5 красных флагов, которые важно заметить при проверке контрагентов
Эксперт делится с вами лайфхаками, которые не раз выручали за годы работы. Ниже вас ждут 5 не самых очевидных, но важных маркеров при проверке контрагентаCпециализируется на комплексной поддержке операционной деятельности бизнеса, особо концентрируясь на коммерческих вопросах, управлении персоналом, защите персональных данных и разрешении споров.
1.УЧРЕДИТЕЛИ ≠ БЕНЕФЕЦИАРЫ
Почему важно: Большинство контрагентов раскрывают своим бизнес-партнерам информацию только о формальном руководителе компании и ее учредителях. На самом же деле фактически бизнесом могут управлять совсем другие люди. От них может зависеть не только судьба ваших совместных проектов, но и риски взаимодействия с компанией. Так, например, если реальным владельцем бизнеса является лицо, попавшее в списки антироссийских санкций, то сотрудничество с таким бизнесом является априори рискованным. А если вы обнаружили, что бенефициар компании признан банкротом, то велика вероятность такой же участи и его компании.
Что делать:
- проверять структуру владения компанией по любым доступным информационно-правовым базам. Можно использовать СПАРК, Интегрум, Контур.Фокус и иные ресурсы
- запросить информацию о конечных владельцах у контрагента (каждая компания обязана иметь эту информацию и предоставлять гос. органам)
- провести анализ информации о компании в Интернете
2.УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ИНФОРМАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ
Почему важно: На сайтах компаний порой размещается информация о лицензиях, аккредитациях, патентах, членствах в СРО, разных достижениях бизнеса, даже о финансовом состоянии компании. Очень часто контрагенты полагаются на эту информацию и не спешат ее проверять. А на деле оказывается, что лицензия может оказаться просроченной, а аккредитация оформлена на другое юридическое лицо.
Что делать:
- проверять данные по официальным ресурсам, а также по любым доступным информационно-правовым базам. Например, наличие лицензии нужно проверять в ЕГРЮЛ, а также на сайте профильного ведомства, которое занимается лицензированием / аккредитацией в этой отрасли (например: Росздравнадзор или Роструд)
- запрашивать у контрагента документальные подтверждения заявленной информации. Например, если компания позиционирует себя как официальный дилер бренда, то запросите у нее заверенную выписку из дилерского контракта, чтобы не попасться на контрафакт
3.ПРОВЕРЯЙТЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Почему важно: Не все и не всегда можно найти в информационно-правовых базах. Зачастую, чтобы получить важную информацию, приходиться «копать» глубже. Может случиться так, что, проведя duediligence контрагента по своему стандартному чек-листу, вы заключаете контракт и уже в процессе работы узнаете, что, оказывается, 90% людей вашего подрядчика — нелегальные мигранты, которых в любой момент могут депортировать из страны и весь ваш проект окажется под угрозой срыва либо в рамках судебного процесса был наложен арест на счета и имущество компании (такая информация не сразу отображается во всех базах).
Что делать:
- анализировать тексты судебных решений по делам, в которых участвует ваш контрагент. Зачастую суды, при исследовании фактических обстоятельств дела, приводят в решении закрытую информацию, которую вы больше нигде можете не увидеть. Например, можно обнаружить сведения о привлечении руководителя компании к уголовной ответственности за нарушения охраны труда, которые привели к несчастному случаю на строительном объекте. Смотреть базу решений по коммерческим спорам удобно здесь, а по остальным категориям дел — на сайте соответствующего суда общей юрисдикции
- смотреть результаты прохождения государственных проверок можно здесь. Так, негативным маркером будут штрафы за непрохождение проверок, а также вынесенные компании предостережения
4.ДОСТАТОЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В ШТАТЕ
Почему важно: Для того чтобы хорошо и в срок выполнить работу нужны квалифицированные сотрудники. А если в компании их нет или официально всего 1-2 человека, то, помимо срыва проекта, вы можете получить дополнительные вопросы от налоговой по поводу вашего сотрудничества с компанией-однодневкой и неблагонадежным контрагентом.
Что делать:
- проверить количество работников компании с помощью официального сервиса налоговой
- запросить у контрагента актуальное штатное расписание
5.«НЕ ВЕДИТЕСЬ» НА СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Почему важно: Часто можно услышать от контрагентов, что они страхуют свою ответственность и риски клиентов, но на деле это может оказаться не более чем маркетинговым ходом, который не поможет покрыть даже ваши минимальные убытки. Так, нередко правила страхования прописаны таким образом, что вы никогда не получите никакие выплаты.
Что делать:
- если в конкретной ситуации для вас важно быть уверенным, что ответственность контрагента застрахована, запросите у него данные страхового полиса и условия страхования и внимательно с ними ознакомьтесь
- в случае отказа контрагента предоставить условия страхования, вы можете их проверить на сайте страховой компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети