Как WMS может повысить скорость отгрузки на маркетплейсы
Александр Павлов, эксперт по внедрению WMS рассказал как автоматизация повышает эффективность отгрузки на платформах электронной коммерцииГенеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Для успешной торговли на маркетплейсах оптимизация процессов складской логистики от приема товаров до отгрузки заказов является критически важной задачей, потому что платформы диктуют ряд обязательных условий, которые необходимо выполнять бизнесу:
1. Поддержание высокого объема заказов
Платформы электронной коммерции характеризуются большим количеством представленного ассортимента, это требует от компаний использование пропускной способности складских помещений на максимальную мощность и постоянного пополнения линейки товаров, чтобы не отставать от конкурентов.
2. Соблюдение требований к срокам доставки
Маркетплейсы устанавливают жесткие временные рамки для обработки и доставки товаров потребителям, это сказывается на необходимости постоянной оптимизации таких операций как «сборка», «комплектация», «отгрузка», важно сохранять высокую точность учета во время проведения инвентаризаций и соблюдать установленные графики поставок, а также следить за полнотой предоставления сопроводительной документации (акт приема/передачи продукции, товарные накладные, товарные части ТТН и т.п.). Некоторые платформы требуют дополнительно подтверждать качество и безопасность, например, за счет предоставления актуальных деклараций о соответствии и сертификатов на товары.
3. Постоянное изменение ассортимента
Широкий ассортимент в онлайн торговле требует от складов непрерывно осуществлять мониторинг рынка и оперативно реагировать на сезонные пики, чтобы не нести потери и издержки, не допускать возникновения дефицита или излишков товаров. Необходимо анализировать историю покупок, отслеживать топовые и убыточные позиции, оперативно осуществлять пополнение запасов в зависимости от аналитики данных.
4. Требования по стандартизации
У каждой платформы установлены свои правила по стандартизации основных операций касательно выгрузки, упаковки, маркировки, соблюдения установленных запретов на категории товаров, графиков поставок, дополнительных требований к транспорту в части соблюдения габаритов (по ширине кузова, высоте борта). В случае возникновения риска возврата должны быть отработаны регламенты по входному контролю, ремонту или утилизации, повторному внесению товаров в учетную систему. Несоблюдение стандартов может привести к штрафам и блокировкам, а также дополнительным ресурсам на исправление несоответствий.
Для соблюдения всех условий в полной мере собственникам бизнеса в сфере складской логистики необходимо не просто планировать автоматизацию процессов, но и использовать дополнительные настройки WMS для эффективной интеграции склада с системами учета маркетплейсов, выполнения всех требований по работе с поставщиками. Интеграция позволяет осуществлять обмен данными в части наличия, статуса и передвижения товаров и осуществлять точные прогнозы по пополнению ассортимента, оптимально планировать отгрузки и не допускать ошибок.
В этой статье рассмотрим, как WMS помогает повысить скорость отгрузки заказов на маркетплейсы до 30 %, оптимизирует документооборот и влияет на основные показатели производительности работы склада.
Автоматизация склада для маркетплейсов
Существует несколько типов складов, которые используются маркетплейсами, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Выбор оптимального типа зависит от ряда факторов, таких как объем продаж, ассортимент товаров, бюджет и стратегические цели платформы для электронной коммерции. Если говорить в общем, это:
- внутренние склады, которые принадлежат самому маркетплейсу и находятся под его полным контролем, такие склады позволяют обеспечить максимальный контроль над процессом хранения и отгрузки товаров, а также гарантируют высокое качество обслуживания клиентов за счет оперативного реагирования на претензии и рекламации.
- аутсорсинговые склады (3PL) или склады ответственного хранения, платформы могут передавать управление складскими операциями сторонним логистическим провайдерам, такой подход позволяет сэкономить на затратах, связанных с приобретением и обслуживанием складской инфраструктуры, значительно повысить эффективность цепочки поставок и большую часть планирования и контроля перекладывает на поставщика.
- гибридная модель, в некоторых случаях маркетплейсы используют комбинированный подход, сочетая собственные склады с аутсорсинговыми услугами. Такая модель позволяет оптимизировать затраты и гибко реагировать на изменения спроса, эффективно управлять затратами.
- распределительные центры, РЦ предназначены для централизованного хранения и распределения товаров по широкой географии присутствия, они играют важную роль в обеспечении быстрой доставки и доступности товаров для конечных потребителей.
- фулфилмент центры предоставляют полный спектр услуг, включая приемку, хранение, упаковку, отгрузку и доставку товаров. Маркетплейсы могут использовать ФЦ центры для обработки заказов, что позволяет им сосредоточиться на развитии своей платформы и привлечении новых клиентов.
- пункты выдачи заказов выдают заказы конечным потребителям и их задача осуществлять оперативный контроль в части управления возвратами, оперативно реагировать на пересортицы и управлять возвратами.
К основным критериям выбора типа склада относится объем продаж, ассортимент, используемые технологии в управлении процессами складской логистики, бюджет и локация компании. Система управления складом WMS охватывает все ключевые этапы операционной деятельности склада «приемка», «хранение», «комплектация», «отгрузка», «инвентаризация», «контроль качества» и приносит ряд конкурентных преимуществ, таких как:
- повышение точности и эффективности, автоматизация процессов минимизирует ошибки, связанные с ручным вводом данных и повышает скорость выполнения операций, что отражается на увеличении показателей производительности персонала, встроена возможность формировать необходимые отчеты по выполнению KPI каждым сотрудником склада.
- оптимизация использования складских площадей, система позволяет эффективно планировать размещение товаров, учитывая характеристики и частоту отгрузки, контролирует оборачиваемость и ведет аналитику данных в режиме реального времени для прогнозирования ассортимента, внедряет адресное хранение.
- улучшение контроля запасов, WMS обеспечивает многоступенчатый контроль за качеством и безопасностью товаров, контролирует условия хранения (такие как температура и влажность) предотвращает возникновение дефицита и переизбытка, следит за выполнением принципов FIFO.
- повышение точности прослеживаемости, программное обеспечение позволяет отслеживать движение товаров на всех этапах, от приемки до отгрузки и своевременно сигнализирует о несоответствиях, что позволяет принимать управленческие решения, основанные на фактах, а также фиксировать ошибки работников склада для применения мотивационных мер.
WMS для маркетплейсов должна быть совместима с различными платформами электронной коммерции, ERP-системами и системами управления поставщиками, осуществлять мульти-вендорную поддержку, управлять запасами от множества селлеров, распределять заказы на основе различных критериев (оборачиваемость товаров, стоимость хранения и упаковки, стоимость доставки), эффективно управлять возвратами и обменом товаров.
Также интеграция позволяет получать отчеты по остаткам и спросу, что дает возможность принимать решения по улучшению ассортимента и оптимизации рабочих операций. Несмотря на явные преимущества, интеграция склада с маркетплейсами представляет собой сложный и многогранный процесс, сопряженный с рядом задач, таких как:
- разнообразие API и протоколов. Каждая платформа имеет свой собственный API и требования к обмену данными, что усложняет разработку единой системы интеграции.
- непрерывность синхронизации данных. Необходима постоянная синхронизация данных о запасах, ценах и статусах заказов между складской системой и маркетплейсами.
- обеспечение безопасности данных. Передача конфиденциальной информации между системами требует надежных механизмов защиты от несанкционированного доступа и рисков потери данных.
Использование WMS автоматизирует процессы приема, хранения, комплектации и отгрузки товаров, минимизирует ошибки и сокращает время выполнения заказов, помогает избежать переполнения склада. Благодаря автоматизации уровни запасов всегда находятся в оптимальном состоянии на основе аналитических данных системы о продажах, прогнозов спроса и сроков поставки. Одним из важнейших показателей эффективности работы маркетплейсов является скорость отгрузки, потому что многие платформы учитывают этот показатель при ранжировании товаров в результатах поиска и система управления складом помогает поддерживать его на высоком уровне.
Скорость отгрузки товаров на маркетплейсы
Потребители, которые заказывают товары на платформах электронной коммерции ожидают быстрой и эффективной доставки, задержки могут привести рискам негативной репутации, поэтому автоматизация основных этапов операционной деятельности является необходимостью.
Преимущества использования WMS для ускорения отгрузки на маркетплейсы состоят в следующем:
- автоматизация процессов: автоматизируются ручные задачи, такие как «приемка товара», «упаковка», «маркировка» и «формирование заказов». Это не только экономит время, но и ресурсы на исправление ошибок в случае возвратов.
- оптимизация размещения товаров: товары на складе распределяются наиболее эффективным способом, учитывая частоту их заказа, размеры и другие характеристики, что сокращает время поиска нужных позиций и ускоряет сборку заказов. WMS позволяет эффективно организовать хранение товаров, что приводит к экономии места и ресурсов.
- управление запасами в режиме реального времени: предоставляется точная информация о наличии товаров на складе, что позволяет избежать перегруза или дефицита, вынужденных простоев складских площадей, пересортиц.
- повышение уровня обслуживания клиентов: быстрая и точная обработка заказов приводит к увеличению удовлетворенности клиентов.
Давайте рассмотрим, как автоматизированная система управления складом интегрируется с платформой электронной коммерции и влияет на скорость отгрузки заказов на примере внедрения AS WMS.
Когда покупатель на маркетплейсе оформляет покупку, заказ автоматически поступает в автоматизированную систему управления складом. WMS проверяет наличие товара на складе и формирует оптимальный маршрут сборки, далее работники сканируют штрихкоды товаров, чтобы избежать ошибок и комплектуют заказ. После сборки система генерирует этикетку для отгрузки и осуществляет обмен данными с курьерской службой, в итоге потребитель получает уведомление о статусе заказа в режиме реального времени и может отслеживать все этапы своей покупки. То есть WMS берет на себя важную функцию в части планирования, контроля и управления всеми несоответствиями на протяжении всей логистической цепочки и это отражается на показателях работы склада. В общем, система может повысить скорость отгрузки на 30 % за счет отладки ключевых этапов операционной деятельности склада.
В одном из кейсов благодаря использованию технологии штрихкодирования был исключен человеческий фактор, и ошибки сведены к нулю. Система незамедлительно сигнализировала о расхождениях и несоответствиях посредством сообщений на ТСД. Также после автоматизации этапа «сборка» заказов для маркетплейсов были подключены мобильные принтеры этикеток. В связи с возможностью системы вести электронный документооборот и формировать всю необходимую отчетность количество бумажных носителей уменьшилось на 40%. Количество пересортов снизилось до 90%, производительность персонала повысилась на 40%, и все это незамедлительно отразилось на скорости формирования заказов.
Автоматизация происходила в несколько этапов:
- формирование рабочей группы (из числа работников склада и специалистов по автоматизации), обсуждение ключевых задач, предварительный оценочный аудит, включающий анализ существующей системы взаимодействия процессов. На основе данных были определены потребности (объем и типы товаров, хранящихся на складе, количество заказов, обрабатываемых ежедневно/ежемесячно, текущие методы хранения, комплектации и отгрузки, программное обеспечение, используемое для управления складом). Дополнительно WMS должна была обеспечить интеграцию с используемыми маркетплейсами для автоматической обработки заказов, обновления складских запасов и отслеживания отгрузок, управлять запасами в режиме реального времени, оптимизировать размещение товаров, вести мониторинг и аналитику данных, генерировать необходимые отчеты.
- установка и настройка модуля в 1С:УНФ для управления продажами на маркетплейсах (создание регистра сведений для заказов интернет-площадок, группировка полученных данных с информацией в регистре, доработка функций запроса с фулфилмент-центров, обновления данных в регистре сведений, возможности получения списка заказов из АПИ, циклический запрос от интернет-площадок за нужный период, тест по загрузке данных с маркетплейсов).
- настройка модуля WMS, который включал в себя подготовку и адаптацию штрихкодирования товаров с платформами маркетплейсов, разработку и ввод адресной системы хранения, настройку топологии склада, автоматизацию этапов «прием», «размещение», «внутренние перемещения», «инвентаризация», «отгрузка».
- тестирование и настройка автоматизированной системы управления складом, установка мобильного приложения на ТСД, настройка прав пользователей, подключение опции печати мобильного принтера этикеток с возможностью генерации этикеток для маркетплейсов. Также были доработаны уведомления системы в случае возникновения несоответствий, например, ошибок в номенклатурах, неверных данных на этикетках и т.д.
- подготовка сотрудников и тренировочный запуск программы обеспечили возможность сотрудникам склада испытать систему в действии и настроить ее для более комфортного использования. Ситуация была аналогична реальным условиям: отбор товаров с помощью терминалов сбора данных (ТСД) для маркетплейсов, процесс сканирования, создание и печать этикеток, а также комплектование заказов и укладка грузов.
- запуск системы в промышленную эксплуатацию и оценка показателей, таких как производительность персонала, скорость отгрузки, количество ошибок персонала и пересортиц.
Приведенные этапы являются типичными при автоматизации процессов складской логистики, поэтому при выборе WMS для маркетплейса важно учитывать специфические требования платформы по стандартизации основных процессов и такие показатели компании как количество поставщиков, объем продаж, тип товаров, технологии хранения, бюджет и ROI, чтобы выбрать оптимальное решение.
В заключении отмечу, что WMS играет решающую роль для склада, который работает с платформами электронной коммерции, она обеспечивает эффективное управление всеми складскими операциями, повышает точность и скорость обработки заказов, улучшает управление запасами и внедряет прозрачную систему прослеживаемости на всех этапах. Интеграция с маркетплейсами после автоматизации позволяет не просто значительно повысить скорость отгрузки, но и улучшить качество обслуживания клиентов, а это сказывается на росте прибыли за счет поддержания высокой конкурентоспособности.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети