РБК Компании
Главная LAMACON 28 февраля 2024

Как технологии трансформируют управление цепями поставок

Растущее число технологических инструментов в цепях поставок дает возможность непрерывно улучшать процессы, но создает риск «цифрового хаоса»
Как технологии трансформируют управление цепями поставок
Валерия Плохотнюк
Валерия Плохотнюк
Консультант в сфере оптимизационного моделирования цепей поставок

Консультант компании LAMACON, участвует в реализации проектов по трансформации цепей поставок для лидеров ритейла, ecommerce, FMCG, производства и логистики.

Подробнее про эксперта

Цифровизация представляет собой стратегический подход, предполагающий объединение бизнес-процессов на базе общей цифровой платформы. Это требует разработки методологической базы и создания программной платформы. Несмотря на значительный потенциал цифровизации, многие компании сталкиваются с проблемой «цифрового хаоса» из-за разрозненного подхода и недостаточного уровня компетенций персонала.

Основные цели цифровизации: обеспечение непрерывного взаимодействия на всем протяжении цепочки поставок, дополнение стандартных продуктов цифровыми, увеличение выручки, повышение качества стратегирования благодаря аналитике данных, создание культуры постоянного совершенствования для преимущества на рынке, обеспечение прозрачности цепочек, автоматизация принятия решений, а также сокращение рутины и повышение производительности.

Подготовка к цифровой трансформации цепочек поставок

Определить цель цифровизации

Для эффективного применения цифровых технологий необходим полный анализ бизнес-процессов и выявление «бутылочных горлышек», где технологические новации дадут максимальную пользу. Важно оценить реализуемость проекта с использованием систем, которые уже предлагает рынок. Выбор технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и устройства интернета вещей (IoT), должен соответствовать поставленным целям с учетом опыта специалистов и обеспечения плавного внедрения.

Подготовить персонал

Для интеграции технологий с бизнес-процессами основное внимание следует уделить обучению персонала. Также важно показать результаты внедрения, например, увеличение прибыли — это поможет сотрудникам оценить смысл цифровизации.

Гарантировать безопасность данных

Обеспечение безопасности данных является ключевым аспектом цифрового решения. Структурированная трансформация может гарантировать наследование данных в новую систему в унифицированном виде. Кроме того, важно создать систему безопасности, например, с помощью блокчейн-технологии.

Регламентировать процесс цифровизации 

Для цифровизации цепей поставок необходимы системность, адаптивность и стратегический подход. Это позволит компании стать более конкурентоспособной и быстро меняться в соответствии с запросами рынка. Поэтому после внедрения цифрового решения важно установить регламенты мониторинга и анализа производительности.

Технологии в логистике в сегменте B2B

При цифровизации бизнеса необходимо учитывать четыре основных компонента: клиента, продукт, процесс и логистику. Последовательность цифровизации такова: сначала клиентский опыт, затем продукты и услуги, далее операции и процессы, и лишь в финале — цепочка поставок.

С точки зрения цифровизации клиентского опыта речь идет об омниканальности, цифровом маркетинге, CRM. Для продуктов и услуг применяются интернет вещей, предиктивная аналитика, ИИ. Операции и процессы цифровизируются с помощью аналитики больших данных, облачных сервисов, RPA-технологий, процессного (SCOR) моделирования. И наконец, инструментами цифровизации цепей поставок являются цифровые и математические двойники, имитационное моделирование, интегрированное планирование и оптимизационное моделирование.

Разберем несколько примеров логистических задач, которые решаются с помощью цифровизации.

Мониторинг грузов 

Контроль над грузом и повышение качества доставки остаются актуальными проблемами в логистике, поскольку координация между организациями часто является слабым местом. Решением стали технологии, такие как телематические системы для контейнеров, отслеживающие, где находится груз реальном времени. Это сокращает время транспортировки и сопутствующие расходы, что имеет значение в нестабильной среде.

Прогнозы техобслуживания и рисков отказов оборудования

Промышленные компании долгое время выбирали между реактивной (ремонт после поломки) и превентивной (плановый ремонт) стратегиями в техобслуживании оборудования. Однако эффективность обоих подходов вызывает сомнения из-за высоких издержек на простои или необоснованные затраты на обслуживание. Сейчас предпочтение отдается применению предиктивной аналитики, что помогает прогнозировать отказы оборудования и предупреждать их, что повышает экономическую эффективность обслуживания.

Грузовой беспилотный транспорт

Беспилотные грузовые автомобили оснащены датчиками и картографическими данными, что позволяет им «понимать» окружающую среду и реагировать на события в реальном времени. Недавно на трассе М11 «Нева» проводились тесты беспилотных КАМАЗов, использующих электронные карты, лидары, сети WI-FI/LTE, сонары и камеры для навигации и обнаружения объектов. В 2024 году планируется их дальнейшее внедрение, что должно значительно повысить эффективность логистических операций. Однако еще требуется совершенствование работы беспилотников на трассах с общим движением.

Растущее число технологических инструментов в цепях поставок предоставляет компаниям опции для непрерывного улучшения бизнес-процессов через цифровизацию. Однако это также может привести к «цифровому хаосу». Для предотвращения фрагментации систем важно применять интегрированный подход к цифровой трансформации. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации10.08.2022
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ № 65, ул. Оптиков, д. 4 к. 3 стр. 1, помещ. 13-Н
ОГРН 1227800102980
ИНН / КПП 7814811882 781401001

Контакты

Адрес 115114, Россия, Дербеневская наб., д. 11, БЦ «Полларс», корп. А, офис 401 197374, Россия, ул. Оптиков, д. 4, корп. 3, стр. 1, БЦ «Лахта-2»

Социальные сети