РБК Компании
Главная ToDoFood 22 октября 2024

Кассовый разрыв: определяем причину, устраняем, анализируем

Как научиться не только достаточно быстро устранять кассовые разрывы, но и предупреждать такие проблемные ситуации
Кассовый разрыв: определяем причину, устраняем, анализируем
Источник изображения: Shutterstock.com
Евгений Гиркин
Евгений Гиркин
Собственник и генеральный директор группы компаний ToDoFood

Серийный предприниматель, инвестор, ментор

Подробнее про эксперта

Даже у компаний, устойчиво стоящих на ногах, из года в год увеличивающих прибыль, случаются кассовые разрывы. И это не удивительно, так как зачастую подобные вещи происходят по независящим от них обстоятельств. Владелец группы компаний ToDoFood Евгений Гиркин о том, как уберечься от финансовых проблем, раскачивающих лодку бизнеса.

Денежные средства — контролируем их движение

Даже если вам кажется, что все отлажено и процессы — закупки сырья, производства, реализации товара идут своим чередом, обязательно нужно контролировать движение денежных средств. Также, как ведение отчетности и бюджета движения денежных средств. Если видите необходимость, то нужно провести аудит. Это поможет предвидеть приближение кассового разрыва, вовремя исправить ситуацию, подкорректировать причины, влияющие на подобные аспекты. А причины могут быть разные — от высокого процента дебиторской задолженности, до влияния сезонных факторов. Но чаще всего, как показывает практика, проблема начинается с задержек клиентов по оплатам. У нас самый большой кассовый разрыв был по дебиторской задолженности, когда она составляла порядка 37%, после того как взяли вопрос под контроль, она выходила не больше 5-7% от оборота. Здесь, конечно, нужна адресная работа с каждым, отслеживание поступающих средств. Лучше, когда менеджеры следят за сроками оплат и напоминают клиентам о приближающейся дате. При нарушении договоренности мы, например, реагируем на происходящее, сокращая предусмотренное ранее количество дней на отсрочку (заранее предупредив клиента о возможных мерах в случае нарушения сроков оплаты). Обычно это действует. Кроме этого для предупреждения кассового разрыва необходимо четко следить за лишними расходами, остатками продукции.

Чем может быть опасен кассовый разрыв

У компании в этот период нет денег заплатить за товар, либо за услуги, которые ей оказали. Те поставщики, которым она должна денежные средства, могут разорвать договоренности. Вроде бы отказались и что такого? Но, здесь есть определенная сложность — если находить новых поставщиков, то они будут просить предоплату, так как без нее практически никогда не начинают сотрудничество (не знают еще клиента, его платежеспособность). В итоге, есть риск, что может остановиться вся деятельность предприятия. А это чревато тем, что не будет вестись продажа продукции, т.е. прекращается денежный поток. Понятно, что вы когда-то от клиентов деньги заберете и рассчитаетесь со своими поставщиками. Но, определенный период простоите и прождете своих денег. Это хорошо, если клиенты что-то вам должны, а если нет, и компания попадает в кассовый разрыв, то здесь ситуация будет еще хуже, т.к. денег будет взять совсем неоткуда (если нет складских запасов, которые можно распродать и взять оттуда деньги). В худшем случае, подобное чревато банкротством. Риски большие. Можно ли их избежать? Нужно.

«Предупрежден, значит вооружен»

Чтобы предостеречь свою компанию от всевозможных ситуаций, связанных с кассовыми разрывами, нужно, в первую очередь, регулировать вопрос по дебиторской задолженности.

  • Контроль за товарно-материальными запасами. Нельзя их «раздувать», у каждого, как правило, свои нормы, так у нас в компании сейчас предполагаемый уровень остатка — 25% от месячной нормы. Если в течение месяца мы, к примеру, производим 100 т панировочного сухаря, то на остатках должно быть 25 т. Я имею ввиду товарные запасы как самого продукта, так и сырья из которого он изготавливается. Все это помогает отслеживать движение денежных средств и не попадать в кассовый разрыв. Обязательно нужно вести ежедневный платежный календарь и фиксировать — какие платежи приходят и какие планируешь сделать (для того, чтобы не было сюрпризов, а возникающие нюансы ты смог бы в процессе откорректировать). 
  • Подконтрольное снятие дивидендов. Если собственник хочет вывести свои дивиденды, это должно быть согласованно и поставлено в график, соответственно, никаким отрицательным образом не должно влиять на финансовую деятельность компании. Не должно быть так, что собственник взял часть дивидендов, а сырье закупать не на что.

Таким образом, по всем основным направлениям необходимо грамотно регулировать происходящие процессы и движение денежных средств. Только четкие слаженные действия команды по установленным в компании правилам, компетенции специалистов, отвечающих за финансовые вопросы и планирование, надежный контроль со стороны руководства позволят избежать проблем в виде кассового разрыва и спокойно, стабильно вести свою деятельность. А еще, в идеале, конечно бы было неплохо иметь хорошую финансовую подушку, чтобы в случае непредвиденной ситуации подключить дополнительные финансовые резервы. Хотя, здесь тоже нужно очень тонко подходить к вопросу, ведь, как мы знаем, деньги должны постоянно по максимуму работать на бизнес, а не лежать в «запасниках». Поэтому ищем ту самую золотую середину.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Каждый год оборот компании х2Оборот за 2023 год 370 млн руб

Профиль

Дата регистрации31.01.2014
Уставной капитал40 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Головинский, ул. Смольная, д. 2, помещ. 4н/10
ОГРН 1147746065389
ИНН / КПП 7743914053 774301001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия