Использование российского инженерного ПО в образовании
Опыт взаимодействия с учебными заведениями, ситуация по переходу на отечественное инженерное ПО и исследование, проведенное компанией «Топ Системы»

Эксперт в области маркетинга: стратегическое планирование, проведение комплексных кампаний для B2B в ИТ, вывод новых продуктов на рынок. Опыт работы в международных и российских ИТ компаниях 20+ лет
Сейчас, как со стороны правительства, так и предприятий, активно обсуждаются вопросы важности труда инженеров, поднятия престижа инженерных профессий, обеспечения промышленности квалифицированными специалистами. Государство предпринимает меры по улучшению ситуации: запускаются программы поддержки специалистов промышленных предприятий, увеличивается количество бюджетных мест в учебных заведениях, разрабатываются целевые образовательные программы, инициативы по повышению привлекательности профессий необходимых для производственного сектора экономики. Например, на 2024/25 учебный год было выделено 254 081 бюджетное место на инженерные направления в вузах — на 2 263 больше, чем в предыдущем году.
Образовательные учреждения бесспорно играют ключевую роль в формировании инженерного потенциала страны, но также требуется комплексная поддержка со стороны бизнеса, промышленности и разработчиков инженерного программного обеспечения. Как отмечают в АРПП, для успешного перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять отечественный софт в учебный процесс, адаптировать программы обучения и обеспечивать техническую поддержку(1). Только предоставить технологии — недостаточно, надо еще сделать так, чтобы ими могли и умели пользоваться специалисты. Но готовы ли образовательные организации использовать отечественное ПО?
Опыт взаимодействия с учебными заведениями и исследование, проведенное компанией «Топ Системы», показали, что переход на отечественные инженерные программы и PLM-системы в сфере образования достаточно сложный и трудоемкий процесс, который не решается просто предоставлением лицензий и обучением преподавателей. Во время глубинных интервью было выявлено, что иностранное инженерное ПО все еще активно используется в обучении и научно-исследовательских работах: требования к подготовке специалистов диктуются сложившейся практикой применения зарубежных программных продуктов на предприятиях.
Этот факт подтверждается и проведенным в 2024 году АНО «Цифровая экономика» опросом 213 руководителей образовательных программ по техническим направлениям из 58 вузов(2). Кроме того, результаты данного опроса практически полностью коррелируют с результатами нашего исследования на базе интервью с представителями учебных заведений и предприятий по вопросам подготовки и востребованности кадров. В результате наших опросов было выявлено, что одним из главных вызовов для предприятий является поиск и привлечение квалифицированных кадров, а также получение молодых специалистов со знанием отечественных инженерных программных продуктов и PLM-систем, используемых на предприятии. Со стороны учебных заведений стоят вызовы сквозной интеграции в учебный процесс решений отечественных разработчиков, подготовка и выпуск востребованных промышленностью специалистов. Когда я говорю про интеграцию в учебный процесс, то подразумеваю не только внедрение и использование программных продуктов, на которых и которым обучаются студенты и школьники. Прежде всего это разработка методических материалов, учебных пособий, лабораторных работ и практикумов, методологическую проработка включения в процесс обучения российских инженерных программных комплексов взамен иностранным.
Ситуация по переходу на отечественное инженерное ПО в учебных заведениях не так линейна. Она не работает по принципу «есть лицензии — изучаем ПО и используем». Для осуществления оперативного и мотивационного перехода требуется не только наличие кадров в образовательных учреждениях со знанием отечественных решений и пересмотр учебных планов и материалов, но прежде всего инициатива и поддержка со стороны промышленных предприятий. Использование профессионального программного обеспечения, к которым относятся в том числе инженерные и PLM-системы, практически не регламентируется и в учебных планах идет ориентация на сложившуюся индустриальную практику применения специализированного ПО: образовательные программы зависимы от требований работодателей. Согласно опросу АНО «Цифровая экономика»(2), только 13% опрошенных респондентов по техническим направлениям подготовки в вузах отметили, что обучают студентов преимущественно работе с отечественным профессиональным ПО. Остальные используют либо микс из отечественных аналогов и зарубежного, либо обучение ведется преимущественно с применением зарубежного ПО.
При переходе на отечественное ПО образовательные учреждения помимо вопросов лицензии также сталкиваются с необходимостью решения таких задач как: замена лабораторной базы, организационного и методического перехода от обучения работе с уже знакомым иностранным ПО на отечественное. Это требует дополнительного обучения педагогов, обновления методических и учебных материалов, а значит усилий и времени. В требованиях к проведению аккредитационных экзаменов также может фигурировать использование иностранного ПО, и сотрудники придерживаются данных требований. Немаловажным фактором являются организационно-управленческие вопросы мотивации педагогов, чтобы интегрировать в обучение другие новые программные решения. В проведенных нами интервью и опросах красной нитью проходит, как один из главных мотивационных триггеров для перевода учебных процессов на «отечественные рельсы», востребованность навыков владения программным продуктом на рынке труда, использование данного ПО в рабочих процессах индустриальных партнеров.
Как можно «переломить» сложившуюся ситуацию
Во время опроса был замечен низкий уровень осведомленности сотрудников образовательных организаций о существующих российских аналогах и их возможностях. Это сигнал для расширения информационных каналов и усиления работы с медиа, учебными заведениями, лидерами мнений, а также развития партнерской экосистемы в области образования. Для повышения информированности на сайтах многих ИТ-компаний есть ресурсы для поиска и обмена методическими материалами и образовательными программами с использованием российского ПО. Кроме того, в официальных каналах ИТ-вендоров размещаются примеры интеграции продуктов в учебный процесс в качестве замены иностранным. Многие российские разработчики либо самостоятельно проводят системные мероприятия для образовательных учреждений по организационной и методической поддержке, либо принимают участие в различных межвузовских встречах или конференциях ИТ- и академических ассоциаций по вопросам обучения. На такие встречи также приглашаются школы и различные профильные образовательные организации, проявляющие интерес к внедрению отечественных программных решений в учебный процесс.
Распространяется практика самостоятельной разработки ИТ-компаниями или совместной с предприятиями специальных учебных курсов для профессорско-преподавательского состава. Российские ИТ-вендоры поддерживают различные инженерные олимпиады, выступают в качестве партнеров в школьных и вузовских конкурсах, проводят собственные ежегодные соревнования по 3D-моделированию и инженерным проектам для повышения престижа инженерных профессий.
Сейчас многие ИТ-компании запускают специальные программы поддержки академической среды и развития кадрового резерва. В рамках этих инициатив образовательные организации получают лицензии, могут проходить обучение и бесплатную сертификацию владения навыками работы с отечественным ПО.
Опыт показывает: предоставление академических лицензий, технической и консультационной поддержки, ведение просветительской работы недостаточно для решения вопроса перехода на массовое использование отечественного инженерного ПО в образовательных организациях. Интеграция российских решений в процесс обучения происходит быстрее и результативнее при использовании концепции развития трехстороннего диалога: «Вендор» — «Предприятия» — «Учебные заведения».
ИТ-компании работают с промышленностью, собирают обратную связь от предприятий для определения текущих потребностей. Например, к нам часто от заказчиков приходит запрос помочь организовать выстраивание системы обучения будущих кадров в профильных учебных заведениях. Предприятия выделяют целевые места и активно сотрудничают с образовательными организациями и хотят быть уверены, что по окончании обучения получат специалистов, которые будут соответствовать их требованиям и ожиданиям, иметь знания об отраслевых производственных и технологических процессах, уверенно работать в программных продуктах, используемых на предприятии. Имеющаяся практика подтверждает, что трехсторонний диалог «Вендор» — «Предприятие» — «Учебные заведения» конструктивнее, когда ИТ-компания выступает в роли не просто участника, а организатора и фасилитатора, а также делится знаниями о способах эффективного использования своих программ в соответствии с задачами промышленности.
По результатам личного общения с предприятиями и вузами было выявлено, что для интеграции в процесс обучения отечественных программных продуктов часто возникает вопрос: с чего начать и что делать. В первую очередь просят дать «методичку». Как один из возможных путей решения может быть предложен следующий вариант из личной практики. Провести серию глубинных интервью с заказчиками и образовательными учреждениями, собрать обратную связь в том числе и от отдела продаж, внедрения и партнеров, провести свои или использовать результаты публичных опросов и на основе выявленных потребностей разработать комплексный подход к интеграции технологий в обучение. Прежде всего делается оценка и сверка с чек-листом текущей ситуации взаимодействия учебного заведения и предприятия. Далее по результатам проведенного анализа определяются необходимые этапы встраивания программных продуктов в подготовку будущих специалистов для предприятий и вырабатываются рекомендации «как сделать». К сожалению, на данный момент нет универсального решения: каждая ситуация, как с учебным учреждением, так и с предприятием является ситуационно-индивидуальной. Тем не менее уже есть стандартные «триггеры», которые нужно учесть в чек-листе: список основных работодателей выпускников, преподаваемые дисциплины и выпускаемые специальности, наличие программно-аппаратного обеспечения, наличие кадров, готовых к обучению, основные драйверы и препятствия для перехода. Это лишь минимальная база, которая должна быть включена в оценку.
Главным остается заинтересованность в переходе со стороны образовательной организации и предприятия. Например, запрос от потенциальных работодателей на специалистов со знанием определенных программ, наличие целевых мест будут существенной мотивацией как для учебных заведений, так и для студентов.
Хочется отметить, что во многих ИТ-компаниях и наша не исключение сформировано направление по развитию академических инициатив. Для поддержки академической/образовательной среды мы разработали специальную программу «Факультет САПР». В рамках этой инициативы образовательные организации получают академические лицензии, могут пройти бесплатную сертификацию владения навыками T-FLEX CAD, стать участниками серии обучающих и просветительских онлайн вебинаров «Школа САПР», ближайшая из которых состоится уже в январе. Сотрудники этих направлений оказывают консультационно-экспертную поддержку учебным организациям и предприятиям по вопросам использования российских технологий в обучении.
Мы, как разработчики инженерного ПО и PLM-систем, понимаем, что высокий инженерный потенциал страны невозможно сформировать без тесного сотрудничества с учебными заведениями. Именно поэтому активно развиваем программы поддержки для них, чтобы каждый преподаватель и учащийся имел возможность использовать российские программные решения для обучения.
(1) «Обзор АРПП: 20% регионов РФ используют отечественное ПО для сдачи экзамена по информатике — АРПП «Отечественный софт»»
(2) Аналитическое исследование «Импортозамещение профессионального программного обеспечения в техническом образовании в вузах России.» АНО «Цифровая экономика». АНО ЦЭ представила результаты аналитического исследования «Импортозамещение профессионального программного обеспечения в техническом образовании в вузах России»
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



