РБК Компании

Что ожидать в финансовом смарт-контроле в ближайшем будущем

О значении проекта Минфина РФ по созданию единой цифровой среды для организаций, получающих бюджетные ассигнования и о приоритетах финансового смарт-контроля
Что ожидать в финансовом смарт-контроле в ближайшем будущем
Источник изображения: Нейросеть Chat GPT
Ольга Долганова
Ольга Долганова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые технологии», научный сотрудник Института финансовых исследований, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Ведущий консультант-аналитик в ИТ-сфере, зам. директора Центра стратегической интеграции университета, преподаватель на программах бакалавриата, магистратуры, MBA, Executive MBA

Подробнее про эксперта

Два года назад стартовал проект Минфина России по созданию единой цифровой среды для эффективной реализации функций сбора и обработки данных о деятельности организаций, получающих бюджетные ассигнования.

Для компаний, которые реализуют проекты за бюджетные средства, это ближайшей перспективе означает более глубокий анализ их деятельности с помощью цифровых технологий. Прежде всего речь идет о сборе финансовой информации из различных государственных информационных систем, в том числе ГИИС «Электронный бюджет». А у участников пилотного проекта планируют скоро начать собирать данные напрямую из их корпоративных учетных систем (ERP и пр.).

В перспективе возможен сбор и анализ нефинансовой, косвенной информации о функционировании организации из общедоступных Интернет-источников. В данном случае ими могут быть как официальные сайты объектов контроля, социальные сети, форумы, ресурсы СМИ.

Зарубежная практика демонстрирует рост интереса государственных органов к технологиям сбора и анализа подобной информации. Китай, например, давно апробирует такие решения в рамках мониторинга и контроля деятельности коммерческих и некоммерческих структур. И даже пошли дальше — собираются анализировать вторичную информацию, которая содержится в независимых статистических и аналитических исследований.

В России к 2027 году планируется оцифровать процессы базового и расширенного казначейского сопровождения организаций, которые исполняют крупные государственные контракты или за бюджетные средства реализуют, например, масштабные инфраструктурные проекты. В планах развития государственного финансового контроля есть задача создания системы анализа информации об объектах контроля. С помощью технологий обработки больших данных и с применением искусственного интеллекта на основе риск-ориентированного подхода будут прогнозироваться риски несоблюдения подконтрольными объектами своих финансовых обязательств. Это тоже соответствует текущим мировым тенденциям. Аналогичные проекты реализуются в Китае, Сингапуре, Южной Корее, Канаде, Бразилии и т.д.

Но здесь возникает ряд опасений. Какие данные будут собираться и из каких источников? Только ли из официальных?  Или органы власти пойдут дальше, как в Китае и Сингапуре, будут собирать данные, в том числе и из открытых источников. Насколько будут прозрачны используемые алгоритмы искусственного интеллекта? Следом возникают вопросы этичности, доверия к такой информации и объективности результатов анализа.

В данной ситуации есть и положительный аспект для бизнеса — это возможность получения персонализированной обратной связи. Предполагается собирать данные о финансовом положении организации в режиме реального времени. Это позволит осуществлять предупреждающий контроллинг, прогнозировать риски, формировать рекомендации по их предотвращению или снижению. То есть создавать среду для продуктивного взаимодействия, а не постфактного контроля и наказания. Если таким образом будут расставлены акценты в создаваемой системе, то можно ожидать существенного снижения количества и качества нарушений.

Следуя другой тенденции — внедрению ботов-консультантов (как делается в Бразилии, Южная Кореи и Аргентине), превентивный финансовый контроль оцифровывается и в части организации взаимодействия представителей подконтрольных объектов с аудиторами и контролерами. Начиная с коммуникаций по вопросам предоставления отчетной информации, до реализации консультаций по вопросам снижения финансовых рисков. Однако кажется важным учесть опыт государственных и бизнес-структур по созданию действительно полезных ботов, которые смогут квалифицированно помочь.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации29.09.1993
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 49/2
ОГРН 1027700451976
ИНН / КПП 7714086422 771401001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия