Форсайт: как увидеть будущее и развивать бизнес с учетом трендов
Генеральный директор и управляющий партнер QSOFT Виталий Чесноков о том, как трендвотчинг поможет развитию бизнеса и как эффективно провести форсайт-сессию16-летний опыт работы в digital, включающей знания и навыки как в сфере разработки и интеграции высоконагруженных систем, так и в области управления. Руководит компанией со штатом более 200 человек. Под его управлением оборот достиг шестикратного роста. Экспертиза: — Разработка и интеграция комплексных высоконагруженных систем;— Аудит бизнес-процессов;— Корпорталы (интранет);— Информационные сайты;— A.I. и ML – цифровая трансформация клиентского сервиса;— Кризис-менеджмент.
Что такое форсайт и зачем смотреть в будущее
Форсайт — это формирование видения будущего на основе анализа изменений, которые уже происходят, и прогноза динамики их развития, которые вероятно произойдут в будущем или уже начали происходить в настоящем и имеют интенцию к развитию в перспективе 2–5 лет. Форсайт-сессия выполняется в команде, поэтому каждый участник вносит своим прогнозом вклад в формирование общей картины будущего.
Зачем проводить форсайт-сессию:
- Компания вырабатывает ориентиры, которые помогут ей оставаться актуальной на рынке.
- Команда создает более глубокое понимание контекста, в котором находится бизнес, включая текущую ситуацию, тенденции, вызовы и угрозы. Каждый участник форсайт-сессии становится более погруженным в бизнес и может приносить компании больше пользы.
- Топ-менеджеры компании лучше видят приоритетные технологии для развития бизнеса и могут гибко планировать бюджеты, что особенно актуально в условиях повышенной неопределенности.
Надо понимать, что форсайт-сессия — это не стратегическое планирование. Она не меняет саму компанию, а лишь выявляет опорные точки будущего.
Правила форсайт-сессии
Чтобы добиться лучших результатов и получить от форсайта максимум пользы, эксперты рекомендуют придерживаться простых правил:
- Работать сфокусированно. Форсайт — сложный механический и одновременно творческий процесс. Ничто не должно отвлекать команду от работы. Перерывы важно начинать и заканчивать строго по графику, чтобы поддерживать правильный рабочий ритм.
- Концентрироваться на реальности. Чтобы уйти от абстракций в духе летающих машин и повсеместной роботизации, команда формирует прогнозы только о событиях и явлениях, которые встречаются в жизни и могут быть объяснены конкретными терминами.
- Придерживаться достаточности. Если новые высказывания по теме уже не добавляют в диалог существенных идей, в силу вступает правило четырех «Д»: Достаточно, Давайте Двигаться Дальше. Это правило поможет не зацикливаться на одном тренде и охватить как можно больше прогнозов.
На каждой сессии работает ведущий или модератор, который следит за соблюдением правил, а также стимулирует или приостанавливает дискуссию в зависимости от ситуации.
Практика форсайта: как мы проводили сессию
Мы в QSOFT пригласили топ-менеджеров компании, руководителей отделов и наиболее квалифицированных сотрудников. Они привнесли в обсуждение свежие независимые идеи, которые помогли взглянуть на бизнес со стороны, дополняли находки своим опытом. Модераторами форсайт-сессии выступили фасилитатор-эксперт по использованию форсайт-сессий для развития бизнеса Дмитрий Безуглый и эксперт в маркетинге B2B SaaS и IT-продуктов Светлана Берегулина.
Чтобы работа над трендами получилась эффективной, мы опирались на следующие вопросы:
- Какие возможности и вызовы несет этот тренд?
- Какие технологии появятся в рамках тренда?
- Как законы могут повлиять на тренд или могут появиться под его воздействием?
- Какие события покажут, что тренд развивается или, наоборот, угасает?
В конце сессии каждый участник поблагодарил коллег, чьи идеи оказались для него наиболее ценными, и выделил 2–3 инсайта, с которыми завершает сессию.
Результат форсайт-сессии — несколько десятков актуальных трендов, которые так или иначе повлияют на бизнес в скором времени. Следующим шагом будет определение наиболее значимых трендов и планирование развития компании с учетом перспектив ближайшего будущего.
Какие тренды в QSOFT определили как наиболее приоритетные
Во время форсайт-сессии в QSOFT определили 24 тренда ближайших лет. Так выглядит топ-10 по влиянию на область системной интеграции — начиная с актуального:
- Массовое использование ChatGPT.
- Решения на основе данных.
- Продуктовый подход.
- Mobile First (Only).
- Развитие продуктовых и цифровых экосистем.
- Рост киберугроз.
- Low-code и готовые решения.
- Рост машинного зрения в промышленности.
- Рост доступности аналитики.
- Онлайн-потребление.
Также среди трендов были супераппы, рост цифрового шума и кадровый голод — нехватка квалифицированных специалистов, особенно в сфере IT.
Главный тренд ближайшего будущего — ChatGPT
Один из самых обсуждаемых трендов во всем мире — это ChatGPT. Это модель глубокого обучения, используемая в области обработки естественного языка (NLP). Основная причина популярности — способность генерировать человекоподобный текст.
GPT обучается на больших наборах текстовых данных и использует трансформерную архитектуру для понимания и генерации текста. Эта модель имеет огромное количество параметров, что делает ее одной из самых мощных и масштабируемых моделей в области NLP. Для чего используется модель:
- Автоматическое создание текстов: это одна из наиболее распространенных задач, для которых используется GPT. Модель может генерировать статьи, блоги, посты в социальных сетях, описания продуктов, сценарии и многое другое, что позволяет компаниям экономить время и ресурсы на создание контента.
- Создание персонализированного контента: GPT можно использовать для генерации рекламных объявлений, сообщений в социальных сетях или электронных писем, ориентированных на определенную аудиторию. Это помогает компаниям обращаться к своим клиентам на более личном и индивидуальном уровне.
- Улучшение обслуживания клиентов: GPT можно интегрировать в чат-боты, которые могут эффективно отвечать на вопросы клиентов. Такие чат-боты быстро решают проблемы клиентов, что улучшает качество обслуживания и снижает нагрузку на службу поддержки.
GPT — это мощный инструмент для бизнеса, который позволяет создавать качественный контент, улучшать обслуживание клиентов и сокращать затраты на рутинные задачи. Но с помощью форсайт-сессии мы в QSOFT выявили и угрозы, связанные с ботом.
Очевидно, что ChatGPT обращается к открытым источникам, аккумулирует самую разную информацию, включая недостоверную, устаревшую и не основанную на эмпирическом опыте. Это происходит потому, что AI-технологии по определению не способны создавать текст, поскольку их задача — его имитировать, целиком основываясь на референсах.
Известно, что уже сейчас GPT-технологии активно тестируют в медицине и криминалистике, получая удовлетворительные результаты. Есть данные об успешном применении технологии AI в дифференциальной диагностике, лингвистическом сопровождении криминалистических исследований письменного текста и других областях, основанных на анализе огромных информационных массивов. Однако масштабирование технологии на традиционно более «человеческие» направления той же медицины опасно: только человек способен распознать эмоции другого человека.
Форсайт, как метод трендвотчинга, помогает выявлять главные и побочные тренды, анализировать их и развивать бизнес с учетом правильных ставок. Предугадывая изменения, вы сокращаете рисковую зону, а иногда и формируете успешное будущее, заходя в жизнеспособные тренды первыми и оставляя конкурентов далеко позади.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты