Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Мягкое погружение или резкий старт: как в А3 строили систему онбординга

Как мы превратили онбординг из формальности в часть HR-стратегии, рассказала директор по персоналу Наталия Колесова
Мягкое погружение или резкий старт: как в А3 строили систему онбординга
Источник изображения: Личный архив компании
Наталия Колесова
Наталия Колесова
Директор по персоналу

До Платежного сервиса А3 работала в Каско2го (start-up в сфере страхования) Директором по персоналу. В Айти работает с 2014 года, опыт в HR более 15 лет.

Подробнее про эксперта

Многие компании ошибочно думают, что главная битва за таланты заканчивается подписанием оффера. На самом деле, она только начинается. Без продуманной системы онбординга даже самый перспективный кандидат рискует не раскрыть свой потенциал и покинуть организацию в первые месяцы.

Удержание сотрудника становится задачей №1 сразу после его найма, и решается она через качественное погружение в рабочую среду.

О том, как в «Платежном сервисе А3» превратили онбординг в часть HR-стратегии, рассказала директор по персоналу Наталия Колесова.

Онбординг — не формальность, а инвестиция

Почему онбординг так важен для развития компании?

Адаптация — это ключевой элемент корпоративной стратегии в А3, а не просто формальность. Мы выстроили системный подход к этому процессу и уже рассказывали в предыдущих статьях, как создавали HR-бренд.

Наш фокус смещен с простого привлечения талантов на их успешную адаптацию. Бессмысленно инвестировать ресурсы в рекрутинг, чтобы затем оставить новичка один на один с трудностями погружения (далеко не все готовы к такому вызову на начальном этапе). Такой подход не только демотивирует, но и повышает риски их ухода на испытательном сроке.

Сложной задачей было создать систему онбординга, которая подходила бы всем: и новичкам, и опытным специалистам, с разными характерами и навыками. Главное — чтобы каждый чувствовал поддержку и мог быстро включиться в работу.

При этом мы понимали: если сотрудник уходит после трех месяцев адаптации, в которые были вложены силы и время, — это неэффективная трата ресурсов. Такие ситуации у нас случались, и именно они показали, насколько важен продуманный подход к онбордингу.

Стало ясно: одного рекрутинга недостаточно. Нужна система онбординга с первого дня, — делится Наталия.

Эволюция онбординга в А3: от наставничества до комплексной системы

Как в А3 проходил процесс внедрения системы онбординга?

Наш путь не был линейным. Мы пробовали, ошибались и совершенствовали подход.

Этап 1: Эра наставников

Первой стала система наставничества. Мы назначали наставником опытного коллегу из отдела, в который был нанят новый сотрудник. Наставник вел новичка весь испытательный срок и помогал в погружении. Но мы быстро обнаружили минусы:

  • Субъективность: повезло с общительным наставником — отлично. Попался более замкнутый или загруженный — процесс тормозился.
  • Отсутствие контроля: HR-отдел не понимал, как на самом деле идет погружение.

Система была хороша для старта, но для растущей компании ее стало недостаточно.

Этап 2: Добавляем структуру и контроль

Мы усилили наставничество тремя обязательными встречами с HR:

  1. Стартовая: постановка четких задач и ожиданий на испытательный срок.
  2. Промежуточная (на середине срока): оценка прогресса, помощь с трудностями.
  3. Финальная: подведение итогов и планирование дальнейшего развития.

Это добавило прозрачности и дало новичку еще одну точку опоры.

Этап 3: Идеальная система для адаптации

Сегодня наш онбординг — это система, где ни один сотрудник не остается без внимания. Мы соединили лучшее и получили надежный механизм.

Что мы даем новому сотруднику:

  • Welcome-book и тренинг: закрываем все организационные вопросы «на берегу»: когда будет зарплата? Куда сходить на обед?
  • Назначаем наставника на весь испытательный срок;
  • Проводим 3 контрольные встречи с HR;
  • Новенький заполняет чек-лист по первому дню работы, где фиксирует какие доступы ему выдали, был ли 1:1 с руководителем, понятен ли ему план работ на ближайшие дни;
  • Также есть чек-лист первой недели работы, где сотрудник уже отмечает по пунктам какую информацию о компании он уже знает, а где есть пробелы;
  • Проводим регулярные встречи с руководителем: раз в 1-2 недели, чтобы скорректировать задачи и не упустить моменты;
  • Даем анкету по обратной связи: собираем все пожелания, возражения и предложения.

Онбординг — это чувствительный подход для двух сторон. Мы хотим получить ценного сотрудника, но это не стопроцентная гарантия. Зато теперь у нас есть инструмент, чтобы быстро понять: подходим ли мы друг другу. Если да — остаемся вместе надолго.

Это не статья расходов, а инструмент снижения рисков и повышения эффективности. Инвестируя в качественное погружение, вы инвестируете в стабильность и рост всей компании.

Источники изображений:

Личный архив А3

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Финтех-прорыв годаПлатежный сервис А3 стал финтех-прорывом года с продуктом А3.Household
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия