Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Геймификация в бизнесе: от онбординга до продаж. Руководство по внедрению

Как игровые механики помогают бизнесу: увеличиваем вовлеченность сотрудников через геймификацию. Практический опыт внедрения
Геймификация в бизнесе: от онбординга до продаж. Руководство по внедрению
Источник изображения: Личный архив компании
Евгения Ситникова
Евгения Ситникова
CEO

Евгения Ситникова — CEO и основатель digital-студии TRIBE, специализирующейся на геймификации.

Подробнее про эксперта

Заядлый геймер Илон Маск попытался геймифицировать целое Министерство эффективности США и превратить государственные расходы в игру. Мы не обсуждаем сейчас результаты, но это выглядит естественным для поколения, сформированном в технологическом мире начала 2000-х. Тогда геймификация только начала набирать обороты. Еще в 2014 году Маск утверждал, что образование должно быть «максимально приближено к видеоигре». Игры делают задачи более «перевариваемыми», а соревнование превращает рутину в гонку.

Если геймификация вызвала удивление в министерстве, то в корпоративной среде ее применяют повсеместно — от онбординга сотрудников до мотивации отдела продаж. При этом у нее есть свои правила, которым нужно следовать, чтобы она сработала. Разберем пошагово, как эффективно интегрировать игровые механики в бизнес-процессы компании.

В реалиях российского бизнеса теория переходит в практику, как правило, только в мегакорпорациях, связанных с инновациями и технологиями. Факторы, замедляющие распространение результативных методов, в среднем и малом бизнесе просты: непонимание целесообразности, ресурсные ограничения и, конечно, банальный страх изменений.

Немного цифр

Игровые механики включают дофамин в мозгу и превращают рутину в увлекательный процесс: делают сложные задачи «перевариваемыми», помогают безболезненно внедрить обучение технике безопасности, упрощают онбординг новичков и сбор обратной связи. 

Корнелльский университет провел масштабное исследование о влиянии геймификации на скорость внедрения новых DevOps-практик в IT-компании. Оно показало, что система бейджей ускорило адаптацию новых методов в несколько раз. При этом 73% разработчиков из 45 изученных отметили, что такой подход помог им быстрее освоить стандартизированные практики.

С чего начать внедрение геймификации: от анализа проблем до создания сценария

Подготовка

  • Сформулируйте проблемы, которые будете решать. Внедряйте геймификацию там, где есть конкретная боль или неэффективность, а не просто потому, что это «круто».
  • Обозначьте цели и задачи внедрения с конкретными показателями, которые хотите изменить, проведите измерения до и после. 
  • Изучите и сформулируйте мотивы и барьеры.

Формирование сценария 

Самостоятельно или с привлечением подрядчика.

  • Исходя из мотивов, придумайте сценарии и правила игры. Главное на этом этапе — создать игровую механику, которая привлечет пользователя к активности и будет работать на бизнес.
  • Цели игры должны быть измеримыми и достижимыми, правила должны быть понятны и логичны, система мотивации должна соответствовать ожиданиям участников.

На что еще можно (но не обязательно) опираться при разработке сценария: на социальные мотивы, задать правильные/неправильные модели поведения, рассказать истории успеха.

В результате получится документ, описывающий оба этапа. 

Разработка и внедрение

  • План внедрения: важный аспект — постепенность и адаптация. Не нужно сразу делать ставку на дорогостоящие проекты, начните с небольшого. Внедряйте сценарий пошагово и измеряйте успехи/провалы на каждом шагу, будьте готовы обновлять и адаптировать систему, исходя из замеров и новых задач.
  • Признание человеческого фактора. Учитывайте, что найдутся те, кто вообще не захочет играть. Никакая геймификация не вовлечет 100% сотрудников. Как правило, охват составляет 30–90%. Но и этого часто достаточно для прорыва.

Важно: геймификация не исправит плохой бизнес-процесс. Если продажи проседают из-за сломанной CRM-системы, никакие персонажи и виртуальные бонусы не заставят клиентов покупать. Игра лишь усилит то, что уже работает, то, что имеет под собой прочную основу.  

Геймификация в бизнесе: от онбординга до продаж. Руководство по внедрению

От рекрутинга до чек-апов настроения: области применения игровых механик 

Охота на таланты в HR

  • Красивые квизы и тесты про корпоративные ценности легко и нативно расскажут, как у вас хорошо и что вы цените.
  • Виртуальные туры в офис на корпоратив или в кабинет директора. Покажите товар лицом, все, что у вас есть, можно ли приходить на работу с питомцем и т.д.
  • Создайте игру для конференции или выставки. Игра может быть любая, а эффект будет ощутимый и мгновенный — от рекрутинга «здесь и сейчас» до вирусного распространения контента по всей отрасли. 

Один из наших HR-специалистов, например, предлагает кандидатам на собеседовании дополнительное задание: найти ошибки на сайте компании. Сразу оговаривается: чем больше ошибок найдешь, тем выше шанс пройти в следующий этап. И тут важны, конечно, не ошибки. Важно, насколько человек внимателен, как он формулирует мысли и насколько заинтересован в работе.

Онбординг

  • Много коллег для знакомства? Сделайте карту предприятия/бизнеса с сотрудниками и их именами и должностями, с фильтрацией, кто за что отвечает.
  • Сложные правила и техники безопасности, библия компании на 100 страниц? Превратите это все в игру, где пошагово нужно делать выбор по типу Tinder и узнать, насколько ты прав и мэтчишься с компанией.
  • Необходимо познакомить новичков с базовыми навыками консультирования, профстандартами, элементарными программами? Создайте миссию по спасению мира, где герои должны найти лекарство для спасения человечества. Игроку необходимо в одиночку делать обоснованный выбор, решать поставленные задачи, проходя этапы обучения.  

В Tribe проблему с адаптацией новичков решили следующим образом. Мы разработали микроигру, где в виртуальном офисе «живут» реальные сотрудники. Достаточно кликнуть на персонажа, чтобы узнать его имя, должность, зону ответственности, рабочее место. Это позволяет новичку быстро сориентироваться и легко освоиться в новом окружении. 

Геймификация в бизнесе: от онбординга до продаж. Руководство по внедрению

Сбор обратной связи, мониторинг

  • Для сбора информации запустите анонимные лайки. Игра, где сотрудники лайкают коллег из других отделов, исходя из определенной системы оценки, например: «лучший товарищ, всегда поможет в беде» и прочее.
  • Визуальные чек-апы настроения команды/отдела. Как минимум используйте простой бот или чат, который каждое утро, а иногда и в течение дня, просит сотрудников прислать смайлики, соответствующие их состоянию. 

Честную обратную связь любят давать не все сотрудники, особенно насчет коллег или руководства. Здесь можно использовать такую игру. Представьте: у сотрудника есть личный кабинет с вкладкой «Задания», и там появляется новая миссия: «Пройди опрос и получи внутреннюю валюту!» Потом эта валюта может быть конвертирована в реальные блага: мерч компании, бонусы, а иногда даже в настоящие деньги. Такая система не только стимулирует участие в опросах, но и дает сотрудникам свои «плюшки». Все остаются в плюсе: компания получает необходимые данные, а сотрудники — вознаграждение.

Обучение

  • Создайте «Карту сокровищ». Пользователь продвигается по карте, выполняя задания: просмотр обучающих роликов, прохождение тестов и т.д. Приз — сундук с золотом, который можно обменять, например, на корпоративный мерч.
  • Представьте, что вы — техник на заводе, попавший в виртуальный мир, где нужно наладить работу производства. Для этого необходимо пройти серию миссий, каждая из которых представляет собой определенную схему работы предприятия или процесс.
  • Игровой квиз, в котором нужно помочь герою провести день без травм, отвечая на вопросы и получая визуальное и информационное разъяснение при выборе тех или иных ответов.

Мы внедряли геймификацию для обучения технике безопасности в производственной компании. Важно было вызвать эмоции — именно они помогают запомнить правила. Играть нужно было за персонажа и, например, выбирать «надеть/не надеть» в той или иной ситуации защитную экипировку. Если «не надеть» — прилетал кирпич, гейм-овер, все запускалось заново. При этом правила должны быть написаны и утверждены — геймификация их не заменяет, а только усиливает эффект от обучения.

Продажи:

  • Формат «Челлендж дня» для команды. Создайте задачу и вознаграждение — например, собрать 5 отзывов о том или ином продукте за оплачиваемый выходной.
  • Формат «Миссия выполнима». Подготовьте перечень самых непростых рабочих заданий и дайте возможность каждому сотруднику выбрать одно из них. Участники, успешно справившиеся с поставленной задачей, получают вознаграждение. Такой формат поможет избежать излишней конкуренции, разнообразив при этом рабочий процесс и сделав его более увлекательным.
Геймификация в бизнесе: от онбординга до продаж. Руководство по внедрению

Чек-лист по геймификации

Чтобы геймификация принесла ощутимую пользу, важно соблюдать несколько правил:

  • Работайте с существующими процессами. Геймификация улучшает то, что уже работает, но не может исправить сломанную систему.
  • Решайте реальные проблемы. Внедряйте игровые элементы там, где есть конкретные сложности или неэффективность.
  • Знайте свою цель и аудиторию. Определите, чего хотите достичь и для кого создаете систему. Не все будут активно участвовать — это нормально.
  • Действуйте постепенно. Не начинайте с масштабных проектов. Тестируйте небольшие решения и адаптируйте систему по мере необходимости.
  • Учитывайте человеческий фактор. Главная сила геймификации — в снижении стресса, повышении вовлеченности и создании здоровой атмосферы.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия