РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как астраханская студия «2F» привлекает инвестиции в стартапы

Созданный в астраханской стартап-студии «2F» проект по развитию подводного робототехнического комплекса «Прометей» привлек финансирование через УВФ
Как астраханская студия «2F» привлекает инвестиции в стартапы
Источник изображения: пресс-служба ПУТП
Вячеслав Рыбакин
Вячеслав Рыбакин
Эксперт федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Эксперт федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», генеральный директор ООО «Стартап-студия АГУ»

Подробнее про эксперта

За два неполных года работы «2F» зарегистрировала более десятка дочерних компаний, которые имеют рыночный потенциал. Среди перспективных разработок — подводный робот, многоцелевой дрон, пектиновый концентрат и цифровые технологии в образовании. Об интересе инвесторов к студенческим стартапам и о том, что нужно улучшить в системе университетского техпреда, рассказал руководитель «2F» Вячеслав Рыбакин.

 — Когда была создана ваша стартап-студия?

 — Стартап-студия «2F» создана на базе Астраханского госуниверситета в ноябре 2022 года. Когда запустился федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», мы подали заявку и выиграли. Так мы вошли в это замечательное русло студенческого техпреда. 

Было понятно, что в этой сфере огромный потенциал, но сказать, что кто-то из основателей стартап-студий пришел в нее с огромным багажом знаний и опыта, было бы преувеличением. Потому так же, как и студенты, мы учимся, нарабатываем компетенции и опыт, делимся им с коллегами в рамках своих вузов и сети студий.

 — На каких направлениях вы специализируетесь, сколько у вас портфельных компаний?

 — У нас несколько приоритетных направлений приложения сил: БАС (беспилотные авиационные системы) — БПЛА, биотех (АПК), робототехника, IT-образование. Технологические домены изначально формировались, исходя из научных компетенций и имеющейся инфраструктуры вуза. Мы взяли уже существующие проекты, а по мере развития собственной экспертизы начали работать с гипотезами, которые в дальнейшем запустим как стартапы.

На сегодняшний день в портфеле студии 11 компаний — действующих юрлиц, до конца года планируем запустить еще порядка 5 стартапов. Регистрация проектов, как юридических лиц, открывает новые возможности для их развития и финансирования.

 — Какой стартап из «2F» вы считаете флагманским с точки зрения перспективы рыночной коммерциализации?

 — Все проекты, которые мы взяли «на борт», в этом смысле перспективные, но большинство пока находится на начальных уровнях технологической готовности. Наиболее продвинутый — подводный робототехнический комплекс «Прометей». Он заменяет труд промышленных водолазов и в автоматическом режиме может проводить обследования и аналитику различных объектов (труб, дамб, причалов, опор мостов и днищ судов), а в случае обнаружения повреждений производить ремонтные работы. К нему уже есть коммерческий интерес.

По «Прометею» мы вышли на подписание соглашения с Фондом «Восход», который выделит финансирование на дальнейшее развитие проекта через университетский венчурный фонд (УВФ). Инвестиции составят порядка 15 млн рублей.

— Речь идет о поточном производстве подводных роботов?

— Пока речь идет о том, чтобы отработать технологию, сделать сам продукт, апробировать его и найти тех b2b-партнеров, которым это интересно и которые готовы в это включиться. И за их счет уже запустить поточное производство и масштабировать бизнес.

 — А другие портфельные проекты?

 — В скором времени будем представлять их УВФ. Так, проект электромагнитного депарафинизатора и портативный автономный тепловой реактор каталитического типа «Патриот» сейчас проходят апробацию созданных приборов, есть интересанты со стороны бизнеса. Проекты «Hydrone» — БПЛА с гибридной энергетической установкой — и «Слайды» — интерактивная платформа, альтернатива западным программам (сервисам интерактивных слайдов) Mentimeter и AhaSlides.

Также можно выделить технологию получения водного пектинового концентрата — соинвесторов из числа промышленных компаний для этого проекта мы уже нашли и по достижении стадии TRL-5 (уровень готовности технологии, на котором уже изготовлен и испытан экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной технологии) тоже будем представлять их УВФ.

— Насколько астраханский бизнес готов поддерживать университетское стартап-движение?

На самом деле с этим пока не все просто, потому что все потенциальные бенефициары хотят изначально видеть продукт, а потом в него вкладываться. На нулевых этапах это для них сложно даже психологически, типичный посыл такой: «Вы сделайте, покажите, а мы подумаем. Если увидим результат, тогда в эту историю включимся». Но мы с такого рода пессимизмом работаем и видим определенные подвижки.

Если сравнивать с 2022 годом, когда мы общались с бизнесом и рассказывали про Платформу и стартап-студии, как один из ее инструментов, они, скажем так, с ухмылкой на это смотрели. Но чем дальше, тем больше стали в эту историю верить. Со стороны бизнеса мы уже видим понимание, практический интерес и получаем обратную связь.

— Как вам сама идея создания Платформы и что можете сказать о ходе ее реализации?

— Скажу так: на первых этапах я сам в эту идею не очень верил, пока не убедился в ее успехе на опыте нашей стартап-студии. Но многие в университетском сообществе не верят до сих пор. На уровне администрации вуза и ППС (профессорско-преподавательского состава) порой приходится разъяснять, для чего это нужно, в чем состоит стратегический план. То есть наверху необходимость запуска Платформы поняли гораздо раньше, чем на местах.

Здорово, что такой проект под эгидой Минобрнауки России запущен. Идея объединить научную среду, бизнес и студентов под эгидой техпреда, напрашивалась давно. Дельные научные проекты и изобретения просто пылились на полках, потому что в университетской среде не было компетенций в части предпринимательской деятельности. Они привыкли получать гранты, выполнять техзадание, а о том, как вывести разработку на рынок, никто не помышлял. Но изобретению на полке цены нет: чтобы оно работало и приносило деньги, нужно выходить на рынок и показывать, искать целевую аудиторию, которая заинтересуется.

 — Что стоит предпринять, на ваш взгляд, чтобы преодолеть эту инертность в университетской среде? 

 — Без вовлечения педагогов, преподавателей двигать университетский техпред будет сложно. Если у студентов есть азарт и амбиции — им интересно поиграть, примерить на себя роль предпринимателя, то педагоги, как люди постарше, этих мероприятий побаиваются, смотрят на них скептически. Поэтому с данной аудиторией нужно прицельно взаимодействовать — мотивировать, обучать и повышать предпринимательские компетенции.

Также в экосистеме Платформы не хватает участия административного персонала, который является руководящим в вузе и, собственно говоря, имеет все рычаги влияния на ППС. Они не очень понимают, как с этим взаимодействовать, какие плюсы получит вуз — из-за этого возникают барьеры. Если мы в сети стартап-студий уже хорошо друг друга знаем, делимся опытом и набиваем свои шишки, то внутри вуза мы параллельно берем на себя роль популяризаторов федпроекта. Когда такая инициатива идет только от нас, получается не так эффективно, как если бы это подкреплялась какими-то вовлекающими мероприятиями сверху. Наверное, это дало бы свои плоды.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.10.2010
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, пр-кт 60-летия Октября, д. 10а
ОГРН 1107799030118
ИНН / КПП 7728116275 772801001

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия