Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Обратная сторона РПП: между идеалом и самоприятием

В чем причина мирового всплеска булимии, анорексии и других расстройств пищевого поведения. Разбирается клинический психолог и DBT — терапевт Елена Тетерникова
Обратная сторона РПП: между идеалом и самоприятием
Источник изображения: Freepik.com
Екатерина Тетерникова
Екатерина Тетерникова
Преподаватель программы «Консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения. Нутрициолог» Института здоровья РеФорма в Московском институте психоанализа

Клинический психолог, DBT-терапевт. специалист по работе с нарушениями пищевого поведения. Преподаватель Института здоровья РеФорма и Московского института психоанализа

Подробнее про эксперта

Общественное мнение часто связывает рост РПП (расстройство пищевого поведения) с навязанными извне стандартами красоты. Куклы Барби, модели как Твигги и идеализированные образы блогеров из социальных сетей формируют представление о том, как должна выглядеть современная женщина. Однако этим проблема не ограничивается. 

Тело как Храм

По данным Национального альянса США по расстройствам пищевого поведения, в 2019 году около 14 миллионов человек сталкивались с различными формами РПП. Распространенность этой группы заболеваний продолжает расти: исследования показывают увеличение показателя с 3,5% в 2000–2006 годах до около 7,8% в 2013–2018 годах. Эта проблема требует внимания и серьезного изучения.

Мы живем в эпоху визуального контента, где огромную роль в коммуникации играют изображения, фото, социальные сети. Внешность стала главной формой самовыражения, а несоответствие идеализированным стандартам может вызывать эмоциональное давление даже у здорового человека. Но только этой причины недостаточно, чтобы оказаться в группе риска РПП. В противном случае процент страдающих от расстройств пищевого поведения был бы намного выше тех цифр, которые фиксируют исследования. 

Нереалистичные стандарты красоты: миф или реальность

Недостижимые идеалы внешности — отнюдь не новое явление социума. Они сопровождали человечество во все времена и менялись в зависимости от принятых культурных и эстетических норм. В эпоху Возрождения красивой считалась стройная женщина с мягкими формами: округлый животик был достоинством фигуры. В XIX веке эталоном красоты стали девушки с пышными бедрами. Ради моды дамы заказывали у портных специальные накладки на ягодицы. В конце же XX века в мире начал доминировать культ худобы и контроля, и, чтобы соответствовать новым идеалам, люди готовы прибегать к серьезным мерам. Это тревожный сигнал, однако, риск развития РПП определяется не одним, а тремя факторами: биологическим (генетическим), семейным и только в третью очередь социальным. Разберем, как проявляется склонность к РПП в рамках каждого фактора.

Три фактора, влияющие на развитие РПП

Биологический

Исследования показывают, что предрасположенность к паттернам пищевого поведения и особенностям веса может иметь генетическую основу. Одни гены отвечают за возможность долго выдерживать голод и испытывать при этом достаточный прилив сил: независимо от рациона питания. Другие гены влияют на риск приступообразного переедания: такое поведение возможно только при обусловленной способности поглощать большое количество пищи. Далеко не каждый может съесть пять гамбургеров подряд, как и удерживать стабильный вес в 45 кг. Эти особенности не определяют судьбу человека, но могут повышать его уязвимость.

Семейный

Наши отношения с питанием и собственным телом формируются в детстве и во многом зависят от паттернов поведения, транслируемых родителями. Культ стройного тела не всегда приходит к молодым людям извне: чаще его унаследуют. Если в семье ребенок постоянно наблюдал неудачные попытки диет, получал от старших резкую критику внешности — в будущем у него возрастает риск развития РПП.
Отсутствие модели заботы о теле и здоровье также оставляет негативное влияние. В семьях, где взрослые не формировали культуру питания, оставляя без внимания как внешние изменения, так и здоровье в целом, ребенок не получал опыта заботы о своем теле. И это тоже создает определенный риск в будущем. 

Социальный

Медиа, реклама, соцсети, окружение: оказывают значительное влияние на самовосприятие. Визуальный контент стал основным средством самовыражения: чрезмерный акцент на нем может оказывать эмоциональное давление, нарушать баланс внешнего и внутреннего, побуждать людей казаться, а не быть счастливыми.
Часто забота о внешнем виде превращается в первостепенную задачу, в то время как эмоциональная работа, понимание и принятие себя, свои чувства и потребности должны быть в приоритете. Это лишь один из факторов, и не все, подвергающиеся давлению общества, становятся жертвами РПП.
Важно понимать, что культурная среда усиливает эмоциональное давление, но редко действует в одиночку. Тренды внешности не вызывают РПП, но могут усиливать уже существующие сложности.

Тревожные сигналы

Стремление к привлекательной внешности — неотъемлемая часть человеческой натуры. Статистика показывает, что подавляющее большинство женщин (около 95%) хотели бы скорректировать свой вес в пределах 3-4 килограммов. Важно помнить, что здоровая самокритика и стремление к совершенству не должны превращаться в навязчивую идею, способную негативно повлиять на психологическое состояние. Необходимо соблюдать баланс между желанием улучшить себя и принятием своей индивидуальности.

Тревожными сигналами могут быть:

  • значительные колебания самооценки из-за веса или формы тела;
  • постоянные мысли о еде и контроле питания;
  • ощущение вины, стыда или безысходности из-за изменений веса;
  • диеты и физические нагрузки — единственный способ управлять своими чувствами.

Если ваше эмоциональное состояние слишком зависит от веса, чрезмерная фиксация на внешности вызывает эмоциональный дискомфорт, это повод обратиться за консультацией к психологу или специалисту по расстройствам пищевого поведения. Помощь на ранних этапах особенно эффективна.

Интересное:

Новости отрасли:

BIZNESINALOGI Это уже реклама или еще вывеска

Все новости:

Контакты

Адрес
Москва, ул. Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия