскот. Нам нужен был персонаж, с которым мы бы могли ассоциироваться. Помните компанию Metro-Goldwyn-Mayer? А рычащего льва в круге перед началом фильма?
- У нас незапоминающееся название. Значит нужно дать возможность как-то запоминать его другими способами — визуально.
- Мы с одной стороны дерзкие-молодежные-веселые, а с другой стороны делаем всякие серьезные сложные штуки. Как бы это «взболтать, но не смешивать»?
Маскота выбрали Бакэнэко. Это такой японский кот с магическими способностями. Такой супергеройский кот-самурай. Были и другие концепции, но эта нам понравилась больше всего (хоть и не с первого взгляда).
Сделали наброски главной страницы и всяких визуалов — вроде неплохо, но логотип какой-то странный: просто KTS в овале, еще и обычным шрифтом. Но во время очередного демо кто-то из нас разглядел, что вообще-то это похоже на стикер. И тут фантазия разыгралась: «стикер –> знак ГОСТ –> знак качества». Ну и разные идеи. Стикеры можно лепить везде. Стикерами можно выделять важные аспекты на сайте / в презентации и т. д. В общем, концепция всем понравилась, да и логотип в виде стикера стал запоминающимся: простым, но в то же время стильным. Кстати, забегая вперед, на одном из мероприятий у нас в офисе мы проводили квиз и на презентации лепили логотип со стикером в разных местах. В итоге на следующем мероприятии (уже не у нас) люди нас узнавали и сходу вспоминали название).
В общем, 2 из 3 задач были решены. Осталась последняя — со смесью нашего характера и экспертности.
В визуале сделали 3 концепта:
- Строгий. Для коммуникации с бизнесом. Никаких котов, «фана» и т. д. Только белый фон, минимум визуальных элементов, минимум разных цветов: белый, черный и зеленый акцент.
- «Кислотный». Для спецпроектов. Примерно 25% компании занимается рекламными спецпроектами и это прям отдельная история, которую нам хотелось выделить. Это всегда креативные механики, игры, веселье. Поэтому здесь больше цветов, дерзкие иллюстрации и прочее.
- HR. Это про команду, поэтому здесь «котики, дружба, жвачка». Черный фон, коты и цветные стикеры.
На выходе мы получили брендбук, в котором было показано, как использовать те или иные концепты с примерами.
Мы провели демо в офисе для команды в начале 22 года. И на этом остановились до недавнего времени.
Делаем сайт
Сделать брендинг это, конечно, вкусно и полезно, но на выходе хотелось бы получить какой-то артефакт. Весь брендинг нужен для презентации компании, формирования какого-то эмоционального отклика. Ну а главное в самопрезентации — это сайт. Поэтому следующим этапом мы начали дизайнить сайт.
Собрали разные блоки, какие-то рабочие материалы и «слепили» из этого страничку. Показали ментору, он сказал, что нужны дизайнеры сайтов, мы расстроились, но решили потратить еще времени и денег. Все-таки хотелось сделать красиво.
Мы пришли с запросом «чуть причесать» наш дизайн. Но ребята ушли в креатив и начали делать разные вариации. Первые итерации нам не понравились. Но, с учетом опыта работы над брендингом, мы продолжили копать и в итоге выкопали то, что нужно.
Параллельно работали над текстами. С нашей стороны было 2 человека, которые отвечали за основной посыл на сайте и все тексты. Дополнительно привлекли стороннее агентство, чтобы сделать наши тексты качественно.
Начали переделывать блоки сайта. На главной нам нужно было сказать основную мысль: кто мы? Что мы можем? Мы про разработку цифровых продуктов для бизнеса. Поэтому так и написали. Никакого «опыта, команды экспертов» и прочего. Хотя идеи такие были, но нас вовремя отговорили. В общем, никакой воды и клишированных фраз. Еще хотели сразу подсветить то, чем занимаемся. И тут отлично подошли наши стикеры: просто указали кучу стикеров-тегов о наших направлениях. Вот еще один совет: не пытайтесь просто сказать, какие вы крутые, любой это может. Это нужно подтверждать через примеры работ, коммуникацию и прочее.
Не обошлось без небольшого юмора: обыграли уход зарубежных брендов через использование их маркетинговых фраз: «есть идея — есть цифровой продукт».
На втором экране выделили ключевые направления и по клику раскрываем текст с описанием ключевых проектов, внутри которого вшиты логотипы. Решение нам очень понравилось, потому что проектов и клиентов у нас за 7 лет накопилось много, а показать их компактно и функционально было сложно. Не хотелось делать набор логотипов вроде «нам доверяют», который опять же может указать любой.
Дальше — свои продукты: нам важно было подчеркнуть, что мы занимаемся не только заказной разработкой, но и делаем свои сервисы. Причем, о многих из них раньше вообще нельзя было узнать, если только мы сами об этом не говорили. Сейчас все четко и понятно.
Весь блок про «бизнес» выполнен на белом фоне. Он «чистый», аккуратный, в нем нет никаких лишних элементов.
И после этого блока мы резко переходим на раздел про команду. А открывает этот раздел огромная кошачья голова с зелеными лучами из глаз. И тут появляются коты, лапы, разноцветные стикеры — в общем все, что в брендинге было выделено для команды.
Таким образом, дизайнерам удалось сделать сложные блоки про бизнес, сделать их компактными и в то же время информативными, в меру серьезными и неявно транслирующими экспертность. И при этом сохранить присущий нам фан в разделе про команду.
Со всем, что из этого всего вышло, можно ознакомиться на нашем новом сайте.
Живой и дерзкий бренд, который выделяется среди IT-конкурентов и других компаний.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты