РБК Компании
Главная CODDY 27 ноября 2023

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Обучение программированию и устранение образовательного разрыва: роль глобальной цифровой грамотности
Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева
Основатель и генеральный директор CODDY

Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.

Подробнее про эксперта

Цифровая грамотность — это умение пользоваться компьютерами, электронными устройствами и программами. Сегодня это практически необходимые навыки. Чтобы записать на прием к врачу, заплатить за телефон или коммунальные услуги, нужны хотя бы элементарные знания компьютерных технологий. К тому же разработчики каждый день придумывают что-то новое, чтобы наша жизнь стала проще и ярче. Наша же задача не отставать.

Содержание:

  • Глобальный цифровой разрыв
  • Цифровой разрыв и цифровая грамотность
  • Программирование и цифровой разрыв

Глобальный цифровой разрыв

К сожалению, сегодня не каждый человек может в идеале пользоваться компьютером, не у всех есть доступ в Интернет или личный гаджет. Отсюда наступает цифровой разрыв, то есть, неравенство в доступе к использованию цифровых технологий или недостаток навыков. 

А когда мы говорим о «глобальном цифровом разрыве», то это понятие рассматривается уже в более широком смысле. Здесь речь идет об отличиях в доступе к технологиям уже между странами и регионами мира. Сегодня это серьезная проблема, ведь из-за информационного разрыва уровень жизни людей в развитых и развивающихся странах может сильно отличаться.

Из отчета «Исследование МСЭ-D потенциальных направлений развития региона СНГ в период 2022-2025. Направление — Цифровые навыки»: 

По данным МСЭ, в 2019 году 46 процентов населения во всем мире по-прежнему не пользовалось интернетом, причем темпы роста отставания по подключению замедляются по сравнению с предыдущими годами, поскольку некоторые районы мира достигают насыщения:

  • в 11 развивающихся странах 53 процента населения находятся в автономном режиме;
  • в наименее развитых странах почти 80 процентов населения не пользуются интернетом.  

Цифровой разрыв и цифровая грамотность

Уменьшить цифровой разрыв поможет глобальная цифровая грамотность. Это умение людей использовать информационно-коммуникационные технологии и эффективно ориентироваться в цифровом мире. Оно включает в себя навыки работы с компьютером, интернетом, программным обеспечением, способность анализировать, критически мыслить и оценивать информацию.

Для многих стран цифровая грамотность необходима, чтобы сохранить конкурентоспособность и возможность переориентации экономики. Быстрый технологический прогресс меняет способы работы и производства, и страны, которые не будут готовы к цифровым трансформациям, могут отстать от других и потерять экономическую стабильность. Поэтому стратегическое развитие цифровых навыков и инфраструктуры становится важным компонентом развития и конкурентоспособности.

Учреждения и организации разных стран мира, в том числе, и Организация Объединенных Наций, Агентство США по международному развитию проводят большую работу, чтобы не допустить серьезного цифрового разрыва. 

В статье «Концептуальная модель понятия цифровой грамотности» (авторы: Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова) отмечается, чтобы повысить уровень цифровой грамотности в России, Университет НТИ 20.35 и российские IT-компании приняли решение создать новый обучающий портал Цифровая Грамотность РФ.

На этом портале будут размещены видеоуроки и статьи, которые помогут развить базовые цифровые навыки. Любой, кто пожелает, сможет самостоятельно обучиться на портале. Там будут доступны различные темы, такие как работа с компьютером и интернетом, основы программирования, создание веб-сайтов и многое другое.

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Цель данного проекта — сделать обучение цифровой грамотности доступным для всех желающих. Портал Цифровая Грамотность РФ будет предоставлять возможность изучения в удобное время и темпе. Кроме того, все материалы будут представлены простым и понятным языком, чтобы каждый мог успешно освоить эти навыки.

Российские IT-компании и Университет НТИ 20.35 совместно работают над повышением цифровой грамотности в стране, предоставляя образовательный портал, который поможет всем заинтересованным лицам выучить основы цифровых навыков самостоятельно.

Значение цифровизации в России выросло особенно после пандемии COVID-19, когда образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. В этот период стало очевидно, насколько система российского образования оказалась готова к цифровизации.  Лучше всего условия были в высших учебных заведениях, потому что в вузах обычно хорошие технические условия и сильный преподавательский состав.  При этом из-за высоких требований преподавателей часто не хватает. Чем крупнее вуз, тем лучше его оснащенность: компьютерами, мультимедийным, серверным, интерактивным оборудованием, высокоскоростным интернетом.

Чуть хуже ситуация в школах. Достаточное количество компьютеров есть не в каждой из них. Самая плачевная ситуация в сфере среднего профессионального образования.

Из аналитического доклада «Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней» (Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова):

 Общие проблемы всех уровней образования — недоукомплектованность цифровыми устройствами, а также недостаточная современность последних. Несмотря на высокую обеспеченность вузов компьютерами, только 28 процентах организаций это оборудование находится в хорошем состоянии. За последние годы несколько улучшились возможности использования цифрового оборудования в школах, однако общий уровень развития их цифровой инфраструктуры пока не вполне отвечает требованиям времени.

Программирование и цифровой разрыв

Помочь устранить цифровой разрыв может обучение программированию. Программирование — это процесс создания программ, которые управляют компьютером или другими устройствами. Знание программирования позволяет людям разрабатывать новые технологии, решать сложные задачи и быть активными участниками цифрового общества.

Компьютерные технологии сейчас применяются  почти во всех сферах жизни, а потому изучение программирования становится все более важным и актуальным.

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Почему нужно заниматься программированием?

Программирование — дело будущего. С развитием технологий, появлением современных профессий, дефицит специалистов в области программирования становится все более ощутимым. У программистов есть все возможности, чтобы добиться успехов в профессии. Благодаря знаниям программирования можно создавать собственные проекты, даже запускать стартапы.

Программирование развивает логическое и креативное мышление. Программирование требует от человека системного подхода, аналитических и алгоритмических навыков, способности к решению сложных задач. Изучение программирования помогает развить эти качества и научиться мыслить логически. А еще, программирование требует креативности, способности находить нестандартные решения задач, что развивает фантазию и инновационное мышление.

Программирование способствует развитию коммуникационных навыков и улучшению работы в команде. В современной сфере программирования редко встречаются одиночные проекты, в большинстве случаев программисты работают в командах. Взаимодействие с коллегами требует грамотного общения, обмена информацией и умения работать совместно. Получается, что программирование помогает развить и коммуникационные навыки, что полезно не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни.

Программирование — отличный инструментом для решения реальных, жизненных задач. Информационные технологии сейчас проникают во все сферы жизни — от медицины и финансов до образования и государственного управления. 

Знание программирования дает возможность создавать программы и приложения, которые могут помочь улучшить жизнь людей, решить сложные задачи и автоматизировать процессы. Будучи способом для обеспечения прогресса и инноваций, программирование позволяет повлиять на будущее и внести свой вклад в становление цифрового общества.

Будь то профессиональные амбиции, развитие мышления или улучшение жизни других людей — программирование приобретает все большую значимость. Независимо от возраста и профессии, изучение программирования может оказаться одним из самых ценных и полезных навыков для любого человека. К тому же, изучение программирования помогает устранить цифровой разрыв в обществе, предоставляя людям знания и навыки для работы с современными технологиями.

Заключение

Глобальная цифровая грамотность предоставляет людям инструменты и знания для эффективного использования информационных технологий. Это включает в себя не только умение пользоваться компьютерами и интернетом, но и понимание основных принципов работы программ и алгоритмов. Обучение программированию помогает людям развить критическое мышление, аналитические навыки и способность решать сложные проблемы.

Одна из значимых проблем образовательного разрыва — доступность качественного образования. Многие люди, особенно в развивающихся странах и отдаленных регионах, лишены возможности получить хорошее образование из-за отсутствия квалифицированных учителей и инфраструктуры. Обучение программированию может стать решением этой проблемы, так как требует только компьютера и доступа в интернет. Это дает возможность людям самостоятельно изучать и развивать свои навыки, даже без присутствия учителя.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Woman Who Matters VII Форум Woman Who Matters

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2023
Регионг. Москва
ОГРНИП 323774600501258
ИНН 773473968608

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Нижний Сусальный, д. 5, стр. 19
Телефон +74951066011
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия