РБК Компании

Реализует ли искусственный интеллект наши мечты

PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — о результатах масштабного исследования ВШБ и РАСО об использовании искусственного интеллекта российскими компаниями
Реализует ли искусственный интеллект наши мечты
Андрей Шаромов
Андрей Шаромов
PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Эксперт по стратегическим коммуникациям, управлению корпоративной и личной репутацией в бизнесе. Обладатель EMEA PR Excellence Award в категории PR specialist of the year

Подробнее про эксперта

Невыносимая легкость бытия PR-директора

Идея этого исследования родилась из болевых ощущений почти каждого рабочего дня. Они возникали тогда, когда я видел в СМИ те иллюстрации, фотографии низкого качества из бесплатных фото-стоков, которые подбирались бильд-редакторами к новостям и статьям бизнес-школы. Печаль была велика — иллюстрации не только не выражали основную мысль и не помогали читателям быстро уловить суть публикации, но порой выглядели как дискредитация текста. 

Как гуманитарий до мозга костей, опасающийся даже формирования отчетов в таблице Excel, я с завистью читал поток публикаций о том, как здорово ИИ выполняет рутинные задачи, в том числе, в маркетинге. Освоение этой «техно-музыки сфер» казалось недостижимым. Но по рекомендации коллег с факультета журналистики Воронежского госуниверситета рискнул и зимой прошел обучение по работе с нейросетями на президентской платформе «Россия — страна возможностей». Уже от первых домашних заданий, которые в рамках обучения мы выполняли в Gigachat, YandexGPT и других системах, — как будто крылья за спиной выросли. Или пара рук дополнительных: несложные тексты и запросы на подготовку иллюстраций ИИ решал легко и непринужденно, за пару минут. С очень высоким качеством, уровень которого впечатлил и меня, и те издания, в которые мы стали рассылать тексты с иллюстрациями, сгенерированными в системах ИИ.  Оказалось, что нейросеть выражает смысл новости и статьи наших спикеров гораздо точнее, гораздо ярче и интереснее, чем подборка нерелевантных фотографий из бесплатных архивов.

Обменявшись мнениями с коллегами из РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью) узнали, что им легче и удобнее готовить тексты с помощью ИИ-инструментов. Обсуждая опыт друг друга, мы поняли — есть смысл провести масштабное исследование всей отрасли, чтобы составить актуальную и реалистичную картину того, как ИИ-технологии используются сегодня в маркетинге и коммуникациях российских компаний. 

«Работа, работа, перейди на чат-бота»

В широкую начальную выборку всероссийского опроса мы включили директоров по маркетингу, по связям с общественностью и других специалистов коммуникационной отрасли. В итоге в исследовании приняли участие свыше 400 директоров по маркетингу и PR, специалистов по массовым коммуникациям из 46 регионов России. География проекта — от Крыма до Сахалина. 

Результаты показали, что с приходом ИИ сбылась вековая мечта той части российской интеллигенции, которая всегда искала возможность делегировать работу «Федоту». А если говорить серьезно, то доля тех, кто уже сегодня использует нейросети, — 85%. Таковы ответы респондентов. 

Интересно, что больше половины из них — 57% — работают в компаниях, лишь 22% — в пиар или рекламных агентствах. При этом 35% опрошенных представляют крупный бизнес России, 14 ключевых отраслей отечественной экономики. Эти результаты приятно удивили: мы ожидали, что проникновение технологий искусственного интеллекта — удел агентств и представителей малого, среднего бизнеса. 

Выстраивание долгосрочных партнерств с крупным бизнесом является философией Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. На каждой образовательной программе у нас есть система академических советов, членами которых как раз и выступают представители российских компаний-лидеров. Исследование показало, что бизнес открыт инновациям, активно трансформируется и с энтузиазмом использует новейшие технологии, обеспечивающих высокую динамику развития. При этом респонденты не испытывают никаких опасений, что ИИ заменит «живых» сотрудников — 67% опрошенных не боятся переложить часть своих функции на нейросети. 

Да, некоторые мечты — с ИИ сбываются!

Что будет завтра? Завтра каждый сможет создавать свое кино на смартфоне. Но не каждый станет Тарковским

Разнообразие инструментов и форматов работы уже сегодня впечатляет. Это и объемные тексты, и короткие форматы, а также изображения. Нужно учитывать, что сам мир коммуникации меняется: если раньше значительную долю информации мы потребляли через газеты, книги — то есть посредством текстового контента, то с появлением смартфонов мы все больше переходим на визуальный контент — иллюстрации, короткие видео. Да, текст тоже остается важным, даже титры — это текст, но сегодня без визуальных форматов нет эффективного продвижения. Поэтому для маркетологов новый инструментарий жизненно необходим. 

Не удивительно, что первой потребностью, которую закрывают нейросети стали иллюстрации.  Следующим шагом будут, уже становятся, короткие видео. Пока еще, чтобы сделать ролик, нужно обращаться в продакшн-студию, оплачивать услуги сценариста, режиссера, оператора и так далее. Но уже сегодня нейросети показывают примеры создания коротких видео с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Однако не каждый станет Тарковским. 

Очевидно, что помощники на базе нейросетей могут быть полезны не только для автоматизации рутины, но и для решения более комплексных задач: исследований, аналитики или разработки маркетинговых стратегий.

Российское — значит отличное

На входе в исследование можно было ожидать, что абсолютную победу одержат зарубежные ИИ-системы, однако эти ожидания не подтвердились: лишь 19% респондентов пользуются исключительно зарубежными системами. Моя личная позиция — нужно «прокачивать» запросами, промптами, российские системы, среди которых YandexGPT, GigaChat от Сбера, YandexART, Кандинский. Поэтому я очень обрадовался, когда увидел, что 31% респондентов используют исключительно российские системы, а 50% используют «всеми доступными на рынке». 

На презентации результатов исследования в кампусе ВШБ эксперты затронули и перспективы развития генеративных моделей до стадии AGI (Artificial General Intelligence). При самом бурном развитии искусственного интеллекта, роль человека в формулировании задач, проверке результатов останется главной. Естественный  интеллект Homo Sapiens в этом контексте останется обязательным элементом системы взаимодействия с новыми возможностями. 

Преодолеть себя

Часто новые технологии на первых этапах развития кажутся широкой общественности чем-то несерьезным, «игрушкой». И даже профессионалы не сразу готовы включить в свой арсенал новый инструментарий — ведь надо потратить время и силы на освоение и внедрение. На панельной дискуссии в ВШБ один из спикеров обратил внимание, что такой психологический барьер преодолевали все технологии, изменившие мир: компьютер, интернет, а в недавнем прошлом — MP3 формат записи и хранения музыки и др. И с искусственным интеллектом лавина уже запущена: нейросети, на старте радовавшие нас смешными картинками и мемами, уже интегрируются с бизнесом и постепенно встраиваются в важные бизнес-процессы.

Наше исследование, в том числе и об этом: преодолеть себя, чтобы новыми технологиями повысить собственную эффективность в профессии. 

Зимой прошлого года мне казалось, что гуманитарию обучиться столь сложным технологиям как ИИ невозможно, и меня ждет фиаско. А получил большое удовольствие от преодоления страхов и освоения навыков работы с искусственным интеллектом. 

Сегодня вижу, что на выполнении рутинных задач в работе по связям с общественностью Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ экономится примерно 80% рабочего времени. Это касается в основном подготовки иллюстраций. Здесь ИИ выступает как еще один очень компетентный, высокоэффективный сотрудник в команде. Правда, от других участников требуется освоение нового навыка: промпт-инжиниринг, составление запросов в ИИ-системы. 

Очевидно, что в масштабах бизнеса многих российских компаний, внедрение ИИ — это путь к экономии трудовых ресурсов и повышению операционной эффективности. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал0,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва УЛ. МЯСНИЦКАЯ Д.20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия