РБК Компании
Главная QSOFT 29 ноября 2023

Форсайт: как увидеть будущее и развивать бизнес с учетом трендов

Генеральный директор и управляющий партнер QSOFT Виталий Чесноков о том, как трендвотчинг поможет развитию бизнеса и как эффективно провести форсайт-сессию
Форсайт: как увидеть будущее и развивать бизнес с учетом трендов
Виталий Чесноков
Виталий ЧесноковГенеральный директор и партнер в компании QSOFT (первого digital-интегратора с экспертизой в A.I. и Machine Learning в России), сооснователь TEAMLY

16-летний опыт работы в digital, включающей знания и навыки как в сфере разработки и интеграции высоконагруженных систем, так и в области управления. Руководит компанией со штатом более 200 человек. Под его управлением оборот достиг шестикратного роста. Экспертиза: — Разработка и интеграция комплексных высоконагруженных систем;— Аудит бизнес-процессов;— Корпорталы (интранет);— Информационные сайты;— A.I. и ML – цифровая трансформация клиентского сервиса;— Кризис-менеджмент.

Подробнее

Что такое форсайт и зачем смотреть в будущее

Форсайт — это формирование видения будущего на основе анализа изменений, которые уже происходят, и прогноза динамики их развития, которые вероятно произойдут в будущем или уже начали происходить в настоящем и имеют интенцию к развитию в перспективе 2–5 лет. Форсайт-сессия выполняется в команде, поэтому каждый участник вносит своим прогнозом вклад в формирование общей картины будущего. 

Зачем проводить форсайт-сессию:

  • Компания вырабатывает ориентиры, которые помогут ей оставаться актуальной на рынке.
  • Команда создает более глубокое понимание контекста, в котором находится бизнес, включая текущую ситуацию, тенденции, вызовы и угрозы. Каждый участник форсайт-сессии становится более погруженным в бизнес и может приносить компании больше пользы.
  • Топ-менеджеры компании лучше видят приоритетные технологии для развития бизнеса и могут гибко планировать бюджеты, что особенно актуально в условиях повышенной неопределенности.

Надо понимать, что форсайт-сессия — это не стратегическое планирование. Она не меняет саму компанию, а лишь выявляет опорные точки будущего.

Форсайт: как увидеть будущее и развивать бизнес с учетом трендов
Практическую значимость для бизнес-форсайта создают тренды и микротренды, которые помогают получить результат в ближайшем и среднесрочном будущем (изображение взято с pro-trendwatching.ru)

Правила форсайт-сессии

Чтобы добиться лучших результатов и получить от форсайта максимум пользы, эксперты рекомендуют придерживаться простых правил:

  • Работать сфокусированно. Форсайт — сложный механический и одновременно творческий процесс. Ничто не должно отвлекать команду от работы. Перерывы важно начинать и заканчивать строго по графику, чтобы поддерживать правильный рабочий ритм.
  • Концентрироваться на реальности. Чтобы уйти от абстракций в духе летающих машин и повсеместной роботизации, команда формирует прогнозы только о событиях и явлениях, которые встречаются в жизни и могут быть объяснены конкретными терминами.
  • Придерживаться достаточности. Если новые высказывания по теме уже не добавляют в диалог существенных идей, в силу вступает правило четырех «Д»: Достаточно, Давайте Двигаться Дальше. Это правило поможет не зацикливаться на одном тренде и охватить как можно больше прогнозов.

На каждой сессии работает ведущий или модератор, который следит за соблюдением правил, а также стимулирует или приостанавливает дискуссию в зависимости от ситуации.

Практика форсайта: как мы проводили сессию

Мы в QSOFT пригласили топ-менеджеров компании, руководителей отделов и наиболее квалифицированных сотрудников. Они привнесли в обсуждение свежие независимые идеи, которые помогли взглянуть на бизнес со стороны, дополняли находки своим опытом. Модераторами форсайт-сессии выступили фасилитатор-эксперт по использованию форсайт-сессий для развития бизнеса Дмитрий Безуглый и эксперт в маркетинге B2B SaaS и IT-продуктов Светлана Берегулина.

Форсайт: как увидеть будущее и развивать бизнес с учетом трендов
Форсайт-сессия в офисе QSOFT

Чтобы работа над трендами получилась эффективной, мы опирались на следующие вопросы:

  • Какие возможности и вызовы несет этот тренд?
  • Какие технологии появятся в рамках тренда?
  • Как законы могут повлиять на тренд или могут появиться под его воздействием?
  • Какие события покажут, что тренд развивается или, наоборот, угасает?

В конце сессии каждый участник поблагодарил коллег, чьи идеи оказались для него наиболее ценными, и выделил 2–3 инсайта, с которыми завершает сессию.

Результат форсайт-сессии — несколько десятков актуальных трендов, которые так или иначе повлияют на бизнес в скором времени. Следующим шагом будет определение наиболее значимых трендов и планирование развития компании с учетом перспектив ближайшего будущего.

Какие тренды в QSOFT определили как наиболее приоритетные

Во время форсайт-сессии в QSOFT определили 24 тренда ближайших лет. Так выглядит топ-10 по влиянию на область системной интеграции — начиная с актуального:

  • Массовое использование ChatGPT.
  • Решения на основе данных.
  • Продуктовый подход.
  • Mobile First (Only).
  • Развитие продуктовых и цифровых экосистем.
  • Рост киберугроз.
  • Low-code и готовые решения.
  • Рост машинного зрения в промышленности.
  • Рост доступности аналитики.
  • Онлайн-потребление.

Также среди трендов были супераппы, рост цифрового шума и кадровый голод — нехватка квалифицированных специалистов, особенно в сфере IT.

Главный тренд ближайшего будущего — ChatGPT

Один из самых обсуждаемых трендов во всем мире — это ChatGPT. Это модель глубокого обучения, используемая в области обработки естественного языка (NLP). Основная причина популярности — способность генерировать человекоподобный текст.

GPT обучается на больших наборах текстовых данных и использует трансформерную архитектуру для понимания и генерации текста. Эта модель имеет огромное количество параметров, что делает ее одной из самых мощных и масштабируемых моделей в области NLP. Для чего используется модель:

  • Автоматическое создание текстов: это одна из наиболее распространенных задач, для которых используется GPT. Модель может генерировать статьи, блоги, посты в социальных сетях, описания продуктов, сценарии и многое другое, что позволяет компаниям экономить время и ресурсы на создание контента.
  • Создание персонализированного контента: GPT можно использовать для генерации рекламных объявлений, сообщений в социальных сетях или электронных писем, ориентированных на определенную аудиторию. Это помогает компаниям обращаться к своим клиентам на более личном и индивидуальном уровне.
  • Улучшение обслуживания клиентов: GPT можно интегрировать в чат-боты, которые могут эффективно отвечать на вопросы клиентов. Такие чат-боты быстро решают проблемы клиентов, что улучшает качество обслуживания и снижает нагрузку на службу поддержки.

GPT — это мощный инструмент для бизнеса, который позволяет создавать качественный контент, улучшать обслуживание клиентов и сокращать затраты на рутинные задачи. Но с помощью форсайт-сессии мы в QSOFT выявили и угрозы, связанные с ботом.

Очевидно, что ChatGPT обращается к открытым источникам, аккумулирует самую разную информацию, включая недостоверную, устаревшую и не основанную на эмпирическом опыте. Это происходит потому, что AI-технологии по определению не способны создавать текст, поскольку их задача — его имитировать, целиком основываясь на референсах.

Известно, что уже сейчас GPT-технологии активно тестируют в медицине и криминалистике, получая удовлетворительные результаты. Есть данные об успешном применении технологии AI в дифференциальной диагностике, лингвистическом сопровождении криминалистических исследований письменного текста и других областях, основанных на анализе огромных информационных массивов. Однако масштабирование технологии на традиционно более «человеческие» направления той же медицины опасно: только человек способен распознать эмоции другого человека.

Форсайт, как метод трендвотчинга, помогает выявлять главные и побочные тренды, анализировать их и развивать бизнес с учетом правильных ставок. Предугадывая изменения, вы сокращаете рисковую зону, а иногда и формируете успешное будущее, заходя в жизнеспособные тренды первыми и оставляя конкурентов далеко позади.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.03.2005
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хорошевский, ул. 5-Я Магистральная, д. 12, этаж Чердак помещение XI
ОГРН 1057746475170
ИНН / КПП 7714594610 771401001
Среднесписочная численность81 сотрудник

Контакты

Адрес 101000, Россия, Москва, Покровский бульвар, 4/17, стр.1
Телефон +74957717363

Социальные сети