РБК Компании

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа

Эксперт Маргарита Колосова показывает на примере бренда экологичных средств для стирки, который выходит на маркетплейсы со своей продукцией
Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа
Маргарита Колосова
Маргарита Колосова
Аналитик Brand Analytics

Помогает понять и полюбить аналитику соцмедиа

Подробнее про эксперта

Маркетплейсы, хотя и плотно вошли в жизнь россиян, продолжают привлекать как новых продавцов, так и покупателей, охватывая новую аудиторию. В 2023 году, по данным исследований, маркетплейсы снова показали рост трафика и объема транзакций. Игнорировать эти площадки для брендов значит упускать большой сегмент целевой аудитории в e-commerce. Но и старт продаж там — вызов для компании.

Зайти на маркетплейс только на основе данных самой площадки — возможно. Есть множество сервисов, которые помогают проанализировать спрос на маркетплейсах и подобрать ключевые слова для оптимизации карточки продукта. Но у такого подхода — ограниченный потенциал привлечения целевой аудитории, и для масштабирования потребуются новые инструменты и выход на другие площадки соцмедиа.

Социальные медиа — это все платформы, где пользователи могут оставлять комментарии и делиться мнением: от соцсетей и форумов до сайтов с отзывами и онлайн-карт.

Аналитика соцмедиа помогает лучше узнать вашу целевую аудиторию: ее запросы, ожидания, каналы коммуникации, паттерны поведения и так далее.

Как это сделать, покажем на примере бренда экологичных средств для стирки, который выходит на маркетплейсы со своей продукцией.

Давайте пройдем путь отечественного производителя экологичных средств для стирки, который решил выйти на маркетплейсы со своей продукцией. Это универсальные рекомендации, они подойдут не только непосредственно производителю, но и реселлеру.

Почему именно средства для стирки

Мы выбрали для примера производителя средств для стирки (порошки, гели, капсулы) потому, что это очень интересный продукт, опыт работы с которым можно экстраполировать на другие товарные категории.

Во-первых, бытовая химия по популярности входит в топ заказов на маркетплейсах, наряду с обувью и одеждой.

Во-вторых, у экологичных средств для стирки несколько отличных друг от друга больших сегментов целевой аудитории, которые могут, но далеко не обязательно будут, пересекаться:

  • молодые мамы, которые выбирают порошки или гели для стирки детских вещей;
  • аллергики, которые щепетильно относятся к составу бытовой химии;
  • люди, которые придерживаются экологичного образа жизни.

Это добавляет разнообразия результатам исследования соцмедиа и полученным инсайтам.

Выбираем товарную нишу

Эксперты по работе с маркетплейсами рекомендуют не выходит сразу с широким ассортиментом на все возможные площадки, а тестировать разные продукты и платформы.

Таким образом, первый шаг для старта продаж на маркетплейсах — решение, с каким именно продуктом или категорией и на каких площадках будет эффективно начать размещение.

Чтобы выбрать нишу, нужно оценить востребованность продукта, одним из признаков которой является обсуждаемость в соцмедиа. 

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа — Востребованность средств для стирки в течение года
Приблизительная оценка инфополя экологических средств для стирки за 12 месяцев

По предварительной оценке, больше всего сообщений, включая отзывы, по теме экологических средств для стирки опубликовано на Ozon. При этом сезонность обсуждений приходится на октябрь-ноябрь при достаточно ровной обсуждаемости в другие периоды.

Таким образом можно оценить обсуждаемость разных категорий продукции. Например, отдельно посмотреть, как много говорят про средства для стирки, для мытья посуды и для уборки, чтобы выбрать наиболее обсуждаемый и популярный сегмент.

Типы сообщений на маркетплейсах

На основных маркетплейсах есть возможность не только оставлять оценку товару, но и задавать вопросы продавцу (у продавцов, соответственно, есть возможность отвечать на комментарии). Такие сообщения могут занимать 10-20% от общего числа сообщений о товарах на платформе, включая оценки без текста.

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа — Распределение сообщений на маркетплейсах по типам
Данные за апрель 2024 года в системе Brand Analytics

Выбираем конкретный продукт

В одной продуктовой категории может быть несколько продуктов. Чтобы решить, на какой из них делать упор в продвижении на маркетплейсах, рекомендуем провести продуктовый анализ с помощью аналитики соцмедиа.

Сделать это можно несколькими способами:

  1. В общих чертах оценить популярность с помощью метода, о котором говорили в разделе «Выбираем товарную нишу»;
  2. Собрать упоминания категории в целом и выделить определенные товары и группы товаров с помощью тегирования.

Оформляем карточку товара

Карточка товара — пожалуй, главный инструмент продажи на маркетплейсе. Это отдельная страничка продукта с фотографиями, информативным и привлекательным описанием и техническими характеристиками. От ее качества во многом зависит выдача товара в поиске на маркетплейсах:

  • В топ попадают карточки, оптимизированные для поиска, по аналогии с классическим SEO;
  • На выдачу влияет количество возвратов товара, который, в свою очередь, зависит от соответствия продукта ожиданиям покупателя;
  • Чем подробнее заполнена информация о товаре, тем по большему количеству запросов будет показываться продукция.

Поэтому карточка товара должна быть технически правильно оптимизирована и формировать корректные ожидания от продукта, рассказывая, чем он будет полезен пользователю.

Контент-анализ упоминаний товара помогает обнаружить слова, которыми его описывает пользователь. Жаргонные фразы можно использовать в тексте карточки наряду с официальными терминами для совершенствования описания.

Чтобы найти истории пользовательского опыта и изучить язык, которым описывают продукт клиенты с помощью системы мониторинга и аналитики соцмедиа:

  1. Исключили маркетплейсы с помощью фильтрации по источникам. Так как название и формат товара там указаны в заголовке, пользователи редко используют собственные формулировки;
  2. Отфильтровали WOM-сообщения. Это позволило исключить из анализа рекламные публикации.

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа — WOM-сообщение в Brand Analytics

Например, аналитика упоминаний показала, что пользователи иногда используют формулировку «средство»: средство для стирки, эко-средство — вместо более конкретного гель или порошок. И далеко не всегда — в обобщающем значении, в таком случае определить формат продукта можно по контексту.

Узнав нишевые и жаргонные термины, вы сформируете такое описание, благодаря которому вас найдет максимум целевой аудитории.

Также, проанализировав пользовательские сообщения, можно найти, ради решения каких задач на практике используется тот или иной продукт. Порой оказывается, что люди используют продукт не так, как это задумывалось изначально. Понимание задач целевой аудитории позволит привлекательнее рассказать о товаре.

В описании на маркетплейсе лучше использовать только реальные характеристики продукта. Качественная оптимизация сыграет во вред продвижению, если создаст у большого количества пользователей неверные ожидания — это может привести к росту негативных оценок или возвратов товара.

После того, как выявили основные тренды на товары для стирки, решили оценить сезонность контекстуального спроса. Например, активность обсуждения и покупки средств для стирки вообще и тех средств, что выводят пятна травы — различается. Для проверки гипотезы о сезонности тоже использовали функцию поиска по архиву.

Исследование показало, что способы вывести пятна травы чаще всего ищут в мае-июле, плато среднего спроса приходится на август-октябрь, а с ноября по апрель сохраняется максимально низкий спрос.

Сезонность можно использовать в продвижении двумя способами:

Во-первых, изменять описание в соответствии со спросом. В моменте карточка товара потеряет позиции, но в будущем может вырасти сильнее за счет органического трафика. Это эффективный инструмент для работы с долгосрочными трендами.

Во-вторых, доносить ценность продукта в рекламных кампаниях, например, в соцсетях или непосредственно на маркетплейсах в период тематического спроса. Это можно делать с помощью обновления слогана или креатива — делая упор на сезонное качество товара.

Продвигаем товар

У маркетплейсов есть собственные инструменты для рекламы на платформе, а также контент-маркетинга.

Но, чтобы привлечь потенциальных клиентов и сформировать новую для них потребность, важно использовать внешние площадки для коммуникации с пользователями. Найти подходящие каналы поможет аналитика соцмедиа.

Выбираем инфлюенсеров

Автоматически список авторов упорядочен по количеству их сообщений в теме. Однако большой объем сообщений не всегда приводит к качественным коммуникациям, и на вершину рейтинга по числу сообщений могут попасть рекламные аккаунты, которые массово размещают сообщения на разных страницах в соцмедиа.

Настоящие лидеры мнений — это авторы с большой аудиторией и высокой вовлеченностью. Чтобы найти их, нужно отсортировать список по соответствующему параметру.

Этим способом можно не просто выбрать уже показавших эффективность блогеров и группы в соцсетях, но и в будущем найти адвокатов бренда, которые будут инициативно делиться опытом использования продукта.

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа — Лидеры мнений и популярные сообщества
Авторы на тему эко стиральных порошков с наибольшей вовлеченностью

Используем для рекламы частотные слова

Глубокий качественный анализ сообщений (о котором мы говорили в разделе «Оформляем карточку товара») можно дополнить оперативным количественным анализом частотных терминов.

Популярные слова в рекламных сообщениях работают как маяки. Они помогают пользователям ориентироваться в потоке упоминаний разных продуктов и соотнести новый товар с понятным и знакомым им сегментом.

Например, вот такое облако слов получилось при аналитике сообщений в соцмедиа после исключения маркетплейсов.

Как продвигаться на маркетплейсах с помощью аналитики соцмедиа — Облако слов по теме экологичных средств для стирки

Это не только подсвечивает важные ключевые слова и инсайты по использованию продукта, но и помогает отфильтровать сообщения. Например, на 38 месте по популярности в теме экологичных стиральных порошков оказалось «уважение». Оно напрямую не относится к товару, но позволяет вычленить особый сегмент сообщений.

Фильтрацией сообщений со словом «уважение» удалось найти большой массив ответов продавцов на маркетплейсах. Это может быть полезно в нескольких случаях:

  • Для анализа таких сообщений и формирования уникального TOV (Tone of Voice) в коммуникациях;
  • Для исключения ответов продавцов из исследования.

Это нужно, например, для аналитики вопросов пользователей на маркетплейсах, чтобы узнать, что интересует потенциальных клиентов. 

Анализируем обратную связь

Отзывы на товар могут появиться не только непосредственно на маркетплейсе, но и на внешних специализированных площадках и в других социальных медиа. Обратная связь бывает везде, где есть пользователи. Страницы продукта на сайтах-отзовиках тоже нужно учитывать при мониторинге.

Что делать дальше

Мониторинг и аналитика соцмедиа — это гибкий процесс. Опыт решения с его помощью одного блока задач можно экстраполировать на другие.
Например, навык выбора лидеров мнения для рекламной кампании нового продукта можно использовать для поиска амбассадоров и адвокатов бренда. А чтобы увеличить число упоминаний продукта и усилить поток обратной связи, рекомендуем инициировать создание продуктовых страниц на сайтах-отзовиках. Найти такие площадки помогает аналитика отзывов на конкурентов.

Оценить эффективность продвижения можно не только по росту продаж, но и по частотности и активности обсуждения товара. А чем больше продукт обсуждают — тем больше новых людей о нем узнают. В свою очередь, знание напрямую влияет на продажи.

Продвижение на маркетплейсах не ограничивается самими e-com платформами и затрагивает все соцмедиа-площадки. Поэтому важно уметь с ними работать и анализировать данные.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.01.2013
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г Москва, ул. Нобеля (инновационного центра Сколково Тер), пом 47
ОГРН 1137746018156
ИНН / КПП 7727796050 773101001
Среднесписочная численность78 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Романов переулок, д. 4
Телефон +74951059501

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия