РБК Компании
Главная ЭТП ГПБ 5 сентября 2024

Северный завоз: что поставляют отдаленным территориям на 87 млрд в год

Подробно о снабжении Севера рассказывает руководитель управления развития бизнеса ЭТП ГПБ Вадим Клементьев
Северный завоз: что поставляют отдаленным территориям на 87 млрд в год
Источник изображения: barentsobserver.com
Вадим Клементьев
Вадим Клементьев
Руководитель управления развития бизнеса ЭТП ГПБ

Эксперт программы повышения квалификации для работников Евразийской Экономической комиссии.

Подробнее про эксперта

1 апреля 2024 года вступил в силу закон о северном завозе — доставке грузов в районы Крайнего Севера. Это важная часть реализации арктических проектов, которые будут определять дальнейшее развитие российской экономики. Каждый год на снабжение заполярных территорий продуктами, лекарствами, топливом и другими товарами направляется 87 млрд рублей. Поставки грузов, в том числе закупленных по 44-ФЗ и 223-ФЗ, обеспечивают жизнь 3 млн человек и работу предприятий в Арктике. Подробно о снабжении Севера рассказывает руководитель управления развития бизнеса ЭТП ГПБ Вадим Клементьев.

Что такое северный завоз

Северный завоз — логистическая система по снабжению товарами районов Крайнего Севера. Это удаленные и труднодоступные, но стратегически важные территории. Доставлять грузы на них долго, дорого и сложно. Из 1,8 тыс. населенных пунктов северного завоза у ⅔ нет связи с федеральными дорогами: товары привозят по воде и воздуху, преимущественно по Северному морскому пути.

Власти рассчитывают, что закон о северном завозе повысит скорость и надежность поставок, а также поможет снизить стоимость товаров первой необходимости. 

Конечно, территории Крайнего Севера обеспечивались товарами и раньше, однако для приоритетного развития Арктической зоны необходим более системный подход к снабжению. Теперь появилась единая нормативно-правовая база, которая регулирует взаимодействие участников завоза, их права и обязанности. Закон четко регламентирует процедуру завоза, определяет ответственных за ее осуществление и закрепляет финансовые механизмы ее обеспечения. Например, единым координатором северного завоза выступает Минвостокразвития — министерство составляет план поставок и утверждает их маршруты.

Как устроено снабжение Севера

Товары, которые поставляются в рамках северного завоза, разделены на три категории. Первая и самая приоритетная — жизненно важные грузы для населения, а также работы социальной сферы, ЖКХ и энергетики. В список вошли социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары первой необходимости, лекарства, медицинские изделия, топливо и горюче-смазочные материалы — в общей сложности 158 наименований. Вторая категория товаров — грузы для государственных и муниципальных нужд, за исключением товаров первой категории. Грузы второй категории приобретаются по процедуре регламентированных закупок в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ. К третьей категории относятся все остальные товары, их поставляют в последнюю очередь. Всего в рамках завоза в 2024 году перевезут 5,5 млн тонн грузов. 

Доставлять товары можно любым доступным видом транспорта, при этом для организации морских перевозок с 2025 года каждые 15 лет будут выбирать единого оператора. Стоимость его услуг будет контролировать правительство. Также государство имеет право регулировать цены на отдельные виды товаров, торговые надбавки и тарифы на некоторые услуги. 

На закупку и доставку товаров первой категории региональные власти смогут выдавать бизнесу бюджетные кредиты под 0,1% сроком до трех лет: на это потребуется почти 56 млрд рублей ежегодно. Также предусмотрено субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива по железным дорогам и морских перевозок единым оператором — по оценкам, понадобится 9,5 млрд рублей в год. 

С 2025 года заработает электронная система для отслеживания поставок в режиме реального времени. Она поможет государству собирать статистику по перемещениям и запасам товаров, чтобы планировать завоз. Механизм уже протестировали в Якутии: выработанные с помощью системы маршруты помогли сократить издержки на 400 рублей за 1 кг перевозимого груза, рассказал административный директор «Востокгосплана» Виталий Кубичек. По его словам, транспортные затраты снизились в три раза по сравнению с теми, которых требовала привычная логистическая цепочка.

Инфраструктура завоза 

В перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза входят более 150 участков федеральных и местных автодорог, 16 аэропортов, свыше 125 железнодорожных станций, а также почти 40 морских и речных портов в 23 регионах. В их числе республики Коми и Саха (Якутия), Камчатский и Красноярский края, Архангельская и Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа.

Всего к концу марта 2024 года в списке было около 400 объектов, в будущем это число увеличится до 1000. Если сейчас развитие и поддержание работы опорной инфраструктуры финансируют в том числе регионы и муниципалитеты, то с 2026 года 100% расходов лягут на федеральный бюджет. Это должно помочь в модернизации устаревших систем. 

Именно неудовлетворительное состояние транспортно-логистической инфраструктуры — главная сложность в организации северного завоза, сообщали в «Востокгосплане»: в 2022 году средний уровень износа базовых объектов составлял более 80%. Для обновления системы запущены проекты разного масштаба — расскажем о нескольких из них.

Проекты по развитию маршрутов и транспорта

Основную долю поставок в рамках завоза осуществляют водным транспортом по Северному морскому пути, соединяющему европейскую часть России с Дальним Востоком. План развития СМП до 2035 года включает свыше 150 мероприятий на общую сумму почти 1,8 трлн рублей. В их числе строительство нефтеналивного терминала «Бухта Север» и угольного терминала «Енисей», развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в порту Диксон, создание и модернизация железных и автомобильных дорог. Не все эти проекты напрямую связаны с северным завозом, однако они непосредственно влияют на развитие необходимой для него инфраструктуры.

Например, один из ключевых проектов развития Арктики — строительство Северного широтного хода (СШХ). СШХ позволит организовать прямое сообщение между Северной и Свердловской железными дорогами по маршруту Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево в ЯНАО. Его общая протяженность составит около 700 км. По мере готовности СШХ будет подключаться к исполнению северного завоза.

Модернизация сразу по трем направлениям ждет порт Тикси в Якутии. Она будет включать реконструкцию существующего портового комплекса и создание двух терминалов — глубоководного и пассажирского. По завершении работ грузооборот порта должен вырасти с 670 тыс. тонн в 2022 году до 30 млн тонн. Одна из целей проекта — удешевление поставок в рамках северного завоза. 

Чтобы товары поступали без перебоев и в нужном объеме, необходимы также новые суда. По планам к 2030 году введут в эксплуатацию семь атомных ледоколов для обеспечения круглогодичной навигации. Три из них уже построены и используются, два строятся, закладка еще двух ожидается в 2024 и 2025 годах. Кроме того, для северного завоза «Росатом» проектирует универсальное судно-снабженец ледового класса и планирует выпустить 10 единиц к 2030 году.

Также в обновлении флота значимую роль должна сыграть Жатайская судоверфь, которую строят возле Иркутска. Там планируют выпускать по 10 речных судов в год, а также ремонтировать действующие. Предприятие поможет обеспечить бесперебойную перевозку грузов в Ленском бассейне и на северо-востоке Арктической зоны, в том числе в рамках завоза. В мае 2024 года верфь была готова на 66%, а итоговые инвестиции в проект составят более 15 млрд рублей.
 

Что будет дальше

Жизнь людей и работа предприятий в Заполярье невозможны без обеспечения продуктами, топливом, лекарствами, строительными материалами и другими товарами с «большой земли». Северный завоз решает в этом направлении две важные задачи: 

  1. Координация, чтобы необходимые товары прибывали в нужном количестве и вовремя;
  2. Снижение стоимости этих товаров.

Цель завоза — создать централизованную систему поставок и определить механизмы государственной поддержки. Это позволит модернизировать инфраструктуру, строить торгово-логистические центры, порты, мосты, дороги и аэродромы. 

По прогнозам, в итоге сроки доставки грузов на отдаленные территории сократятся в среднем на 25%, а конечные потребители смогут экономить до 20% от стоимости товаров. При этом объем поставок продолжит расти: количество перевезенных грузов в рамках завоза увеличилось с 3,4 млн тонн в 2022 году до плановых 5,5 млн тонн в 2024-м.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации23.06.2004
Уставной капитал600 010 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Коньково, ул. Миклухо-Маклая, д. 40, Подв. помещение I ком 25
ОГРН 1047796450118
ИНН / КПП 7724514910 772801001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия