Торговля с Китаем: какие ошибки в логистике приводят к потере денег
Михаил Калинин, директор «ЛС-Брокер», рассказал, с какими сложностями сталкиваются компании при организации логистики, и как им оптимизировать расходыЭксперт в международной логистике. Имеет 12-летний опыт жизни в Китае. Поддерживает развитие цифровизации автомобильных перевозках на Дальнем Востоке
Как изменился объем грузоперевозок с Китаем в 2024 году?
По понятным причинам объем вырос. В начале этого года самой оптимальной и стабильной по цене и срокам считалась морская (контейнерная) доставка через порты Владивостока с последующей отгрузкой на ж/д, либо на автоперевозку, на втором месте — железнодорожная контейнерная перевозка.
Во втором полугодии все кардинально поменялось. С увеличением объема и уменьшением пропускной способности, загрузкой терминалов и досмотров в транзитных пунктах сроки доставки по всем видам логистики стали менее стабильными и не прогнозируемыми. Международная Железнодорожная контейнерная перевозка в среднем подорожала на 40%, а доставка морскими контейнерами — на 30%. Стало актуальным формирование автомобильных перевозок, особенно сборных.
На данный момент мы видим высокий спрос на автомобильные перевозки из Китая через переходы Дальнего Востока в западную часть страны несмотря на 20% удорожание автомобильных перевозок по РФ. Однако с августа по октябрь мы столкнулись с пробками на автомобильных переходах КНР-РФ. Это было связано с увеличением объемов перевозки легковых автомобилей и техники из-за повышения утильсборов.
Как организован рынок перевозок между Россией и Китаем?
Его можно разделить на два этапа — перевозки по Китаю и по России. Доставка по Китаю до границы с Россией силами китайских агентов. Их направление — консолидация товаров на своих складах для отгрузки заграницу. Как правило, они имеют склады в производственных центрах КНР: Гуанчжоу, Иу, Нинбо,Чэнду, Пекин и пр. и организовывают отгрузку сборных грузов цельной фурой без перегрузок в промежуточных пунктах. Поэтому у них есть преимущество по срокам и цене перед рядовыми транспортными компаниями Китая.
Доставка по России, после таможенного оформления, осуществляется с перегрузом и без перегруза напрямую до адреса клиента в РФ. Для доставки без перегруза, перевозчик должен иметь лицензию на международные перевозки и водителей с визам. Как правило, такие машины обходятся дороже и их количество ограничено. Наличие складской инфраструктуры, квалифицированного персонала и долгосрочных договоров с перевозчиками на территории РФ позволяет компании делать доставку с перегрузом выгоднее и быстрей.
Как предприятия выбирают брокера и на что ориентируются?
Для оформления импорта важно наличие лицензии таможенного представителя (брокера). Нужно понимать, есть ли у компании в штате сотрудники по внешнеэкономической деятельности, со знанием китайского языка, так как сейчас возникает много вопросов по оформлению груза и организацией перевозки на китайской стороне. Есть грузы, которые попадают под санкции на стороне КНР — это необходимо знать, а также уметь составлять правильные товарно-сопроводительные документы для импорта. Я рекомендую выбирать подрядчиков, которые умеют решать такие задачи.
Как осуществляется ценообразование при заключении договора с брокером и как сэкономить на перевозках?
В стоимость закладывается и содержание автопарка, и его аренда, и трудозатраты специалистов, и складская инфраструктура, определяющие сумму сделки. Клиент сможет сэкономить, если у него в штате есть сотрудник, который подготовит для брокера первичные данные и план производства (отгрузок). Брокер сможет с наименьшими затратами просчитать стоимость, сроки и риски.
Проверте юрлицо брокера — в нашей сфере стало много мошенников, которые заманивают низкими ценами. Смотрите на наличие собственного автопарка, на опыт работы в данной сфере, на отчетность по налогам и прибыли.
Обычно при заключении первой сделки компания дает нам небольшой объем груза, мы просчитываем доставку и условия, доставляем, и если обе стороны все устраивает — продолжаем работу.
Затратно ли организовывать логистику самостоятельно?
Логистика — это значительная статья расходов для бизнеса. Необходимо иметь долгосрочные договоры с подрядчиками, обеспечивая стабильный объем, что приводит к большим затратам помимо штата сотрудников, аренды складов, предоплаты подрядчикам, международных перевозок и т.д. Нужны опытные специалисты в сфере международной логистики, особенно сборных грузов, так как на обучение и администрирование уходит много денег и времени. Необходим тотальный контроль за процессами — для этого я советую внедрять автоматизацию.
Многие привычно работают в Excel, почте, мессенджерах. Информация теряется, на поиски уходит много времени, качественная аналитика отсутствует. Все это приводит к ошибкам и тормозит развитие бизнеса. Без автоматизации сложно отслеживать перемещение груза, выявлять ошибки и оптимизировать расходы на перевозки.
Обучение и продажи тоже требуют автоматизации. Новые сотрудники должны как можно быстрее вливаться в работу и получать большой объем данных. Без автоматизации компания не сможет анализировать и вносить корректировки в свою стратегию. Например, мы увеличили штат IT-отдела в три раза, чтобы быстро реагировать на рынок и изменять процесс продаж.
Эксперты говорят о дефиците кадров в логистике. Насколько сложно найти подходящего специалиста?
Все индивидуально. Изначально нужно учитывать, сколько времени вы готовы потратить на системные собеседования с практическими заданиями. В логистике важно знание и умение работы с ПК и программным обеспечением, например, 1С и Excel-таблиц, стрессоустойчивость, коммуникабельность и наличие опыта решения сложных вопросов.
Многие специалисты боятся, что их заменят IT-технологии. Как вы к этому относитесь?
Без технологий сейчас невозможно работать. Например, мы уже ведем документооборот в 1С и думаем о том, как внедрять искусственный интеллект для переработки и анализа данных. Нововведения не лишают людей работы, наоборот, современные IT-инструменты избавляют от рутинных задач и делают процесс более комфортным.
Российские технологии прекрасно закрывают все потребности в автоматизации логистики. Даже в Китае мы используем 1С на китайском языке на собственных серверах. Также недавно мы подключили «Яндекс Магистрали», чтобы работать с единой базой перевозчиков, обмениваться документами и отслеживать статистику.
Какие рекомендации вы можете дать тем, кто только начинает торговую деятельность с Китаем?
Нужно строго следить за сроками и регулярностью отгрузок в Россию. Есть много продавцов и посредников, которые торгуют профессионально, но не учитывают риски того или иного вида перевозки при выборе подрядчиков, из-за чего терпят убытки как они, так и их клиенты.
Важно наличие контрактов с прямыми перевозчиками, а также присутствие собственных сотрудников и складов в обеих странах. Штатный персонал обеспечивает контроль за качеством работы.
Необходимо обращать внимание и на финансовую сторону:
- через какой банк РФ вы будете отправлять деньги китайским поставщикам, есть ли у банка корсчета в банке получателя в Китае, сможет ли китайский банк-корреспондент перечислить платеж в банк получателя вашего поставщика;
- опыт китайской стороны по работе с платежами из РФ;
- наличие посредника для обеспечения перевода денег в Китай;
- договорные отношения — все условия должны быть учтены в договоре, иначе вы столкнетесь с зависанием средств, а значит бизнес остановится.
И последнее — это прозрачность логистики. Повысить контроль процессов можно с помощью современных технологий — например, через платформу «Яндекс Магистрали» мы отслеживаем статус и находимся на связи с водителями. Перевозчик должен обозначать стоимость и сроки всех этапов, риски и меры контроля. Особенно это важно для сборных перевозок.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль