РБК Компании
Главная ПРИОРИТЕТ 7 октября 2024

Зачем бизнесу нужен товарный знак, и как правильно его регистрировать

Какие преимущества получает компания после регистрации товарного знака: юрист Анастасия Бекичева подготовила гайд с живыми примерами
Зачем бизнесу нужен товарный знак, и как правильно его регистрировать
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Leonardo
Анастасия Бекичева
Анастасия Бекичева
Ведущий юрист компании ПРИОРИТЕТ

Анастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.

Подробнее про эксперта

Товарный знак (ТЗ) — это обозначение, которое используется для персонализации услуг и товаров субъектов бизнеса. Он помогает покупателям узнавать продукцию любимого бренда среди множества похожих и защищает интересы бизнеса от недобросовестных конкурентов. Понятие «товарный знак» введено Гражданским кодексом на территории РФ, но во всем мире это называется «торговая марка» или «бренд».

Государственная регистрация права на товарный знак нужна для выполнения следующих задач:

1. Повышать узнаваемость бренда. Товарный знак Apple (надкушенное яблоко) стал настолько узнаваемым, что люди часто связывают его с компанией даже, когда сам бренд не упоминается.

2. Защищать свои интересы от недобросовестной конкуренции. Зарегистрированная торговая марка дает правообладателю исключительное право на ее использование при реализации конкретных товаров и услуг. К примеру, если в Москве зарегистрирована сеть кафе под товарным знаком «Кофейный пир», то другая компания не имеет право открывать кафе или ресторан с таким же названием. Но другая организация вполне может продавать конфеты под названием «Кофейный пир» или шампуни. (п.3 ст. 1484 ГК РФ).

3. Повышать авторитет среди покупателей и работать над положительным имиджем. Многим известен товарный знак «Лаборатория Касперского», он ассоциируется с безопасностью и надежностью. При установке антивируса на новом устройстве потребители с большой вероятностью выберут именно этот бренд, потому что он уже хорошо знаком и вызывает доверие.

4. Удерживать клиентов и мотивировать на повторные покупки. Товарный знак «Макдональдс» стал настолько узнаваемым, что многие люди предпочитают посещать именно эту сеть ресторанов быстрого питания, даже если есть альтернативы. Поэтому логотип российского бренда «Вкусно и точка», который заменяет «Макдональдс» с 2022 года, отдаленно напоминает букву «М» (точка и две косые линии). Таким способом российская компания привлекает клиентов, которые предпочитают ходить в привычное кафе.

5. Устанавливать более высокие цены на продукцию. Многим известен факт, что из-за наценки за репутацию бренда смартфоны марки iPhone стоят гораздо дороже смартфонов Android, который не уступает в качестве. Это стало возможным потому, что люди готовы переплачивать, чтобы на их устройствах был логотип с надкушенным яблоком.

6. Продавать товары на маркетплейсах. Для сотрудничества с некоторыми торговыми площадками нужно регистрировать товарный знак, поскольку магазин хочет быть уверенным в правах продавца на бренд.

7. Продавать франшизы. Раскрученный товарный знак можно передавать в возмездное пользование другим компаниям и получать за это дополнительную прибыль.

Некоторые из этих возможностей доступны только после многолетней работы над развитием имиджа бренда. Но любая компания может использовать товарные знаки, чтобы продвигать продукцию, защищать свои интересы от «патентных троллей» и притязаний на интеллектуальную собственность. Действие регистрации товарного знака распространяется по всей России. Можно зарегистрировать бренд, который будет охраняться на территории любого другого государства или сразу в нескольких странах.

Что нужно для регистрации товарного знака. Пошаговая инструкция

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно разбираться в профильном законодательстве и понимать нюансы его применения. Без должной подготовки это может быть сложной задачей, поэтому бизнесмены часто предпочитают обращаться за помощью к юристам. Государственные услуги по регистрации товарных знаков оказывает Роспатент.

Самостоятельная регистрация товарного знака включает в себя следующие шаги:

1. Разработать товарный знак.

Сначала нужно определиться с видом товарного знака:

  • словесный — «Сбер», «Яндекс»;
  • изобразительный — картинки, абстракции, графические изображения: черно-желтый логотип «Билайн»;
  • объемный — представляет собой объекты с уникальной формой: стеклянная бутылка «Coca-Cola», форма конфеты «Chupa Chups».
  • комбинированный — сочетает сразу несколько элементов. У компании «Яндекс» есть название, логотип (белая буква «Я» на красном кружке) и слоган («Найдется все»). Новый логотип у «Яндекс Лавки» — белое сердечко на голубом фоне и слоган — «Вот это жизнь!».
  • звуковой — мелодия при включении кнопочных телефонов «Nokia». 

В большинстве случаев достаточно зарегистрировать название торговой марки или изобразительный логотип в России. Если заявитель планирует открыть интернет-магазин, может потребоваться уникальный доменный адрес, для трансляции рекламы по ТВ или на радио может имеет смысл зарегистрировать фирменное музыкальное сопровождение. Все зависит от особенностей конкретного бизнеса и желания заявителя.

2. Проверить на возможность государственной регистрации

Когда подготовили планируемый к регистрации логотип, нужно проверить его по двум параметрам:

  • Уникальность. Для проверки можно подать официальный запрос в ФИПС и получить подробный отчет о действующих знаках и поданных заявках.
  • Допустимость. Нельзя для магазина сантехники выбирать название «Мойдодыр», поскольку это будет нарушением прав уже зарегистрированного бренда. За использование превосходной степени: «Самый вкусный шоколад», ФАС может оштрафовать на 500 тыс. рублей (ст.14.3 КоАП). Не удалось зарегистрировать товарный знак суши-бару «Шире Хари», поскольку такое название признали нарушающим этические правила. Другие требования содержатся в п. 4 ст. 1473 ГК РФ и ст. 1231.1 ГК РФ.

По вопросам допустимости существует множество нюансов. Чтобы избежать отказа в регистрации ТЗ, судебных разбирательств и штрафов лучше обращаться за консультацией к юристам.

3. Выбрать класс МКТУ

Это международная классификация, по которой каждый вид товаров и услуг имеет свое цифровое обозначение. Важно правильно указать соответствующие номера. Сделать это можно только один раз при подаче заявки на регистрацию товарного знака. Исправить ошибку можно позже на стадии рассмотрения, но придется заплатить пошлину в размере 5000 руб. (п. 2.6.1 Положения о патентных пошлинах за товарный знак).

Стоит заранее предусмотреть зону для расширения ассортимента. Действие товарного знака будет распространяться только на те товары и услуги, которые были указаны при подаче заявки на регистрацию товарного знака.

Если бизнес в будущем планирует оказывать услуги, не отмеченные в свидетельстве на товарный знак, придется подавать новую заявку на регистрацию.

4. Оплатить пошлины за регистрацию товарного знака

Чтобы получить свой товарный знак, потребуется заплатить несколько видов патентных пошлин:

  • за подачу заявления;
  • за экспертизу по существу;
  • за регистрацию;
  • за выдачу свидетельства.

Пошлины оплачиваются в два этапа: за первые две нужно предоставить квитанции во время подачи заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент, за остальные — после получения результатов экспертизы по существу.

5. Подготовить и подать заявление на товарный знак в Роспатент

Заполните все обязательные пункты в форме регистрации товарного знака и особое внимание уделите следующим моментам:

  • Словесное обозначение. Если слова на иностранном языке, пропишите перевод и транслитерацию. Если слово не переводится или является термином, разъясните его значение. Если слово ничего не означает, укажите, каким образом оно было образовано: возможно это выдуманное слово или комбинация слогов какой-то фразы. Любые подробности могут иметь значение в случае судебного спора.
  • Изобразительный логотип. Опишите подробно изображение на логотипе, укажите цвет и другие особенности. Обязательно добавьте изображение логотипа в приложении к заявке на регистрацию товарного знака.
  • Перечень классов МКТУ. По правилам каждый номер указывается в отдельной строке, всего их девять. Если для указания всех видов деятельности места не хватило, можно перечислить их на отдельном листе.

Заявку можно передать лично в офис Роспатента в Москве, отправить по почте или онлайн через официальный сайт Роспатента.

На этапе формальной экспертизы, когда регистратор проверяет правильность оформления заявки и наличие необходимых документов, может прийти уточняющий запрос. Ответить нужно в течение 3 месяцев или заявка на регистрацию товарного знака будет считаться отозванной. Придется заново оплачивать пошлины и подавать документы.

Обратите внимание! С 2023 года подать заявку на регистрацию товарного знака могут не только юридические лица, но и граждане Российской Федерации. Быть индивидуальным предпринимателем для этого не обязательно.

6. Пройти экспертизу

На этом этапе эксперты проверяют не копирует ли заявленное обозначение уже действующие торговые марки, не вводит ли покупателей в заблуждение, соответствует ли нормам гражданского кодекса и требованиям других правовых актов.

Если ошибок и нарушений не обнаружено, заявителю направят ответ о допуске к регистрации. После этого нужно оплатить оставшиеся пошлины и переходить к следующему этапу инструкции.

7. Получить свидетельство

После получения квитанций об оплате пошлин Роспатент регистрирует новый ТЗ и отправляет свидетельство заявителю по адресу, указанному в заявке. Срок регистрации товарного знака составляет около 5-12 месяцев. 

Обратите внимание! Закон охраняет торговый знак в течение 10 лет после регистрации. Срок действия можно продлевать по заявлению каждые 10 лет неограниченное количество раз (ст. 1491 ГК РФ). Если в течение трех лет подряд фирма не выпускает продукцию и не реализует товары под зарегистрированным товарным знаком, то право на него можно оспорить по ст. 1486 ГК РФ.

Сколько стоит регистрация товарного знака в 2024 году

В стоимость регистрации ТЗ входят услуги юристов и пошлины. Большая часть расходов идет на оплату государственных услуг:

  • подача заявки на товарный знак — 3500 руб., в стоимость входит пять классов МКТУ, за каждый дополнительный класс необходимо доплатить 1000 руб.;
  • экспертиза с одним классом МКТУ — 11500 руб., каждый последующий класс стоит 2500 руб.;
  • регистрационная процедура — 16000 руб. в случае, если количество регистрируемых классов МКТУ не превышает 5;
  • выдача свидетельства — 2000 руб. выплачивается, если заявитель запросил документ в бумажной форме (п. 2.14 положения о госпошлинах).

Желание сэкономить на услугах профессиональных юристов часто оборачиваются дополнительными тратами, поскольку две трети отказов приходится именно на попытки самостоятельно зарегистрировать товарный знак.

Если торговую марку удалось зарегистрировать, проблемы могут возникнуть в будущем. Опытные специалисты могут своевременно заметить зоны риска и предложить более безопасные варианты. Поэтому на регистрацию торговой марки стоит заложить около 50-60 тысяч рублей, включая стоимость юридических услуг, чтобы обезопасить себя от неприятностей в будущем.

Возможна ли регистрация товарного знака после отказа Роспатента

Для этого существует процедура оспаривания решений. Возможность обжалования зависит от оснований отказа. Их условно можно разделить на:

  • Абсолютные. Такой отказ можно считать окончательным, и обжаловать его нет смысла. Абсолютные причины отказа могут быть в отношении знаков, которые в принципе нельзя зарегистрировать: они не отличаются от существующих ТЗ, содержат реалистичные изображения товаров или полностью состоят из неохраняемых элементов и др. (п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
  • Относительные. К этой группе относятся ошибки в заявке, сходство с действующими фирменными знаками, использование элементов авторского права и другие основания, по которым можно дать пояснения.

Далее будем говорить об относительных основаниях, которые можно попытаться оспорить или устранить.

В зависимости от ситуации заявитель может:

  • получить разрешение от государственных органов на использование названий или изображений культурных памятников и иных охраняемых объектов;
  • предоставить аргументы, убедительно доказывающие различия с существующим логотипом;
  • запросить у автора разрешение на использование исключительного права для конкретных целей;
  • направить запрос об удалении из заявки классов МКТУ, на товары и услуги, которые охраняются похожим товарным знаком.

Если Роспатент все равно отказал в регистрации, то в течение трех месяцев можно обратиться в Палату по патентным спорам (ППС). 

Подать возражение можно на бумажном носителе или в электронной форме. Для рассмотрения заявления нужно оплатить госпошлину в размере 9000 руб. (п. 2.28.2 Положения о пошлинах).

Если Палата оставила решение Роспатента без изменений, можно попытаться оспорить отказ через подразделение Арбитражного суда по интеллектуальным спорам (СИП). Успех зависит от качественной подготовки к разбирательству и наличия квалифицированной юридической помощи.

Основные этапы по регистрации товарного знака в России в 2024 году

1. Отвести на регистрацию 5-12 месяцев и минимум 50-60 тысяч рублей с учетом государственной пошлины.

2. Выбрать подходящие виды товарного знака, которые будут нужны для продвижения бизнеса и защиты его интересов.

3. Проверить логотип на оригинальность и допустимость.

4. Продумать, какие товары и услуги будут в приоритете у бизнеса на ближайшие 10 лет и подобрать соответствующие классы МКТУ.

5. Оплатить патентные пошлины.

6. Отправить форму для регистрации товарного знака в Роспатент, чтобы получить приоритет на регистрацию выбранной торговой марки.

7. При необходимости вовремя давать аргументированные ответы на запросы Роспатента.

8. Дождаться результатов экспертизы, оплатить оставшиеся пошлины и получить свидетельство.

Все это можно сделать самостоятельно или обратиться к специализирующимся юристам за услугой по регистрации товарного знака, чтобы ускорить регистрацию и не переплачивать за пошлины на оспаривание отказа и повторное обращение.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2007
Уставной капитал12 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, пер. Брошевский, д. 6 стр. 2, офис 9
ОГРН 5077746337796
ИНН / КПП 7701711164 770901001
Среднесписочная численность45 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@UK-PRIORITET.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия