Что происходит на рынке электромобилей в КНР: тренды и прогнозы
Дарья Сапунова, директор по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор», рассказывает о тенденциях развития китайского рынка электромобилейС 2014-го занимает руководящие позиции в компаниях, работающих в сфере торговли. С 2023-го является директором по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор»
В 2023 году китайский автомобильный рынок впервые в истории перешагнул отметку в 30 миллионов реализованных машин. Такие показатели раньше не демонстрировал ни один рынок в мире. При этом почти треть всех продаж — 9,495 из 30,094 млн машин — приходится на электромобили и гибриды.
Экспорт электромобилей из Китая в прошлом году составил 1,727 млн машин. Это 33% от всего китайского автомобильного экспорта (5,221 млн) и 30% от общего числа электромобилей, проданных за пределами КНР.
В России по состоянию на 1 января 2024 года было зарегистрировано 39 100 электромобилей, почти половина из них (14 089 машин) была куплена в 2023 году. В первом квартале 2024-го продажи электромобилей выросли в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о растущем интересе к «электричкам». Причем раньше на российском рынке преобладали модели Tesla и Nissan Leaf, а сейчас предлагается уже 19 моделей электромобилей, и 16 из них — китайских брендов.
Китайский автомобильный рынок, не достигнув высот в области изготовления авто с ДВС, стратегически переориентировался на развитие отрасли электромобилей. Выпускать их проще, особенно в условиях массовой автоматизации производства. Легче организовать полный привод (поэтому среди электромобилей с полным приводом выбор больше, чем среди бензиновых аналогов). Кроме того, такие машины проще и дешевле в эксплуатации.
На ранних этапах главную роль в привлечении интереса заказчиков к электромобилям и обеспечении их приемлемой стоимости играли государственные субсидии. Сейчас они сократились, хотя, конечно же, по-прежнему имеют большое значение. Например, в 2022 году китайская компания BYD получила от государства 2,1 млрд евро на развитие «зеленых технологий». Это, вероятно, повлияло на розничную стоимость электромобилей BYD, несмотря на то что сам производитель утверждает обратное.
Как бы то ни было, сегодня ключевыми факторами снижения цен становятся эффект масштаба и накопление технологий.
Так, продолжают развиваться технологии производства батарей. Например, за последние пять лет были созданы железо-фосфатные батареи. Они дешевле никель-кобальтовых, но приближаются к ним по плотности хранения энергии, а потому могут использоваться не только в автобусах, но и в легковых автомобилях. Недалек и тот день, когда литий-ионные батареи будут заменены натрий-ионными. Их массовым выпуском уже занимается крупнейший в мире китайский производитель батарей CATL. Кроме того, компания ведет разработку твердотельных аккумуляторных батарей: 900-вольтовая твердотельная батарея CATL, которой оснащена премиальная модель SAIC IM LS6, обеспечивает сверхбыструю зарядку и запас хода до 1 тыс. км.
Развитие рынка китайских электромобилей происходит в нескольких направлениях. Один из главных трендов — акцент на люкс-сегмент. Массовый рынок в Китае уже насыщен большим количеством бюджетных версий электромобилей с железо-фосфатной батареей объемом 39 кВт·ч и базовым набором функций. Так что конкурентная борьба сейчас ведется в основном в сфере производства автомобилей с запасом хода более 1000 километров, комфортом бизнес-джета и высококачественной мультимедийной системой, напоминающей домашний кинотеатр.
Во-вторых, продолжается работа, направленная на увеличение запаса хода автомобилей, которое достигается в основном благодаря прогрессу в области производства батарей и приводов.
Наконец, все больше машин оснащается сенсорными экранами. По сравнению с традиционными кнопками и рычагами они дешевле в производстве и удобнее. Кроме того, потребители уже привыкли к сенсорным интерфейсам на своих мобильных устройствах.
Результаты всех этих изменений мы довольно скоро увидим в России.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты